Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БИЛЕТ 14. Проблемы сознания в философии. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Коллективное бессознательное.




Существуют различные историко – философские проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.

 

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

 

В культуре христианства под сознанием понимали прежде всего знание о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слияние с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым, т. е. это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. – геоцентрическое мировоззрение.

 

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царём природы, опираясь на свой Разум. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира. Человек своей деятельностью творит мир. Сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо

идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так как сознание тождественно предметному миру.

В настоящее время под сознанием понимают высшую форму отражения действительного мира; свойственную только людям и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Термины“бессознательное”,“под­сознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят:“Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получи­лось” и проч.

Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех эта­пах своего осуществления одинаково ясно осознанным. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.

И. К.ант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферывоспри­ятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к вы­водуоб их существовании. Бессознательное — это темные пред­ставления в человеке, число которых безгранично. На огромной карте нашегодуха "освещенытолько немногиепункты".

А. Шо­пенгауэр выдвинулиррационалистическуюконцепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит бес­помощное сознание. Продолжателемиррационалистическихидей выступил Э. Гартман при­знавал основой всего сущего бессознательноедуховное начало, об­разующее абсолютное единство воли иидеи. Бессо­знательное незаметно управляет человеческим разумом.

На необходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особен­но в протекании различного родадушевных отклонений и заболе­ваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель 3. Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессо­знательна, что человек находится в постоянном стремлении к удов­летворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

З.Фрейдподчёркивал, что бессозна­тельное с большимтрудом переходит в областьсознания. Объясняется это действием двух механизмов — вытес­нения и сопротивления. Неприем­лемые из-за множества социальных запретов желания и влечения изгоня­ются за пределысознания, не допус­каются в него. Тем не менее, они дают о себе знатьв искаженнойили симво­лическойформе. Сновидения, описки, оговорки, провалыв памяти, разнооб­разные невротические симптомы— всеэтоследывытесненныхтравмиру­ющих переживаний. Они создают в сфере бессознательного сильно за­ряженный очаг, постоянно оказыва­ющий разрушительное воздействие и напоминающий о себе совершенно внезапными проявлениями.

Фрейдсчитал, что в оговорках, ошибочных действиях проявляются истинные, скрытые намерения и чувства человека. Сны в символической,непрямой форме отражают конфликты и пе­реживания человеческой души. На­пример, женщине, потерявшей веру в свои силы, снилось, что она ловкоуправляетавтомобилем, причём всё получаетсякакбысамо собой. Во сне же пришла мысль остранностипро­исходящего — раньше она никогда не садилась за руль, даже не пред­ставляла, какэто делается. Бессозна­тельноеуказало ей на возможность овладетьновым и неизвестным, на не­обходимостьсправиться с неуверен­ностью и установкой на провал. Смыслсновидения бываети ме­нее очевидным.

Междутем в сфере бессознательного есть и“за­конные жильцы”, не только усложня­ющие нам жизнь, но очень часто иупрощающие её. В первуюочередьэтонеосознаваемые автоматизмы — действия и акты, которые совершают­ся человеком без участия сознания, механически. Одни из них являются врождёнными либо закрепились в очень раннем возрасте: поворот го­ловына звук,сосание, мигание, ходь­ба и т. п. Другие вначале находятся под контролем сознания, но со вре­менем, по мере овладения навыками, становятся чисто автоматическими и переходят в область неосознаваемо­го. Примерамислужат письмо, игра на музыкальных инструментах,плава­ние, катание на коньках, велосипеде. Благодаря формированию навыка че­ловек выполняетдействие легко, бы­стро и точно, а сознание освобожда­етсядля иных задач.

Не поддаются осозна­нию лишь врождённые автоматизмы. Более того, такого рода попытки при­водят к расстройству самого действия, как произошло в истории с сороко­ножкой, которая разучилась ходить, когда задумалась, вкакой последова­тельности надо переставлять ноги.

