Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление лизинга в России. Нормативное регулирование лизинга в РФ




 

В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.

Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.

На условиях “бербоут - чартер” Минфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6 - 12 лет.

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back).

Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое СП “Арендмаш” по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО “Совфинтрейд”, в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций.

В книге Тома Кларка “Финансовый лизинг”, вышедшей в Лондоне в 1990 г., со ссылкой на данные Центрального банка СССР, указывается, что в 1989 г. объемы лизинговых операций в нашей стране составляли 400 млн. долл. и соответствовали 32-му месту на мировом рынке.

В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания “Дальлизинг” (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение “РОССИЯ” (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания “Ярославтехлизинг”, а в Санкт-Петербурге — компания “Балтийский лизинг”.

В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания “Петролизинг”, а в 1992 г. в Москве — компании “Лизингбизнес”, “Межсбер-Юраско лизинг”, “Промстройлизинг”. В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания (“РГ Лизинг”) и Русская авиационная акционерная лизинговая компания “Аэролизинг”, а в Пензе — компания “Лизинком”.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания “Евролизинг”. Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы “Банк Насиональ де Пари” (Bank National de Paris), а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”.

В октябре 1994 г. учреждается Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка. Основными направлениями ее деятельности являются:

• содействие развитию рынка лизинговых услуг в России;

• координация деятельности членов Ассоциации, объединение их сил и средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов и операций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

• разработка совместно с органами государственного управления стратегических направлений развития лизинга в России;

• участие в развитии и совершенствовании законодательной и нормативной базы лизинговой деятельности в России;

• представление интересов и защита прав членов Ассоциации в государственных и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом;

• участие в работе международных лизинговых организаций.

При создании ассоциации “Рослизинг” в ее состав вошли 15 компаний. По материалам “Евролиза”, корреспондентским членом которого (впоследствии — действительным членом) стала российская ассоциация, в 1995 г. учет велся по результатам деятельности 19 компаний, в 1996 г.— по 24, хотя на 1 января 1997 г. в составе “Рослизинга” было 32 компании (возможно, не все из них успели заключить лизинговые контракты). К июню 1998 г. в ассоциацию “Рослизинг” входило 56 компаний. Правда, лишь 29 из них относились к активно работающим, т. е. участвующим в формировании статистической информации о результатах своей лизинговой деятельности. Некоторые компании только собирались заняться лизинговой деятельностью, а некоторые занимаются не лизингом, а страхованием.

Выполняя поручение Президента Российской Федерации, Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге. Этот документ заложил нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.

Следуя общепринятой в мире практике, Временное положение определило лизинг как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору лизинга (финансовой аренды) лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей. При этом указывалось, что объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. Субъектами лизинговой сделки признавались продавец (изготовитель или поставщик) имущества, его приобретатель (лизингодатель) и пользователь (лизингополучатель), которые связаны между собой договорами купли-продажи и лизинга.

Схожие в целом трактовки основных проблем лизинга содержались и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 34, § 6), вступившей в действие 1 марта 1996 г.

В целях повышения финансовой привлекательности лизинговых операций было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 “О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”. Согласно данному постановлению проценты по полученным субъектами лизинга заемным средствам для осуществления лизинговых операций, а также лизинговые платежи включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, кредитно-финансовые учреждения, выступающие в роли лизингодателей, получили воз­ожность уменьшать налогооблагаемую базу на величину денежных средств, предоставляемых для осуществления лизинговых сделок. В свою очередь, лизингополучателям было предоставлено право относить лизинговые платежи на производственные затраты.

Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.

В том же постановлении было определено, что лизинговое имущество в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств.

В соответствии с письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” на основные средства, являющиеся объектом международного лизинга, распространялся режим временного ввоза, предусматривавший частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов.

Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.

