Организационно-экономические формы товародвижения и товароснабжения
На процессы товароснабжения и товародвижения оказывают влияние существующие организационные формы торговли и уровень организации коммерческой работы производственных и торговых предприятий. Степень сложности товароснабжения и товародвижения во многом определяется складывающимися между поставщиками и покупателя- 9,3, Организационно-экономические формы товародвижения... __________ 239 ми хозяйственными связями и спецификой самих товаров. Многие скоропортящиеся продовольственные товары, а также непродовольственные товары простого ассортимента, не требующие подсортировки, завозят с производственных предприятий непосредственно в магазины. Следует отметить, что в период переходной экономики в стране была ликвидирована прежняя, распределительная система, которая находила свое отражение и в процессах товародвижения и товароснабжения. Применительно к рыночным условиям еще только предстоит создать соответствующий порядок снабжения. Пока же оптовые предприятия заинтересованы только в том, чтобы всемерно расширить свой оптовый товарооборот, увеличить свою прибыль. Поэтому они часто не содействуют установлению одноактной и даже однозвенной торговли, препятствуют установлению прямых связей покупателей и поставщиков, включаясь в качестве посредников даже там, где в них не нуждаются. При этом они применяют складской или транзитный товарооборот в тех случаях, в каких для них самих, а не для их покупателей эти формы оборота оказываются выгодными. Более того, складской оборот они нередко осуществляют без должной подработки и подсортировки товаров, превращая свои склады в место простой перевалки товаров, а иногда отпускают товары покупателям прямо «с колес», т. е. без завоза на склад, однако делая свою наценку на товар. Стимул таков: чем меньше операций на складах, тем меньше расходов и больше прибыль.
Следует иметь в виду, что оптовая торговля есть только начальная стадия торговли товарами народного потребления, поэтому ее нужно вести так, чтобы всемерно содействовать успешному ходу окончательной реализации товара с наименьшими издержками и, соответственно, не допуская существенного увеличения цен. Для этого необходимо правильно выбирать не только формы оптового товарооборота, но и формы товародвижения, и формы товароснабжения розничной сети. О тесной взаимосвязи этих экономических категорий говорит гот факт, что псе они выступают в одинаковых формах — транзитной и складской. В рыночных условиях появилась объективная необходимость правильно определять и применять на практике такие важнейшие понятия, как транзитным товарооборот, транзитное товародвижение, транзитное и складское товароснабжение, так как от этого зависят затраты, цены на товары и в конечном итоге конкурентоспособность товара. Ранее, в условиях действия единых прейскурантных цен, четкого понятия этих категорий не существовало; широко пользовались единым, но неясным термином «транзит». 240 ________ Глава 9. Организация товародвижения итовароснабжения розничной... Так, под транзитом в оптовой торговле понималась такая форма товародвижения, когда товар из производственного предприятия или сбытового склада направлялся в розничную торговую организацию (ее склад или магазин), минуя склады оптовой торговли. Даже если товар направлялся на оптовые склады потребительской кооперации, минуя только склады государственной оптовой торговли, это тоже считалось транзитом. Получалось, что «транзит» был формой товародвижения. Однако что же это за транзитная форма, если товар минует только склады оптовых предприятий, но завозится на сбытовые склады изготовителей, и на склады розничных организаций, и на склады потребкооперации и другие? Ясно, что определяемый таким путем «транзит» не является транзитной формой товародвижения. Это не что иное, как только транзитная форма оптового товарооборота данного оптового предприятия.
В действительности существуют три понятия, связанные с термином «транзит»: 1) транзитная форма товародвижения, означающая движение товара с производства непосредственно в магазин, без завоза на склады розничных торговых организаций, оптовых и сбытовых предприятий; 2) транзитный товарооборот оптового предприятия, т. е. продажа им товаров без завоза на свои склады; 3)транзитная форма товароснабжения розничной сети, осуществляемая розничной организацией без завоза па свои склады. Транзитная форма товародвижения, имеющая первостепенное народнохозяйственное значение, может наиболее экономично осуществляться при прямых торговых связях: розничное предприятие или организация - производственное предприятие, без совершения какого-либо транзитного товарооборота. Если и товарообороте участвует оптовое предприятие, то для обеспечения транзитного товародвижения они совершают транзитный оборот. Но далеко не всякий транзитный товарооборот обеспечивает транзитное товародвижение, как и не но всех случаях транзитная форма товароснабжения совпадает с тра плитным товародвижением. Например, тортовое оптовое предприятие продало фирме но транзитной форме товар, который находится па сбытовом складе производителя. В этом случае не может быть транзитного товародвижения, а будет либо одно:шенное, если со сбытового склада товар отгрузят в магазин, л ибо двухзвенное, если отгрузку про- 9.3. Организационно-экономические формы товародвижению. ^^ _____ 24 изведут на склад фирмы. В первом случае товароснабжение примет транзитную форму, а во втором — складскую. Ряд товаров, характеризующихся сезонностью производства, сложностью ассортимента или ограниченностью районов производства, требует на своем пути к магазину «временных остановок», образования запасов для бесперебойного удовлетворения покупательского спроса, подсортировки, расфасовки. К таким товарам относятся, например, сахар, плодоовощные консервы, ряд бакалейных, кондитерских товаров и др. Прохождение этих товаров через складское звено (оптовой или розничной торговли) называют складской формой товародвижения.
