Практические занятия (семинары)
4.5 Курсовой проект (курсовая работа) не предусмотрена Самостоятельное изучение разделов дисциплины Самостоятельная работа относится к числу основных и стабильных видов учебно-познавательной деятельности студентов. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на лекционных и практических занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные способности студентов. Этот вид учебной деятельности должен опираться на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу студентов. В качестве основных форм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогическая прогностика» можно выделить: работу с рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературой, необходимой для решения профессиональных задач; посещение образовательных учреждений разных типов и видов и наблюдение за деятельностью педагогов; решение профессиональных задач педагога; конструирование профессиональных задач педагога; разработку конкретных форм решения профессиональных задач педагога; саморефлексию студента и составление самоотчета об освоении им программы дисциплины.
Среди форм самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогическая прогностика» особое значение имеют контрольные и домашние работы (рефераты). Их основная цель состоит в приучении студентов к систематической самостоятельной работе над учебным курсом, а также в формировании у них умений и навыков применения теоретических положений для анализа и оценивания психологических явлений, педагогических ситуаций, конкретных историко-педагогических фактов. Контрольные и домашние работы (рефераты) призваны выполнить следующие дидактические функции: - контроль и самоконтроль полученных знаний и усвоенных умений по изучаемому курсу; - закрепление знаний, умений, полученных на лекционных и семинарских занятиях; - расширение и углубление учебного материала; - формирование навыков самостоятельного выполнения упражнений и изучения научных источников; - развитие самостоятельного мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям студентов. Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ по дисциплине «Педагогическая прогностика»: 1. Базовые категории предмета: «прогнозирование», «моделирование», «проектирование». 2. Взаимосвязь педагогического проектирования и экспериментальной деятельности. 3. Образовательные ценности российского общества в дальнесрочном прогнозном видении.
4. Характеристики современной модели преподавателя. 5. Характеристики современной модели студента. 6. Модель современного лидера в социальной сфере: сходство и различие с моделью политического лидера. 7. Роль и функции моделей в управлении педагогическими системами. 8. Новейшие информационные разработки в прогнозировании и моделировании 9. Образование и глобализация: прогностический анализ проблем. 10. Значение прогнозов при создании образовательных инноваций. 11. Проблема эффективности прогнозных исследований в сфере образования.
Образовательные технологии Лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа магистрантов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работы.
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы магистрантов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе, написание одноминутных работ, аналитические докладные, составление опорной схемы-коллажа по материалам лекций, прямое перефразирование, составление списка понятий, связанных с темой или изучаемой проблемой, и их толкование. Вопросы для самоподготовки
Раздел 1 Педагогическая прогностика как наука. Методологические основы образовательно-педагогического прогнозирования. Классификация и характеристика методов научного прогнозирования. Общенаучные методы в прогнозировании. Интернаучные методы прогнозирования.
Частнонаучные методы в педагогическом прогнозировании. Методы прогнозирования развития образовательных систем. Прогностические функции педагогической науки. Раздел 2 Основные направления педагогического прогнозирования. Образование как объект прогностических исследований. Прогнозирование содержания обучения. Междисциплинарный прогностический мониторинг в образовании. Информационное обеспечение прогностических исследований в образовании. Прогностическое обоснование управленческих решений в образовании. Методы верификации результатов образовательно-педагогического прогнозирования. Прогнозирование инновационных процессов в образовании. Прогностическое моделирование образовательных систем. Опытно-экспериментальные методы обоснования перспективных образовательных систем. Раздел 3 Прогнозирование, планирование и проектирование в сфере образования: проблемы взаимоотношений. Федеральные аспекты образовательно-педагогического прогнозирования. Региональные аспекты образовательно-педагогического прогнозирования Раздел 4 Проблемы дидактической прогностики. Общая характеристика прогностических исследований в дидактике. Функции научного предвидения в дидактике. Методологические предпосылки организации прогностических исследований в дидактике. Система обучения как объект прогностического исследования. Программно-целевой подход к прогнозированию систем обучения. Прогностическое обоснование целевых и содержательно-процессуальных компонентов систем обучения в общем и профессиональном образовании.
Вопросы к зачету 1. Сущность и особенности педагогического прогнозирования, проектирования и моделирования. 2. Сущность прогноза и прогностической деятельности. 3. Предвидение. Интуиция. Соотношение с прогнозированием. 4. Прогностическая деятельность и прогностические способности человека. 5. Методологические принципы педагогического прогнозирования. 6. Педагогическое прогнозирование как метод научного познания: понятие, цели, циклы. Методы прогнозирования.
7. Понятие об объектах и моделях прогнозирования. 8. Виды и типы прогнозов. 9. Недостатки педагогического прогнозирования. Понятие об эффективности прогнозирования. 10. Педагогическая диагностика и прогнозирование. 11. Дидактическая прогностика. 12. Технология целеполагания и подготовка дидактических проектов. 13. Педагогическое моделирование в теории и практике образования: понятие и характеристики. 14. Экспертиза как способ педагогического прогнозирования. 15. Экспертные оценки в педагогическом прогнозировании и проектировании. 16. Федеральные и региональные аспекты образовательно-педагогического прогнозирования. 17. Стандартизация в сфере образования. 18. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. 19. Место дидактического прогнозирования в структуре исследования содержания профессионального обучения. 20. Перспективы развития системы непрерывного образования. 21. Прогностическая гипотеза образовательного триумфа. 22. Концептуальные основы разработки образовательной стратегии. 23. Роль образования в обновлении духовных ценностей и приоритетов цивилизации. 24. Методы верификации результатов образовательно-педагогического прогнозирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|