Столь же важнуюроль в нашей жизни играют неосознаваемые уста­новки - готовность к совершению определённых действий и к опреде­лённым реакциям. Так, собираясь взятькакой-либо предмет, в зависимо­стиот его размера, местонахождения и веса человек меняеториентациюки­стирукии положение пальцев, не осо­знавая и не контролируя“настройку”. Это моторная установка. Оставшись в тёмном доме в одиночестве, многие из нас начинаютслышатьподозри­тельные шорохи, скрипы, шаги, реали­зуя установкуна страшные события. Умственные установкизаставляют действоватьсте­реотипными, привычнымиспособами не только при решении математиче­ских задач, но и в разных житейских ситуациях.

Даже вполне осознанное, произ­вольное поведение всегда сопровож­дается сопутствующими неосознава­емыми действиями. К ним относятся мимика, жесты, тоническое напряже­ние мышц, вегетативные реакции (покраснениеилипобледнениелица, дрожьв руках,слабость в ногах, по­тение,учащение дыхания,сужениеили расширение зрачка и т. д.). Все они свидетельствуют о состоянии че­ловека в данный момент.

Неосознаваемые реакции, сопро­вождающие поведение, могутвсту­пать в противоречие с его сознатель­ной целью. Если знакомый говорит нам что-нибудь приятное, но приэтом отводит глаза истарается дер­жаться поодаль, легко усомниться в искренности егослов. Безотчётные действияслужат объективными пока­зателями различных психологических характеристик человека: его намере­ний, реального отношения, скрытых желаний, мыслей.

Изучая сныи фантазии своих пациентов, К.Юнг обнару­жил в них образыи идеи, которые никакне увязыва­лись с прошлым опытомчеловека. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, при­сутствующими даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. “архе” - “начало, древний” и “типос” - “образ”) - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессо­знательного врожденные универсальные идеи, изначаль­ные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Ка­ким-то не ясным пока способом они передаются из по­коления в поколение и составляют структуру мировоз­зрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием.

Юнг описал множество архетипов. Наиболее важный архетип - Самость. Она пред­ставляет собой сердцевину личности, вокруг которой объединяются все остальные аспектыдуши. Персона (лат. persona- “маска”) - наше публичное лицо, те роли, которые мыпроигрываем в соответствии с соци­альными требованиями. Она необходима, чтобыпод­держивать контакт с другими людьми.

Согласно Юнгу, архетипыявляются структурно формирующими элементами бессознательного. Из этих элементов вырастаютархетипическиеобразы, которые домини­руют и в мышлении людей, и в культуре. Символика единадля всего человечества, поскольку восходит кобщимдля всех людей архетипам. Почти по­всеместно встречаются одни и те же символы, обо­значающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядоки хаос.

Символика архетипа, как и смысл всякого символа, необычайно многозначна. Архетипыбогаты предчув­ствиями и, в конечном счете, неисчерпаемы.

Многие из образов, которые мывидим во сне, - проекции того или иного архетипа. В сновидениях они проявляются в форме, доступной нашему восприятию.Архетипическиеобразытакже можно найти в мифологии и фольклоре, в литературе, живописи, скульптуре.

Юнг как-то назвал архетипы“органами души”. Они помогают нам “переработать”, пережить, по­нять, принять очередные жизненные перипетии и прий­ти к внутреннему единству, нарушенному этими собы­тиями. Архетипыподсказывают неведомые доселе, но необходимые ответына те сложные вопросы, кото­рые ставит перед людьми жизнь.

Почему архетипыобладают такойцелительной и пророческой силой? В символической концентриро­ванной форме архетипысодержат в себе накопленный человечеством опыт переживания типичных жизнен­ных драм - проверенные тысячелетиями модели по­ведения в критических жизненных ситуациях и спосо­быих осмысления и принятия.

Любаяархетипическаяситуациясимволична:похо­роны, рождение ребенка,духовный кризис, ситуации “любовного треугольника”, преследователя и жертвы… Она отличается от других жизнен­ных событий тем, что вызывает особенно бурный поток переживаний, затрагивает струныдуши, о суще­ствовании которых человек раньше и не подозревал. И он начинает “переживать архетип”, как это делали до него многие поколения людей, используя их опыт, опираясь на их незримую поддержку.Архетипическое переживание, как говорит Юнг, “пробуждает в нас го­лос более громкий, чем наш собственный”.