Складская форма товародвижения характеризуется различной звен-ностью, которая зависит от количества складов, через которые проходит данный товар. На звенность товародвижения влияют производственные, транспортные и торговые факторы. К производственным относятся размер и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, специализация и сезонность производства товаров; к транспортным — наличие и состояние транспортных путей, грузоподъемность транспортных средств, минимальные нормы отгрузки товаров, наличие контейнеров и контейнерных площадок; к торговым — размер и размещение розничных торговых предприятий, сложность торгового ассортимента и физико-химические свойства товаров, размер и размещение оптовых предприятий. При использовании складской формы товародвижения следует стремиться к его однозвенности, которая может быть даже более эффективной, чем транзитное товародвижение, так как, несмотря на дополнительные издержки на погрузочно-разгрузочные работы и складские операции, складская форма компенсирует их максимальной готовностью товаров к продаже, расширением ассортимента в магазине, снижением уровня товарных запасов. В крупных городах магазинам приходится иметь дело с многими десятками грузоотправителей, что значительно усложняет их работу по формированию товарного ассортимента. Интенсивный процесс укрупнения и универсализации продовольственных магазинов еще более обострил положение. Для решения этой проблемы проводится работа по созданию в стране высокоэффективной системы товародвижения, основанной на использовании, как правило, одно.шепной формы движения товаров. Для этого в составе оптовой (или розничной) торговли создаются механизированные (автоматизированные) склады, которые организуют комплектование партий товаров для магазинов; хранение запасов товаров; отправку товаров магазинам с гарантией их качества и
242 ________ Глава 9. Организация товародвижения итовароснабжения розничной... количества; поставку магазинам в соответствии с их долгосрочными и экстренными заказами и в наиболее благоприятном режиме (в нерабочее время); поставку основной массы товаров в таре-оборудовании (в контейнерах, на поддонах, лотках и т. п.); в порядке исключения организуют фасовку товаров, пока промышленность не возьмет на себя эту функцию. Организация таких складских звеньев является гарантией непрерывного снабжения магазинов, повышения оборачиваемости товарных запасов, сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с хранением запасов товаров, большей маневренности в их использовании. Такая система товародвижения позволяет каждому магазину сократить число поставщиков и общее количество ежедневных поставок в 2-3 раза, повысить коэффициент стабильности ассортимента, сократить трудозатраты на операциях по перемещению товаров, уменьшить площадь помещений для хранения товаров и др. Двухзвенное товародвижение оправдано лишь в тех случаях, когда оптовые предприятия территориально отдалены от магазинов. В этом случае со складов оптового предприятия товары завозят на склады розничных торговых организаций, а оттуда — в магазины. Для измерения звенности движения всех товаров или товаров отдельных групп служит коэффициент звенности товародвижения, который вычисляется как отношение складского товарооборота (оптовой и розничной торговли) к розничному. Коэффициент звенности товародвижения показывает, через сколько складских звеньев прошел товар, и служит важнейшим синтетическим показателем экономической и организационной деятельности аппарата торговой фирмы. Что касается складской и транзитной форм товароснабжения, то они являются производными от участия или неучастия складского хозяйства розничных организаций и товароснабжении тех или иных предприятий. Если розничная организация привлекает свои склады к товароснабжению, значит товароснабжение будет складским, если же не привлекает — транзитным. Транзитная форма товароснабжения (особенно, если она совпадает
9.3. Организационно-экономические формы товародвижения... Транзитное поступление товаров от иногородних промышленных предприятий с перевозками в магазины авторефрижераторами или с железнодорожных станций доступно лишь очень крупным универсальным магазинам, имеющим возможность принимать товары партиями в размере установленных норм транзитной отгрузки. Поэтому для большей части магазинов применяется транзитная форма товароснабжения с одногородних производственных или пригородных сельскохозяйственных предприятий. Скоропортящиеся и вообще требующие быстрой реализации товары (молочные продукты, мясо, колбасные изделия и мороженая рыба, хлеб) при всех условиях необходимо доставлять в магазины непосредственно с местных предприятий — молочных заводов, мясокомбинатов, холодильников, хлебозаводов. Транзитом с местных производственных предприятий доставляют также товары простого ассортимента — макаронные изделия, сахар, мыло и др. По этой же форме (поле—магазин) в летнее время завозят свою плодоовощную продукцию сельскохозяйственные предприятия. Снабжение магазинов со складов оптовых предприятий отличается рядом преимуществ. Оптовые предприятия имеют достаточно широкий ассортимент товаров, удовлетворяющий требованиям многих магазинов. Наибольшего эффекта эта форма снабжения достигает при поставке товаров в специализированные и крупные универсальные магазины. Такие товары, как кондитерские изделия, овощные и фруктовые консервы, прочие бакалейные товары, доставляют чаще всего со складов оптовых предприятий по торговле продовольственными товарами. При снабжении мелких, неспециализированных магазинов часто более предпочтительной оказывается складская форма товароснабжения. Складская форма товароснабжения образуется при движении товаров от производителей или от оптовых предприятий до магазинов через собственные склады розничной торговой организации. Такие склады имеют возможность отправлять в торговую сеть товары укрупненными партиями, включающими самые разнообразные товары, требуемые магазинами, и производить при этом дробную подсортировку (например с укладкой в одну единицу тары-оборудования товаров различных наименований). Но достигнуть полной эффективности снабжения с собственного склада можно лишь при условии, если сам склад получает товары не в порядке их перевозки с местных, одногородних предприятий оптовой торговли, а непосредственно от производственных предприятий, а также иногородних поставщиков. 244 ________ Глава 9. Организация товародвижения итовароснабжения розничной... Во всех случаях, когда товары поступают с одногородних складов (безразлично, оптовых или розничных организаций), на них должны выполняться все необходимые операции по подготовке товаров к продаже — распаковка, подсортировка, проверка по качеству, а при необходимости фасовка и укладка в тару-оборудование. Розничные организации могут централизовать товароснабжен-ческие функции своих мелких и средних предприятий и выполнять их экономически более рационально, используя ту или иную форму товароснабжения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|