Социальные классы: понятие и пути их образования
Прежде чем говорить о социальных классах, необходимо сказать несколько слов о социальной структуре. Общество есть сложная сеть взаимодействий и взаимосвязей индивидов, групп, каст, слоев, прослоек, классов и т. д. Всю эту сеть принято называть социальной структурой общества, в которой центральное место занимают социальные классы. Термин «классы» употребляется для обозначения больших социальных групп. Существуют разные определения классов, но наиболее широко известно ленинское определение. Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают»1. Ленин выделяет четыре классообразующих признака: 1) место класса в исторически определенной системе общественного производства, 2) отношение класса к средствам производства, 3) роль класса в общественной организации труда, 4) способ получения доли общественного богатства. Главным классообразующим признаком выступает отношение к средствам производства. Возникновение классов — процесс длительный, сложный и мучительный. Энгельс выделял два пути происхождения классов. Первый путь свя- Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 15. 44 зан с внутренней эволюцией родового строя, когда в результате развития производительных сил происходит рост общественного богатства, часть которого начинает присваивать органы, до этого защищавшие интересы всех членов рода или общины. «Постепенно производительные силы растут; увеличение плотности населения создает в одних случаях общность, в других - столкновение интересов между отдельными общинами; группировка общин в более крупное целое вызывает опять-таки новое разделение труда и учреждение органов для охраны общих интересов и для отпора противодействующим интересам. Эти органы, которые в качестве представителей общих интересов целой группы общин занимают уже по отношению к каждой отдельной общине особое, при известных обстоятельствах даже антагонистическое, положение, становятся вскоре еще более самостоятельными, отчасти благодаря наследственности общественных должностей, которая в мире, где все происходит стихийно, устанавливается почти сама собой, отчасти же благодаря растущей необходимости в такого рода органах, связанной с учащением конфликтов с другими группами»1.
Другой путь образования классов связан с войнами. Развитие производительных сил приводит к тому, что продуктов производится больше, чем потребляется. Появились средства для того, чтобы содержать больше людей, могущих работать. Но в самой общине в силу ее немногочисленности нет таких рабочих рук. Зато их доставляла война. Если до этого пленных просто убивали, то теперь их превращают в рабов. Один класс (меньшинство) эксплуатирует другой (большинство). Эксплуатация предполагает присвоение чужого труда. Тот, кто эксплуатирует, считается эксплуататорским классом, а тот, кто эксплуатируется, — эксплуатируемым. В античном мире в качестве основных классов выступали рабы и рабовладельцы. Рабы приравнивались к животным. Они были исключены из жизни общества. Аристотель писал, что «невозможна дружба и с конем или быком или с рабом в качестве раба. Ведь [тут] ничего общего быть не может, потому что раб - одушевленное орудие...»2. В эпоху феодализма основными классами были феодалы и крестьяне, а в эпоху капитализма — буржуазия и пролетариат.
Многие исследователи (Сорокин, Арон и др.) в качестве главного классообразующего признака выделяют не отношение к средствам производства, а доходы. Утверждается, что по мере развития капитализма увеличиваются доходы населения, люди удовлетворяют свои потребности, рабочий класс растворяется среди других слоев общества, появляется «средний класс», который включает в себя большинство людей данного общества. Сторонники таких утверждений видят только явление и не хотят анализировать сущность тех изменений и процессов, которые проис- 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 183. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 236. ходят в современном мире. Слов нет, в западных странах, население которых составляет около одного миллиарда человек, жизненный уровень достаточно высок, особенно для тех, кто имеет постоянную работу и обеспечен жильем. Верно и то, что большинство западных жителей в состоянии иметь машину, телевизор, жилье, отдыхать за границей и т. д. Бесспорно и то, что у многих есть определенные доходы, акции и т. п. Но следует ли отсюда, что на Западе нет теперь рабочих, а есть только «средний класс»? Нет, конечно. Рабочий не потому является рабочим, что он получает мало или много, а потому что он лишен средств производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Он может получать много, но тем не менее подвергается эксплуатации со стороны работодателей, поскольку они присваивают его труд за вычетом заработной платы. Такая эксплуатация — имманентная черта капитализма: без этого он не сможет существовать и развиваться. Раз есть капиталистическая экономика, значит, есть