Государственная поддержка способствовала активизации лизинговой деятельности в стране. Увеличивалось число лизинговых компаний, расширялся спектр их услуг. Растущий интерес к лизингу стали проявлять ведущие российские коммерческие банки. Большинство новых лизинговых фирм учреждалось с их участием. В начале 90-х годов Мосбизнесбанк сформировал специализированную лизинговую компанию “Лизингбизнес”, Межрегиональный банк – “Меликон”, Промстройбанк в С.-Пб. – “Балтлиз”, и именно по инициативе компаний “Меликон” и “Балтлиз” в 1994 году создаётся Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг). Свои лизинговые компании начали создавать предприятия агропромышленного комплекса, авиационной и других отраслей промышленности. На российский рынок стали выходить иностранные лизинговые фирмы.

Интересно, что наиболее крупные в настоящее время российские лизинговые компании, такие, как “ММБ-лизинг”, “Рус-ЛизингСвязь”, “Интеррослизинг”, “менатеп-лизинг”, “РТК-лизинг”, “Инкомлизинг (холдинг)” с совокупным годовым объемом более чем на 1/3 миллиарда долларов, сформировались только в 1995 —1997 гг. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-промышленные структуры в течение нескольких лет присматривались к возможностям российского лизинга. Когда они уверовали в его успешную будущность, то создали агрессивные лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом, способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий, входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинговые компании.

В сентябре 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право заниматься лизинговой деятельностью. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только резидентам, но и нерезидентам. К началу 1998 г. были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям, а к августу 1998 г. (до кризиса) лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании, из них 753 резидента и 70 нерезидентов.

Из вышеперечисленного видно, что несмотря на несовершенство Российского законодательства и Российской экономики в целом, лизинг в России продолжает развиваться. Активность дальнейшего развития лизинга во многом зависит от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ, об этом речь пойдет в следующем пункте.

Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российской экономике является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений. Начиная с 1994 г. органы исполнительной и законодательной власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом способствующих развитию лизинга в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей лизинговую деятельность, следует отметить следующие:

• наличие основных определений терминов лизинга;

• достаточная свобода договорных отношений;

• ускоренная амортизация лизингового оборудования, включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продукции;

• рекомендации об установлении таможенных льгот для лизинговых компаний;

• рекомендации о снижении некоторых налогов для лизинговых компаний;

• ратификация Конвенции о международном финансовом лизинге.

Ниже проанализированы основные нормативные акты (в хронологическом порядке) относительно их влияния на законодательную базу лизинга и создания более прогрессивных и благоприятных условий для его успешного развития в России.

Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”. В этом Указе впервые было дано определение лизинга и его объектов, установлена организационно-правовая форма создания лизинговых компаний. В Указе финансовый лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на вложение временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда лизингодатель согласно договору о финансовом лизинге берет на себя обязательство приобрести имущество лизингополучателю во временное пользование для предпринимательских целей за плату.

Указ также обязал правительство:

• подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988);

• использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в России;

• установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому договору;

• разработать постановление по вопросам финансового лизинга.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” и утвержденное им Временное положение о лизинге. В этом Положении были определены общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности участников лизингового договора, а также состав и порядок лизинговых платежей, требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете. Кроме того, это постановление предусматривало подготовку предложений о предоставлении налоговых льгот для лизингодателей и инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

Среди принципов, определенных этими постановлениями, можно отметить следующие:

• в лизинговой сделке участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель;

• лизингодатель сохраняет право собственности на сдаваемое в лизинг имущество в течение всего срока действия лизингового договора;

• разрешается применение штрафных санкций (размер штрафа оговаривается в договоре) в отношении лизингополучателя за просроченные платежи;

• лизингодатель имеет право потребовать у лизингополучателя возвратить имущество, если он не выполняет условия договора.

Постановление также содержало рекомендации о:

• специальном изучении возможностей лизинга в привлечении инвестиций при проведении конверсии оборонных предприятий, атомных электростанций, на развитие сельского предпринимательства и строительство дорог;

• создании специального федерального фонда поддержки лизинга и организации международной конференции по лизингу в Москве;

• установлении налоговых льгот, освобождающих лизинговые компании от налога на прибыль, получаемую от реализации лизинговых договоров со сроком действия более трех лет. Это освобождение распространялось на доход по банковским кредитам, предоставленным лизинговым компаниям более чем на три года;

• освобождении лизинговых компаний от налога на добавленную стоимость (НДС) по некоторым видам оборудования;

• частичном освобождении от таможенных пошлин, налогов и акцизных сборов, взимаемых при ввозе оборудования в режиме временного ввоза по лизинговому договору;

• использовании опыта Европейской ассоциации лизинговых компаний, а также рассмотрении вопроса о присоединении к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988г.).

