Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что собой представляют сферы общественной жизни и каковы




Их виды?

Общество, как уже писалось, возникло на определенном этапе эволю­ции природы. Оно — часть природы и вместе с тем качественно отличает­ся от нее. Оно есть сложное структурированное целое, все элементы кото­рого находятся в постоянном взаимодействии.


Условно общество можно разбить на четыре большие сферы: эконо­мическую, социальную, политическую и духовную. Все они взаимосвяза­ны, но вместе с тем обладают относительной самостоятельностью.

Экономическая сфера есть единство производства, потребления, обме­на и распределения. Всякое производство есть вместе с тем и потребле­ние. Но всякое потребление есть вместе с тем производство. Если, напри­мер, выпускают автомобили, то их нужно «потреблять», т. е. покупать. Иначе производство прекратится. Производство порождает потребности. Двести лет назад у людей не было потребности в телевизорах. А сегодня телевизор является самым потребляемым продуктом. То же самое касает­ся компьютеров и другой новейшей техники.

Государство, ничего не производящее, ничего не будет потреблять. В свою очередь, производство и потребление не существуют без обмена и распределения. «Производство создает предметы, соответствующие по­требностям; распределение распределяет их согласно общественным за­конам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдель­ным потребностям...»1 Но эти четыре элемента экономической сферы можно разделить на субэлементы. Скажем, производство очень диффе­ренцировано. Есть, например, промышленное и сельскохозяйственное производство. Что касается потребностей, то можно выделить материаль­ные и духовные потребности. Удовлетворение материальных потребно­стей связано с воспроизводством человека как биологического вида, а удовлетворение духовных потребностей связано с обогащением внут­реннего мира человека. Так что сама экономическая сфера сложна и многогранна.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народ, нация и т. д.), различные классы — рабы, рабовладельцы, крестьяне, буржуазия, пролетариат и другие социальные группы.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, по­литические партии, политические организации и движения и т. д.). Госу­дарство, как и любая политическая система, очень дифференцированно.

Духовная сфера тоже обладает чрезвычайно сложной структурой. Она включает в себя философские, религиозные, художественные, правовые, политические, этические и другие воззрения людей. А также их настрое­ния, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. д. Все эти элементы тоже находятся во взаимной связи и взаимодей­ствии.

Четыре большие сферы общественной жизни диалектически, а не ме­ханически контактируют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Разве экономическая сфера существу­ет без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений? А раз­ве не эти же люди являются носителями форм общественного сознания? Очевидно, на все эти вопросы следует дать утвердительный ответ. Но то-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 715. 40


гда возникает еще один вопрос: в таком случае зачем искать детермини­рующий, т. е. определяющий, фактор? Этот фактор нужно искать, во-первых, потому что общество не есть механический агрегат, который автоматически, без вмешательства людей изменяется и развивается как попало. Люди сами делают свою историю, и они вправе знать, какие сфе­ры являются решающими в их жизнедеятельности. В истории бывали случаи, когда главное внимание обращали на политику (в форме войны) или на идеологию. И в конечном счете люди жестоко расплачивались за эти произвольные действия власть имущих. Во-вторых, детерминирую­щий фактор нужно искать и потому, чтобы раскрыть имманентную логи­ку исторического процесса, законы его развития и функционирования. Нет естественных наук без раскрытия сущности природных явлений и процессов. Нет общественных наук, в том числе социальной филосо­фии, без раскрытия глубинных причин изменения и развития обществен­ных отношений. Пустое философствование на манер постмодернистов превращается в трепологию, которая никому не нужна и, кроме вреда, ничего не приносит.

Общество, как уже чуть выше отмечалось, есть структурированное целое. Это значит, что все его элементы как на макро-, так и на микро­уровне диалектически и непрерывно взаимодействуют. Они структурно меняются, совершенствуются, развиваются. Иначе говоря, они (элемен­ты) вариантны. Духовные сферы, например, эпохи рабства и нашего вре­мени претерпели такие количественные и качественные изменения, что об этом даже неудобно писать. Достаточно сказать, что современные средства массовой информации (СМИ) очень сильно отличаются от СМИ предыдущих эпох. Наполеон I умер 5 мая 1821 г. на острове Святой Елены. В Европе об этом стало известно спустя несколько недель. Сейчас же любая информация в считанные секунды распространяется на весь мир.

Но вместе с тем элементы духовной сферы общества инвариантны в том смысле, что возложенные на них функции постоянны на протяже­нии всей мировой истории. Кстати, заметим в этой связи, что функции философии тоже в основном сохранились (прежде всего, речь идет о ми­ровоззренческих функциях), если ее не сводить к упражнениям в области языка или текста, как это делают аналитические философы, постструкту­ралисты и прочие ликвидаторы философии. Какие бы изменения ни пре­терпела политическая сфера, ее главной функцией остается властное ре­гулирование отношений между обществом и государством, между госу­дарством и человеком, между различными классами, государствами и т. д. Как бы ни совершенствовалась экономика, как бы ни менялись производственные отношения и производительные силы, главной функ­цией экономики всегда было и будет создание материальных ценностей.

В структурированном целом разные сферы выполняют разные функ­ции, которые различаются по значимости для субъектов истории, т. е.


для людей. Чтобы общество функционировало как целостное социальное образование, необходимо прежде всего производство и воспроизводство непосредственной жизни. Иначе говоря, нужно постоянно и непрерывно производить материальные ценности, строить жилье, заводы, фабрики, производить пищу, одежду и т. д. Это естественный процесс историческо­го развития общества. Поэтому у Маркса были все основания утверждать, что способ производства материальной жизни обусловливает социаль­ный, политический и духовный процессы жизни вообще. Другими слова­ми, экономический фактор всегда выступает, в конечном счете, как де­терминанта, движущая сила исторического процесса.