и рабочие, которые могут иметь определенные акции предприятия, но тем не менее остаются рабочими. Следует подчеркнуть, что акции — это камуфляж сущности буржуазного способа производства. Действительным владельцем предприятий являются не все акционеры, а те, кто владеет пакетом акций, поскольку им принадлежит решающий голос при принятии тех или иных решений. Нельзя забывать и тот факт, что не все представители «среднего класса» удовлетворяют свои общественно необходимые потребности, под которыми подразумеваются потребности, порожденные уровнем развития данного общества. Скажем, в позапрошлом веке ни у кого не было потребности в телевизоре или в компьютерной технике, потому что производство не выпускало эту продукцию. В настоящее время телевизор и компьютер — не предмет роскоши, а составная часть жизненных стандартов конца XX — начала XXI в. Так вот многие представители так называемого среднего класса не могут себе позволить удовлетворить общественно необходимые потребности, потому что, во-первых, финансы не позволяют и, во-вторых, вынуждены откладывать на черный день, ибо неизвестно, будут иметь завтра работу или нет. Поэтому понятие среднего класса не отражает реалии современных обществ. Пока существуют общественное разделение труда (промышленность, сельское хозяйство) и частная собственность на средства производства, будут существовать классы.
Социальная стратификация Термин «социальная стратификация» (латинское stratum — настил, слой) широко используется многими обществоведами. Известный социолог П. Сорокин так определяет социальную стратификацию: «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге»1. В обществе люди де- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992. С. 302. 46 лятся на определенные слои и группы в зависимости от социального положения, от прав и привилегий, которыми они пользуются. Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — в экономической, политической, профессиональной, культурной и т. д. В экономической сфере, например, есть богатые и бедные, владельцы собственности и лишенные этой собственности. Внутри богатых тоже наблюдается расслоение. Так, очень богатые относятся к высшим экономическим слоям общества. Менее богатые — к средним экономическим кругам. В области политики тоже наблюдается расслоение людей. Высшие политические круги составляют один слой политиков, средние - другой слой и т. д. Аналогичную картину можно наблюдать и в культурной сфере. Великие писатели, поэты, художники, режиссеры и т. д. относятся к высшим слоям, остальные представители культуры — к разным стратам или слоям. Профессиональная стратификация связана с наличием той или иной профессии. Например, ученые имеют разные специальности и в зависимости от специальности относятся к той или иной профессиональной группе.
Все формы социальной стратификации — экономическая, политическая, профессиональная, культурная и т. д. — тесно взаимосвязаны. Так, например, в современном обществе высшие экономические и высшие политические слои очень переплетены. Как правило, человек, принадлежащий к высшим экономическим кругам, занимает высокие политические должности, хотя бывают исключения, но это очень редко случается. Все формы социальной стратификации изменяются по мере изменения человеческого общества. Так, современная экономическая или политическая стратификация качественно отличается от прошлых форм стратификации. В эпоху феодализма, например, были помещики, дворяне, князья, графы и т. д. и т. п. Сегодня совсем другие расслоения наблюдаются. Социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью, под которой подразумевается переход от одной социальной группы в другую. Различают два типа социальной мобильности: горизонтальный тип и вертикальный тип. Под горизонтальной мобильностью подразумевается переход от одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне. Скажем, замена гражданства одного государства на гражданство другого государства есть не что иное, как пример горизонтальной мобильности. Следует подчеркнуть, что горизонтальная мобильность особенно наблюдается в наше время, усилились интегративные процессы в результате глобализации. Сегодня любой человек быстро может менять социальную группу, гражданство, специальность, образование, вообще социальное положение. Под вертикальной мобильностью подразумевается перемещение индивидов вверх или вниз. Допустим, человек в силу своего финансового положения не принадлежал к высшим экономическим и даже к средним экономическим кругам и вдруг оказался в высших политических кругах. Или бывший олигарх оказался в низших социальных слоях. Надо сказать, что в реальной жизни почти невероятно, чтобы неимущий человек, скажем, сделался президентом страны. Ведь без огромной финансовой поддержки никто не выиграет современные выборы. Поэтому в отличие от горизонтальной мобильности вертикальная мобильность — явление редкое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|