Кроме того, рекомендовалось включать в полном объеме в себестоимость продукции лизинговые платежи и платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, которые были использованы на осуществление лизинговой деятельности.

В то время как это постановление в большей своей части ориентировано на микрорегулирование деятельности лизинговых компаний, последняя рекомендация особенно важна для развития лизинга, учитывая, что проценты по обычным банковским кредитам, использованным для приобретения основных средств, прежде не разрешалось относить на себестоимость продукции. Такая рекомендация предоставила лизинговым компаниям относительное преимущество в привлечении клиентов. Впоследствии она была закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации № 1133.

Письмо Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1995 г. № 12-16-1/422 “Об упорядочении валютных платежей за оборудование, взятое по договору лизинга”. В нем лизинговые платежи не рассматривались как текущие валютные операции, а это означало, что для реализации договоров международного лизинга необходимо наличие лицензии Центрального банка России, причем для каждого договора — отдельной. Данное требование снижает привлекательность международного лизинга, так как получение лицензии связано с большими затратами времени, а кроме того, предусматривается дополнительная отчетность перед Центральным банком.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105 “Об отражении в бухгалтерском, учете и отчетности лизинговых операций”. Этот приказ явился первым нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет лизинговых операций в России. В настоящее время признан полностью утратившим силу в связи с выходом приказа Министерства финансов РФ № 15 от 17 февраля 1997г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 “О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”. В соответствии с этим постановлением субъекты лизинговой деятельности получили возможность относить на себестоимость продукции (работ, услуг) лизинговые платежи по операциям финансового лизинга и проценты по полученным заемным средствам, используемым для осуществления лизинговых договоров с учетом установленных ограничений. Затраты на оплату процентов по рублевым кредитам относятся на себестоимость продукции в пределах учетной ставки Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта, по валютным кредитам — в пределах ставки LIBOR, увеличенной на три пункта (но не более 15%).

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. (Вступил в действие 1 марта 1996 г.). Раздел Гражданского кодекса (гл. 34, § 6), посвященный финансовой аренде, закрепляет некоторые временные нормы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 633. Указанный параграф содержит определение договора финансовой аренды и его предмета, условия передачи арендатору предмета договора финансовой аренды, перехода к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества и др. Гражданским кодексом установлено, что лизинговая сделка определяется отношениями трех сторон: продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Лизингодатель является собственником оборудования, передаваемого в аренду.

Гражданский кодекс предоставил свободу участникам лизинговой сделки в определении условий лизингового договора. Теперь не требуется, чтобы сумма арендных платежей за весь период аренды была равной или близкой к стоимости арендованного имущества, или чтобы срок аренды приблизительно равнялся среднему сроку службы имущества. Кроме того, в Гражданском кодексе не предусмотрено, что лизингополучатель — единственный, кто несет риск потери оборудования. Такие положения могут быть урегулированы в договоре.

Вступление в действие части второй Гражданского кодекса закрепило правовую базу лизинга и явилось серьезным шагом на пути формирования целостной системы правового регулирования лизинговых отношений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 167 “Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”. Введенная этим постановлением процедура лицензирования лизинговых компаний позволяет оградить лизинговый рынок от случайных и ненадежных участников. Лицензия, выданная Министерством экономики РФ, действительна на всей территории России на срок от одного года до пяти лет. Потенциально сильные лизинговые компании могут получить лицензию на пять лет. Что касается вновь образованных компаний с ограниченным объемом капитала, то они могут получить лицензию на срок от одного года до двух лет. Приблизительная стоимость лицензии для компании-резидента составляет 1500 долл. Министерство экономики РФ перед выдачей лицензии может потребовать проведение аудита компании независимыми экспертами. Постановление содержит также требование о том, что 40% дохода лизинговой компании должны приходиться на деятельность по реализации лизинговых договоров.

Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утвержденные Министерством, экономики РФ 16 апреля 1996 г. и согласованные с Министерством финансов РФ. Настоящие Методические рекомендации разработаны Министерством экономики РФ и предназначены для расчетов лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга.

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом — предметом договора. В лизинговые платежи включаются амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства, комиссионное вознаграждение, плата за дополнительные услуги лизингодателя, а также стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей. Лизинговые платежи осуществляются в виде отдельных взносов.

Федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”. Этим Законом введены в перечень услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня

1996 г. № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”. В нем предусмотрено выделение средств в 1997—2000 гг. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового лизинга. Кроме того, в этом постановлении определено, что ко всем видам движимого имущества, являющегося объектом лизингового договора и относимого к активной части основных фондов, может применяться механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3, а также что условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополуча­еля могут определяться по согласованию между сторонами лизингового договора.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля

1997 г. № 15 “ O б отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга”. Принят во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752. Этим приказом:

• утверждены Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга согласно Приложению 1 к настоящемуприказу;

• признан утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105; введены изменения к плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. № 56. Счет 03, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении вложений предприятия в материальные ценности, предоставляемые по договору аренды (лизинга), определен в следующей редакции: “Доходные вложения в материальные ценности”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г.. № 915 “О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы”. Данное постановление разделяет концепцию о том, что лизинг является важным инструментом инвестиционной деятельности, и содержит рекомендации о снижении таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, которое не имеет аналогов в России, и проведении обучения по лизингу.

Хотя в постановлении и говорится о необходимости принятия мер, направленных на развитие финансового лизинга, в нем четко не определены, какие министерства, имеющие отношение к лизингу, ответственны за реализацию указанных мер и каковы должны быть результаты деятельности соответствующих министерств и ведомств в этой области.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге”. Принятое Государственной Думой решение о присоединении к Конвенции является позитивным шагом, так как последняя получила широкое признание во всем мире как серьезная база для написания национального закона о лизинге.

Федеральный закон “О лизинге” от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ.

Споры по Закону "О лизинге" не утихают. В печати, на конференциях и семинарах продолжаются острые дебаты относительно достоинств и недостатков этого законодательного акта.

До принятия этого основополагающего закона в Российской Федерации действовали и продолжают действовать 14 нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих лизинговую деятельность в стране. Все эти акты посвящены отдельным аспектам деятельности в области лизинга, и только Закон является всеобъемлющим документом в этой сфере. Он состоит из шести глав, включающих 39 статей (в Гражданском кодексе Российской Федерации лизингу посвящен один параграф из шести статей).

Федеральный закон однозначно определяет лизинг как вид инвестиционной деятельности и устанавливает своими целями развитие различных форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиту прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Данное определение лизинга более широкое, чем понятие “финансовая аренда”, примененное в § 6 гл. 34 “Аренда” Гражданского кодекса РФ. В настоящем изменении определения не следует видеть только новую форму, оно отражает сущность понятия и характеризует качественный скачок в развитии лизинга в Российской Федерации.

Огромна роль Закона в защите прав лизингодателя как инвестора. Определены меры и условия оперативного изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя, систематически не выплачивающего лизинговые платежи; кроме того, впервые лизингодатель как кредитор имеет возможность контроля за финансовым положением своего должника— лизингополучателя.

Физические лица включены наряду с юридическими лицами в состав равноправных участников лизинговых сделок (статьи 1, 2 и 4).

Впервые определены формы, типы и виды лизинга, в частности, основные формы лизинга— внутренний и международный, типы— долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный; виды — финансовый, возвратный и оперативный.

Определена правовая база сублизинга, а также разрешены проблемы совмещения обязательств его участниками.

Законом установлено, что лизинговая деятельность лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, ведется на основании разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях налогообложения на территории РФ.

Данное положение уже сегодня вызывает у нерезидентов негативное отношение, так как они усматривают в этом возможность двойного налогообложения.

