Перечень обязательных практических заданий
Тема 1. Общие положения о государстве и праве Практическое задание № 1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже: а] весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов: б] мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырехгранного столба [большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому ≪могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было отличить от окружающей почвы≫]; в] при знакомстве младшие всегда должны первыми пред ставляться старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина - студентка, а мужчина – пожилой профессор); г) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях; д) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечет наложение административного штрафа в размере от
трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; е) поступай днем так. чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна. Практическое задание № 2. Древнеримские юристы говорили: Обычай ведет за собой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет. Объясните, как вы понимаете это выражение. Практическое задание № 3. Прокомментируйте выражение Цицерона: «Несправедливые законы не создают право». Какое требование к правовым нормам оно содержит? Практическое задание № 4. Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возможность отомстить за убийство была ограничена - такое право предоставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого.Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой. Как вы думаете, почему древнерусское государство сначала ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести? Практическое задание № 5. Изобразите в виде двух пересекающихся кругов соотношение норм права и норм морали. Может ли человек нарушить правовые нормы, не нарушая при этом нормы моральные, и наоборот? Приведите примеры. Практическое задание № 6. Перечисляя признаки государства, студентка Кудрявцева назвала: 1) нормотворческую деятельность; 2) государственный суверенитет; 3) гарантированность прав и свобод граждан; 4) территорию; 5) налоги. В чем ошиблась Кудрявцева? Практическое задание № 7. Рассказывая о функциях государства, студентка Зайцева сказала, что к внешним функциям относятся: обеспечение мира на земле, а также политическая и экономическая деятельность государства.
Студентка Ревунова, отвечая на тот же вопрос, добавила, что кроме внешних функций государства существуют и внутренние функции, такие как социальные, культурные и сотрудничество с другими государствами. Какие ошибки допустили Зайцева и Ревунова?
Тема 2. Источники права. Система права. Норма права Практическое задание № 1 Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы: а) Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»; б) Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации; в) Конституция РФ; г) Постановление Правительства «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»; д) Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»; е) Уголовный кодекс РФ. Практическое задание № 2. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ч. 1 ст. 146 УК РФ: «Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей…». Практическое задание № 3. При изучении темы «Источники права» студентка Киселева пояснила, что нормативным правовым актом является обычай, санкционированный государством, который обладает общеобязательной силой. По мнению студентки Травкиной нормативный правовой акт – это решение суда по какому-либо конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студентка Логинова с ними не согласилась. Она считала, что нормативный правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы. Чье мнение является правильным? Практическое задание № 4. Назовите законы и подзаконные нормативные правовые акты: 1) указ Президента РФ; 2) Гражданский кодекс РФ; 3) постановление Правительства г. Москвы; 4) Конституция РФ. Практическое задание № 5. Студентке Перепелкиной преподаватель предложил ответить на вопрос: «Какие законы и подзаконные нормативные правовые акты действуют на территории Российской Федерации?». Подумав, она сказала, что к законам относятся: Конституция РФ, законы субъектов Федерации, нормативные ведомственные акты органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К подзаконным нормативным правовым актам, по ее мнению относятся указы Президента РФ, различные постановления, договоры.
Какие ошибки допустила Перепелкина? Практическое задание № 6. Требуется расположить нормативные правовые акты по степени юридической силы: 1) закон о гражданстве РФ; 2) инструкция Минюста России; 3) постановление Совета Федерации; 4) Конституция РФ. Практическое задание № 7. Между студентами Ветровым и Климовым возник спор. Ветров утверждал, что диспозицией является элемент нормы права, определяющий условия, при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза, по его мнению, это элемент нормы права, предусматривающий меру ответственности за совершенное правонарушение. Климов ему возражал, объясняя при этом, что гипотеза устанавливает условия, при которых норма права вступает в действие, диспозиция указывает на правило поведения, а санкция предусматривает меру ответственности, которая будет применена к нарушителю этого правила. Чей ответ является правильным? Практическое задание № 8. Отвечая на вопрос «из чего состоит система права?», студентка Гаврикова сказала, что в нее входят отрасли права и нормы права. Права ли Гаврикова? Практическое задание № 9. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в статье 9.8. КоАП РФ: «Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей». Практическое задание № 10. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате: «Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|