Архетип содержит вечные отве­тына вечные вопросынашей жизни, за ним всегдастоит “нечто большее”, и даже “нечто свыше”. Индивидуальноебессознательное воз­никает в результате собственного опыта человека и содержит индиви­дуальные впечатленияи пережива­ния. В коллективном бессознательном запечатлен общечеловеческий опыт в виде архе­типов -универсальных образов по­ведения, мышления, мировосприятия. Они присутствуют в людях от рожде­ния подобно инстинктам. Их нельзя обнаружитьнепосредственно, но они дают о себе знать в снах, видениях, предчувствиях.

Гармониядушевной жизни пред­полагает взаимодействие личного и коллективного бессознательного.

Причудливое смешение множества явлений и процессов психики, кото­рые человек не в состоянии осо­знать и проанализировать с равнойстепенью отчётливости, можетпоро­дить в егодуше смятение, неуверен­ность, непонимание самого себя. Важно помнить, чтокритерий психи­ческого здоровья — не степень кон­троля всех уровней организациидушевной жизни, а состояниеду­шевной согласованности, принятие иуважение всех сторон собственно­го внутреннего мира.

Коллективное бессознательное — согласно психологу К. Юнгу, одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Термин введён Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» («Über das Unbewußte und seine Inhalte», CW 7)[1][2] и является центральным понятием аналитической психологии. Позднее заменён им на более точный термин «объективная психика», а впоследствии на «трансперсональное бессознательное»[3].

Билет №15 Сознание индивида и общества. Структуры и формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Особенностью общественного сознания - оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания

В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов.

Формы общественного сознания:

- политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

- правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

- мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

- искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

- религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

2 основных уровня индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

 

 

Воззрения людей на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном и искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах называются общественным сознанием. Сознание есть неотъемлемый атрибут общественной жизни, оно имеет определенную структуру, подчиняется определенным закономерностям.

 

Сознание как процесс отражения общественного бытия людей означает следующее: 1) общественное сознание есть идеальное воспроизведение общественного бытия. Это образ социального мира, в котором содержаться сущностные характеристики общественного бытия; 2) общественное сознание порождено общественным бытием в том смысле, что оно едино с ним и всегда выступает в конкретно-исторической форме. Совокупность обобщенных представлений, теорий, чувств, идей, т.е. содержание общественного сознания, образуют духовную реальность, являющуюся частью общественного бытия. С помощью языка индивидуальное сознание приобретает форму надличностного бытия. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с общественным бытием; 3) процесс материального производства обладает лишь относительной свободой от сознания. Общественное сознание относительно самостоятельно по отношению к общественному бытию; 4) общественное сознание, будучи относительно самостоятельным, проявляет себя в следующих закономерностях: способность опережающего отражения; предвосхищения будущего; отставание сознания от развития общественного бытия; активность общественного сознания, проявляющаяся в способности его воздействовать (позитивно или негативно) на ход исторического процесса; 5) общественное сознание надындивидуально, но каждый человек может влиять на него. В системе общества индивидуальное сознание обретает бессмертие.

 

В структуре общественного сознания можно выделить два уровня – обыденно-практический (житейские понятия и представления, опирающиеся на логику здравого смысла) и, опирающийся на него, теоретический (наука, философия, искусство, религия). Обыденное сознание цельно, бесконфликтно, ближе к непосредственной действительности. Ему соответствует общественная психология. Теоретическому сознанию соответствует идеология, которая появляется одновременно с появлением государства. Идеология отражает социально-политический строй общества, его социальную структуру в виде теоретических концепций, которые призваны освещать путь общественного развития.

