Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия (семинары)




№ раз-дела тема Кол-во часов
     
  Методы прогнозирования развития образовательных систем  
  Методы верификации результатов образовательно-педагогического прогнозирования.  
  Федеральные и региональные аспекты образовательно-педагогического прогнозирования (проблемы координации).  
  Программно-целевой подход к прогнозированию систем обучения  

4.5 Курсовой проект (курсовая работа) не предусмотрена

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Самостоятельная работа относится к числу основных и стабильных видов учебно-познавательной деятельности студентов. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на лекционных и практических занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные способности студентов. Этот вид учебной деятельности должен опираться на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу студентов.

В качестве основных форм самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогическая прогностика» можно выделить: работу с рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературой, необходимой для решения профессиональных задач; посещение образовательных учреждений разных типов и видов и наблюдение за деятельностью педагогов; решение профессиональных задач педагога; конструирование профессиональных задач педагога; разработку конкретных форм решения профессиональных задач педагога; саморефлексию студента и составление самоотчета об освоении им программы дисциплины.

 

№ раздела   Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
   
  Стандартизация в сфере образования.  
  Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.  
  Место дидактического прогнозирования в структуре исследования содержания профессионального обучения.  
  Перспективы развития системы непрерывного образования.
  Прогностическая гипотеза образовательного триумфа.
  Концептуальные основы разработки образовательной стратегии.
  Роль образования в обновлении духовных ценностей и приоритетов цивилизации.

 

Среди форм самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогическая прогностика» особое значение имеют контрольные и домашние работы (рефераты). Их основная цель состоит в приучении студентов к систематической самостоятельной работе над учебным курсом, а также в формировании у них умений и навыков применения теоретических положений для анализа и оценивания психологических явлений, педагогических ситуаций, конкретных историко-педагогических фактов.

Контрольные и домашние работы (рефераты) призваны выполнить следующие дидактические функции:

- контроль и самоконтроль полученных знаний и усвоенных умений по изучаемому курсу;

- закрепление знаний, умений, полученных на лекционных и семинарских занятиях;

- расширение и углубление учебного материала;

- формирование навыков самостоятельного выполнения упражнений и изучения научных источников;

- развитие самостоятельного мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям студентов.

Примерная тематика докладов, рефератов, контрольных работ по дисциплине «Педагогическая прогностика»:

1. Базовые категории предмета: «прогнозирование», «моделирование», «проектирование».

2. Взаимосвязь педагогического проектирования и экспериментальной деятельности.

3. Образовательные ценности российского общества в дальнесрочном прогнозном видении.

4. Характеристики современной модели преподавателя.

5. Характеристики современной модели студента.

6. Модель современного лидера в социальной сфере: сходство и различие с моделью политического лидера.

7. Роль и функции моделей в управлении педагогическими системами.

8. Новейшие информационные разработки в прогнозировании и моделировании

9. Образование и глобализация: прогностический анализ проблем.

10. Значение прогнозов при создании образовательных инноваций.

11. Проблема эффективности прогнозных исследований в сфере образования.

 

Образовательные технологии

Лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа магистрантов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работы.

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр Вид занятия (Л,ПР) Используемые интерактивные образовательные технологии Кол-во часов
  Л Технология развития критического мышления  
  ПР Технология кейс-стади  
Итого:  

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы магистрантов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе, написание одноминутных работ, аналитические докладные, составление опорной схемы-коллажа по материалам лекций, прямое перефразирование, составление списка понятий, связанных с темой или изучаемой проблемой, и их толкование.

Вопросы для самоподготовки

 

Раздел 1 Педагогическая прогностика как наука.

Методологические основы образовательно-педагогического прогнозирования. Классификация и характеристика методов научного прогнозирования. Общенаучные методы в прогнозировании.

Интернаучные методы прогнозирования.

Частнонаучные методы в педагогическом прогнозировании.

Методы прогнозирования развития образовательных систем.

Прогностические функции педагогической науки.

Раздел 2 Основные направления педагогического прогнозирования.

Образование как объект прогностических исследований.

Прогнозирование содержания обучения.

Междисциплинарный прогностический мониторинг в образовании. Информационное обеспечение прогностических исследований в образовании. Прогностическое обоснование управленческих решений в образовании.

Методы верификации результатов образовательно-педагогического прогнозирования.

Прогнозирование инновационных процессов в образовании.

Прогностическое моделирование образовательных систем.

Опытно-экспериментальные методы обоснования перспективных образовательных систем.

Раздел 3 Прогнозирование, планирование и проектирование в сфере образования: проблемы взаимоотношений.

Федеральные аспекты образовательно-педагогического прогнозирования.

Региональные аспекты образовательно-педагогического прогнозирования

Раздел 4 Проблемы дидактической прогностики.

Общая характеристика прогностических исследований в дидактике.

Функции научного предвидения в дидактике.

Методологические предпосылки организации прогностических исследований в дидактике.

Система обучения как объект прогностического исследования.

Программно-целевой подход к прогнозированию систем обучения. Прогностическое обоснование целевых и содержательно-процессуальных компонентов систем обучения в общем и профессиональном образовании.

 

Вопросы к зачету

1. Сущность и особенности педагогического прогнозирования, проектирования и моделирования.

2. Сущность прогноза и прогностической деятельности.

3. Предвидение. Интуиция. Соотношение с прогнозированием.

4. Прогностическая деятельность и прогностические способности человека.

5. Методологические принципы педагогического прогнозирования.

6. Педагогическое прогнозирование как метод научного познания: понятие, цели, циклы. Методы прогнозирования.

7. Понятие об объектах и моделях прогнозирования.

8. Виды и типы прогнозов.

9. Недостатки педагогического прогнозирования. Понятие об эффективности прогнозирования.

10. Педагогическая диагностика и прогнозирование.

11. Дидактическая прогностика.

12. Технология целеполагания и подготовка дидактических проектов.

13. Педагогическое моделирование в теории и практике образования: понятие и характеристики.

14. Экспертиза как способ педагогического прогнозирования.

15. Экспертные оценки в педагогическом прогнозировании и проектировании.

16. Федеральные и региональные аспекты образовательно-педагогического прогнозирования.

17. Стандартизация в сфере образования.

18. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы.

19. Место дидактического прогнозирования в структуре исследования содержания профессионального обучения.

20. Перспективы развития системы непрерывного образования.

21. Прогностическая гипотеза образовательного триумфа.

22. Концептуальные основы разработки образовательной стратегии.

23. Роль образования в обновлении духовных ценностей и приоритетов цивилизации.

24. Методы верификации результатов образовательно-педагогического прогнозирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...