Слова «в конечном счете» были впервые употреблены в письмах Эн­гельса 90-х годов прошлого столетия. На их теоретический смысл впер­вые обратил внимание французский философ нынешнего века Л. Альтюс-сер. Он считает, что в конечном счете есть «топика, т. е. пространствен­ное расположение, определяющее для данных реальностей места в про­странстве»1. Этими реальностями являются четыре большие сферы обще­ственной жизни. Топика представляет собой общество в виде здания, эта­жи которого опираются на его фундамент. Этажей может быть много, но фундамент один. Фундамент без этажей не есть здание, но и здание без фундамента не может висеть в воздухе. В конечном счете, этажам нужна какая-то опора. Поэтому в «детерминации топики конечный счет есть действительно конечный счет. Это означает, что имеются и другие счеты или инстанции, которые фигурируют в юридическо-политической и идео­логической надстройке. Таким образом, упоминание в конечном счете в детерминации имеет двойную функцию. Оно отмежевывает Маркса от всякого механицизма и открывает в детерминации действие различных инстанций, действие реального различия, в которое вписывается диалек­тика. Следовательно, топика означает, что детерминация в конечном сче­те экономическим базисом мыслится только в дифференцированном и, следовательно, сложном и расчлененном целом, где детерминация в ко­нечной инстанции фиксирует реальное различие других инстанций, их относительную самостоятельность и их собственный способ воздействия на сам базис»2.

Детерминирующая роль экономического фактора вовсе не значит, что генетически экономическая сфера предшествует другим сферам об­щественной жизни. Разумеется, это было бы абсурдным утверждением. Все сферы находятся в единстве, и ни одна из них не предшествует дру­гой. Экономика детерминирует весь исторический процесс в конечном счете, но на каждом этапе его развития другие сферы могут выступать в качестве доминанты, т. е. могут играть господствующую роль. Возьмем, например, политику. Она нередко играла доминирующую роль в тех или

1 AlthusserL. Positions. Paris, 1976. P. 138.

2 Ibid. P. 139-140.

Л -"4


иных общественных процессах. Известно, что в романизации Европы ре­шающую роль сыграли войны Юлия Цезаря. В современной России не­редко политика выступает в роли доминанты всех общественных измене­ний. И не случайно многим кажется, что политика детерминирует все эти изменения. Политика играет роль доминанты, а не детерминанты. В качестве такой детерминанты выступает современная экономическая ситуация в России. Здесь нельзя не обратить внимание на то, что чем меньше развиты экономические структуры общества, тем выше значи­мость и роль неэкономических факторов. В эпоху феодализма, напри­мер, когда экономические отношения были слабо развиты, доминирую­щую роль играли религия и политика. Как показал М. Вебер, в Германии в становлении капиталистических отношений доминирующую роль сыг­рала протестантская религия.

Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы об­щественной жизни влияют друг на друга и тем самым на все историче­ское развитие. Общественное сознание, государство, социальная сфера и другие неэкономические факторы обладают самостоятельностью, име­ют собственные закономерности развития и логику. Так, развитие фило­софии необязательно совпадает с экономическим базисом той или иной страны. В экономически отсталой стране весьма успешно может разви­ваться философия как специфическая область духовной жизни. В фео­дальной Германии возникла классическая немецкая философия, внесшая неоценимый вклад в мировую философскую культуру. В помещичьей России мы видим взлет философской мысли В. С. Соловьева, Н. А. Бер­дяева и многих других.

Если взять искусство, то наблюдается такая же картина. Было бы аб­сурдно утверждать, что прогрессивному экономическому базису непре­менно соответствует прогрессивное искусство и, наоборот, отсталый ба­зис обязательно порождает несовершенные формы искусства. Искусство как духовный феномен сложно и многообразно, имеет свои законы раз­вития и изменения, и его объяснение нельзя ограничивать одними ссыл­ками на материальные условия жизни. «Относительно искусства, —писал Маркс, — известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего»1. Никакими мате­риальными факторами нельзя объяснить феномен Пушкина, гениальное творчество Моцарта и Чайковского, Бальзака и Толстого.

Для исследования и изучения искусства следует обращаться не толь­ко к материальным основам общества, но и ко всем другим социальным явлениям и образованиям. Необходимо иметь в виду и то, что искусство представляет собой специфическую форму отражения действительности и в процессе художественного освоения реального мира создаются духов­ные ценности, которые уникальны и имеют непреходящее значение. Они

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 736.


всегда современны и приносят огромное удовлетворение и эстетическое наслаждение многим поколениям. Картины Рафаэля, Леонардо да Вин­чи, Гогена, драматургия Шекспира, лирика Пушкина, проза Достоевско­го и Толстого всегда будут учить добру, любви к человеку, гуманизму, со­циальной справедливости. А это такие ценности, которые в любом обще­стве и при любом экономическом базисе будут играть важнейшую роль. В этой связи нельзя не заметить, что каждое поколение по-своему читает и осмысливает произведения искусства и литературы.

Велика роль искусства в жизни людей, в формировании их мировоз­зрения. Оно обогащает их духовно, помогает познать мир, правильно оценивать историческое прошлое и настоящее, лучше понять человека со всеми его помыслами и чувствами.

Таким образом, выражаясь фигурально, можно сказать, что общест­во — это многоэтажное здание с одним экономическим фундаментом. Этажи — неэкономические факторы. Они вариантны, и тот или иной до­минирует в конкретных исторических условиях. Фундамент — это детер­минанта. Он имманентно вариантен, но для всего исторического процес­са инвариантен. Доминанты и детерминанты находятся в диалектиче­ском единстве и постоянно взаимодействуют.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...