Согласно п. 2 ст. 34 Закона не требуется получения лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление лизингодателем или лизингополучателем любых валютных операций, связанных с лизинговой деятельностью. Однако эта статья до сих пор не работает, так как ЦБ РФ руководствуется прежде всего профильными законами, в том числе Законом РФ от 09.10.92 № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле”. Как следует из подп. “е” п.10 ст.1 данного закона, операции, не отнесенные законом к текущим валютным операциям, необходимо относить к валютным операциям, связанным с движением капитала, по которым требуется получение лицензии Банка России (п.4 разд.2). Лизинговые операции, в частности переводы в виде платы за имущество при лизинге, в данном законе не предусмотрены, что дает повод для различного толкования норм данного закона. С одной стороны если срок, в течение которого арендатор осуществляет плату нерезиденту за предоставление имущества по лизингу, превышает 90 дней от даты предоставления оборудования во временное владение и пользование, то осуществляемые при этом переводы иностранной валюты из РФ следует квалифицировать как валютные операции, связанные с движением капитала. В случае если платеж будет осуществлен в пределах 90 дней от даты предоставления оборудования в аренду, что само по себе мало вероятно, то данная операция будет являться текущей валютной операцией, не требующей наличия лицензии ЦБ РФ. Таким образом по существу признается, что лизинговые платежи являются валютными операциями, связанными с движением капитала.

С другой стороны операция по переводу нерезиденту платы за имущество по лизингу за рубеж в любом случае является валютной операцией, связанной с движением капитала, и, как следствие, требующей наличия лицензии ЦБ РФ, независимо от срока предоставления имущества в финансовую аренду и перечисления установленной договором платы, так как рассматриваемая операция прямо не предусмотрена в перечнях валютных операций приведенных в законе “О валютном регулировании и валютном контроле”, а относить финансовую аренду к услугам, исходя из юридической природы арендных отношений, достаточно сомнительно. Следовательно данные операции относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала, по которым требуется получение лицензии Банка России (п.4 разд.2).

Данное противоречие замедляет развитие лизинга в России, следовательно необходимо внести изменения в в Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, четко оговаривающие лизинговые отношения, и устранить противоречия с Законом “О лизинге” от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ,- переведя международные лизинговые операции с разрешительного на регистрационный порядок.

Для успешной деятельности лизинговых компаний безусловным основанием являются фундаментально проработанные в Законе главы 2 и 3, посвященные вопросам правовых основ лизинговых отношений (статьи 10—26) и экономических основ лизинга (статьи 27—35), о чем неоднократно уже сообщали руководители практикующих лизинговых компаний.

В Законе также много неточностей, много нерешенных проблем. Например, не ясно, на ком лежит бремя доказательства того, что оборудование используется для предпринимательских целей? Где законодательные рамки полного владения имуществом? Кто несет ответственность за уплату таможенных платежей за лизинговое оборудование? Может ли лизингодатель представлять интересы других участников лизингового договора перед ГТК? Где механизмы ретрансляции НДС при экспортном лизинге? Но самое главное, это налоги с оборота (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы) в размере 4 процентов, которые приходится необоснованно платить лизинговым компаниям. Это ведет к значительному удорожанию лизинговых операций. Необходимо отметить, что в Законе предпринята попытка решить эту проблему. Однако одновременно с принятием Закона "О лизинге" не были внесены необходимые изменения в профильные налоговые законы. Некоторые директора лизинговых компаний, может быть, и находят возможность использовать Закон в собственных нуждах, но в таком виде он может быть полезен в одной какой-то сделке, но не во всех.

Предпринятая в Законе попытка облегчить таможенный и валютный режимы, предоставить налоговые льготы не получила необходимого завершения, так как не получила отражения в профильных законах, которыми руководствуются ЦБ, ГТК и другие органы. Закон не устранил пробелы, имеющиеся в Гражданском кодексе по сублизингу. В Законе нужны разъяснения по лизингу недвижимости, недопустимо определять все издержки лизинговой компании на стадии формирования лизинговой сделки, как это предусмотрено в Законе. Полный учет затрат можно осуществить только в конце срока лизинга. Лизинговые правоотношения должны быть сгруппированы в виде самостоятельной конструкции.

Взвешенность и неспешность, конечно же, необходимы при принятии законов. Прежде всего на этапе подготовки законопроекта. Тогда не будет возникать проблем с его применением на практике. Теперь, раз уж Закон принят в далеко не совершенном виде, наиболее важным представляется определить организационные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...