 

Формы общественного сознания – это формы духовного освоения действительности. Важно уяснить критерии разграничения и единство форм сознания. Существует множество признаков, позволяющих отделить все формы общественного сознания друг от друга. Такими признаками являются:

 

1) отличие форм общественного сознания по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами. Наука, философия, искусство имеют разные предметы познания и, соответственно, являются разными формами сознания и знания;

 

2) формы сознания различаются по видам отражения. Наука отражает мир в форме понятий, теорий, а искусство – в форме художественных образов, в центре науки- объективное знание о мире, а искусство – субъект с его перспективой будущего, человек; в религии ее фундаментом являются догматы, в морали – нравственные чувства, нормы и ценности;

 

3) отличие форм общественного сознания по особенностям их развития, например, искусства и науки по критериям прогресса. В искусстве есть свои эстетические критерии прогресса, в политике – свои (эволюция политических доктрин, социально-экономический прогресс общества);

 

4) формы общественного сознания различаются по их социальным функциям: наука выполняет функцию познавательную и экспериментально-практическую, выступая источником изменения и новых средств изменения природы, общества и человека; искусство выполняет познавательную, эстетическую, воспитательную, идеологическую функции.

 

В различные исторические эпохи на первое место выступают различные формы общественного сознания (в средние века доминировала религия; в капиталистическом обществе – экономическое и политическое сознание, наука; в постиндустриальном – научно-технологическое, технико-технологическое сознание и знание). Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой, имеют свою специфику, каждая из них исторически необходима. Рассмотрим подробнее особенности важнейших форм общественного сознания.

 

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков. Моральное сознание является внутренним духовным регулятором человеческого поведения, отношения человека к другим людям. Нравственно воспитанный человек должен исходить не из внешних соображений (карьеры, выгоды, прибыли), а только из веления долга и совести. Это внутренний закон существования человека, по словам И. Канта, его категорический императив. Жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия, заботой об общем благе. Нравственность основана на чувстве справедливости. Это правильная мера воздаяния по заслугам. Нравственность закрепляет поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения общества и человека, отвечали интересам исторического прогресса. Самое главное, золотое правило нравственности, сформулированное еще в Древнем Китае Конфуцием гласит: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

 

Можно выделить следующие особенности нравственного сознания. Оно носит ценностный характер, то есть любая моральная норма соотносится с некоей абсолютной системой координат – благом, добром, справедливостью. Моральное сознание принуждает человека стремиться к этому благу, следовательно, моральному сознанию присущ долженствовательный момент. Моральные санкции идеальны, они не носят характер внешнего насилия – материального или духовного. Нравственное сознание и поведение носит всеобщий и безусловный характер. Нравственный поступок носит всегда осознанный характер. Нельзя совершить добрый поступок ненароком, случайно. Всякий носитель нравственного сознания осознает, что он совершает поступок свободно, то есть исходя из внутренних моральных побуждений. Свобода воли носителя нравственного сознания, его автономность по отношению к природе и социальному окружению концентрированно отражает всю специфику нравственности.

 

Религия – это особая форма общественного сознания, представляющая собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основанная на вере в священное. Священное включает в себя признание безусловной ценности его для человека. Большинство современных исследователей считают, что сущность религии недоступна научному анализу. Религии в современном религиоведении рассматривается как фактор интеграции, стабилизации общества.

 

Религия как система представлений предполагает метаморфозу, превращение, трансформацию действительности в мире сверхъестественного. Существенными особенностями религиозного сознания являются: 1. убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестественными свойствами; 2. убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры; 3. существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения; 4. осознание требований со стороны божества и ответственности, связанной с выполнением этих требований; 5. установление добрых отношений человека с объектами поклонения.

 

Религия, даже с позиций стороннего наблюдателя, является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь. С помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни. Религиозная вера обязывает к деятельному добру, это проявление духовного начала в человеке. Сегодня религия не столько учение о мире, сколько социально-этическое учение – на главном плане вопросы сущности добра и зла, справедливости, обоснования нравственных ценностей.

 

Искусство – это форма общественного сознания, связанная с освоением и воплощением эстетических ценностей. Искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. Искусство моделирует особую реальность – художественную. Истина и Добро соединяются в Красоте. Нельзя быть духовно развитым не обладая эстетическим чувством. Искусство обязательно включает элемент удовольствия, воспитывает, расширяет кругозор. Художник ничего не изобретает, однако он наделен более острым зрением, нежели обычный человек, который не может самостоятельно увидеть истинное положение вещей. Познавая, искусство морализирует, становится «школой нравственности». Искусство очищает нашу душу, просветляет, видоизменяет наши эмоции с помощью «сострадания и страха», как писал еще Аристотель. Оно обращает человека к самопознанию, преображая «фальшивые» театральные слезы в настоящие. Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический характер. Оно воздействует на нашу познавательную способность в целом, а не способствует познанию конкретных явлений, оно интенсифицирует нашу внутреннюю жизнь, но не формирует отдельные поведенческие навыки. Эстетические эмоции есть сигналы пробуждения в нас способности к творчеству, жажды осмысленной, свободной жизни.

 

Безусловно, еще одной важнейшей формой общественного сознания является наука, изучению сущности которой необходимо уделить особое внимание.

Билет № 17. Гноссеология и эпистемиология. Познание и знание. Знание и вера. Проблема и основные концепции истины.

Гносеология — (от греч. gnosis — знание и logos — учение) употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой; 2) как философская дисциплина, предметом исследования которой является одна форма познания — научное познание (в этом случае используется термин «эпистемология»).

 

Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

 

Основные принципы:

 

Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира);

 

диалектика процесса познания;

 

общественная практика (основа познаваемости мира).

 

Основные разделы:

 

Учение об отражении;

 

учение о познании человеком объективного мира;

 

учение о происхождении и развитии познания;

 

учение о практике как основе познания;

 

учение об истине и критериях ее достоверности;

 

учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества.

 

Основные формы познания:

 

Чувственное познание - Ощущение, восприятие, представление.

 

Рациональное познание - Понятие, суждение, умозаключение.

 

Иррациональные формы познания (интуиция и т. д.).

 

Воображение (научное). Фантазия (научная).

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект-объект», то для Э. базовой является оппозиция «объект - знание». Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний (реальность).(Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в античности.

 

Познание и знание.

 

Познания. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности — мировоззренческую проблему.

 

Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина. В первых двух случаях это знание об объектах: материальном — автомобиле и идеальном — математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи. В четвертом — о полезном свойстве вещи. Особый тип знаний составляют проблемы или задачи, т. е. знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.

 

Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, состоит в достижении адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

 

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания — важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания.

 

Вера и знание. Люди издавна принимали различные точки зрения в вопросе веры и знания. Это неизбежно, до тех пор пока эти понятия будут противопоставляться друг другу. Августин и Ансельм последовали этой традиции в их призыве верить для того, чтобы понять. В этом смысле вера была начальным (и, возможно, единственным) способом добраться до истины. Довольно интересно, что в исламской религии царствовал разум. Авиценна и Аверроэс (Ибн-Рушд) в средние века настаивали, что разум ведет к абсолютной истине и что вера есть ничто иное, как короткий путь для неспособных мыслить. Фома Аквинский предпринял попытку примирить эти крайности, утверждая, что как вера, так и знание являются путями к истине; однако, он утверждал, что один и тот же человек не может одновременно верить и познавать одну и ту же истину посредством природного разума. Таким образом, даже в размышлениях Фомы Аквинского был разрыв между верой и знанием. Последователь его учения не желает верить в то, что он может познать, и не претендует на знание того, во что можно только верить.

 

Попытки занять позицию веры или знания по-прежнему продолжаются (и, вероятно, будут продолжаться) - с неудачными последствиями. Томпсон отмечал:

 

Те, кто принимают сторону знания в противовес вере, склонны предполагать, что когда вера вступает в конфликт с тем, что они воспринимают как знание, заблуждение покоится в доводах веры. Те, кто встают на сторону веры в противовес знанию, склонны рассматривать как ложный всякий довод знания, который не соответствует их собственной системе веры (1955, с. 76-77).

 

Проблема всех стремлений противопоставить веру и знание исходит из непонимания правильного библейского учения. Библия учит тому, что вера и знание дополняют друг друга, и когда на первый взгляд они кажутся противодействующими, то что-то не так с тем, что принимают за веру или считают знанием или с обоими понятиями. Это так, потому что оба эти понятия имеют отношение к истине (хоть и не одинаково), а истина абсолютна в своем постоянстве. Если знание и вера неразделимы, это должно быть от того, что они некоторым образом связаны. Разум (знание) и воля (вера) дополняют друг друга. Знание без веры приводит к теориям.

 

Истина. Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...