Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние лизингового рынка в России




До середины 1998 г. отечественная лизинговая индустрия постепенно набирала обороты. После начала широкомасштабного финансового кризиса многие российские лизинговые компании временно не заключали новые лизинговые договоры. Это продолжалось в течение полутора-двух месяцев. Вместе с тем в отличие от банков в лизинговых компаниях не было массового сокращения персонала. Руководители ряда ведущих компаний правильно оценили ситуацию. Они сделали вывод, что в ближайшее время лизинг в России будет востребован в еще большей степени, чем до кризиса. А раз так, то в этот “смутный период” правильнее всего “остановиться, оглянуться”, заняться анализом и отработкой новых лизинговых продуктов.

В России назрела необходимость в формировании хорошо налаженной общегосударственной комплексной системы статистической информации по лизингу. Она нужна для анализа сложившихся тенденций и для определения перспектив развития лизингового рынка, формирования его структуры, разработки нормативно-правовых актов и создания механизмов, повышающих заинтересованность в проведении лизинговых операций на внутреннем и международном рынках, для планирования широкомасштабных инвестиций на основе различных видов и форм лизинговой деятельности. К сожалению, пока такой системы в России еще нет.

Вместе с тем на протяжении уже нескольких лет идет накопление определенной статистической информации по компаниям, входящим в состав российской ассоциации лизинговых компаний “Рослизинг”. На часто проводимых в последнее время конференциях, семинарах, встречах деловых кругов, в печати появляются также сообщения и о работе “неассоциированных” лизинговых компаний. Эти материалы требуют определенных обобщений и систематизации, а при необходимости— уточнений, так как сообщается иногда противоречивая и не совсем точная информация о заключаемых договорах и проводимых лизинговых операциях.

Госкомстат Российской Федерации предпринимал попытку наладить сбор информации по отражению стоимости лизингового оборудования в статистической отчетности у лизингополучателей и лизингодателей (Письмо Госкомстата РФ от 13 марта 1996 г. № 24-1-21/483 “Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования”) при вводе в действие объектов, основных фондов и при использовании капитальных вложений, а также при строительстве объектов и приобретении оборудования для собственных нужд. Однако в ежегодных сборниках Госкомстата России этой и другой важной информации по лизингу пока нет. Правда, руководители государственного статистического ведомства считают, что раз в последние годы появилась такая отрасль хозяйствования, как лизинг, то в перспективе они будут заниматься “обсчетом” ее деятельности.

К сожалению, до настоящего времени остаются малоизвестными не только количественные, но и качественные показатели, характеризующие отечественную лизинговую отрасль хозяйствования. Имеется в виду прежде всего статистика нарушения финансовых обязательств по лизинговым и сопряженным с ними банковским и страховым операциям внутри России и при международных сделках. Это нельзя признать верным ни в правовом, ни в экономическом, ни в политическом отношении.

Очень полезной для анализа развития отечественного лизинга была бы информация о возврате лизинговых платежей операторам российского и зарубежного лизингового бизнеса. Только с помощью достоверной информации можно аргументирование проиллюстрировать отечественному и мировому финансовому сообществу надежность российских партнеров— лизинговых компаний и лизингополучателей.

Формирование хорошо налаженной, солидной информационной базы, ясной, доступной и прозрачной для пользователей, — дело крайне важное и в коммерческом отношении. Анализируя данные из публикации в газете “Финансовые известия”, что возврат лизинговых платежей в 1997 г. по компании “Росагроснаб” составил 80% и что это хороший уровень возвратности, у многих потенциальных кредиторов может сложиться искаженное мнение, что такие “хорошие” показатели присущи всему российскому лизингу, тем паче иной информации почти нет.

Как и почти весь российский бизнес, лизинговые компании не очень то заинтересованы в рекламировании своей работы и не всегда стремятся сообщать о результатах своей деятельности. Поэтому информация о работе даже ассоциированных лизинговых компаний часто воспринимается с известной долей скепсиса.

Нередко начало формирования статистической информации о российском лизинге относят к 1994 г. Это не совсем верно. В действительности начиная с этой даты публикуются данные ассоциации “Рослизинг” в ежегодных отчетах (Annual Report) Совета Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “Евролиз” (LEASEUROPE). Основная часть статистической информации по лизунгу в России, на сегодняшний день, поступает из публикаций этой ассоциации.

Отчетность по ассоциации “Рослизинг” не всегда полна, так как в течение каждого года происходит определенное движение среди лизинговых компаний— кто-то вступает в ассоциацию, а кто-то выходит из нее; не всегда компании показывают абсолютно точную информацию о своих лизинговых операциях. Встречаются случаи, когда у некоторых компаний объемные показатели за полгода превышают значения за весь истекший год. Большое значение для точного определения ежегодных объемов нового лизингового бизнеса приобретает информация по тем договорам, которые заключены в одном году, а их реализация начинается в следующем.

Вместе с тем учет статистической информации по ассоциации “Рослизинг” ведется уже более четырех лет. Статистический учет построен на методической основе, применяемой в “Евролизе”. Думается, что структурные показатели лизинговой деятельности компаний, сложившиеся на основе информации “Рослизинга”, могут достаточно репрезентативно характеризовать основные пропорции всего российского лизинга по видам оборудования, пользователям, срокам лизинговых договоров.

В 1996 г., по оценке Минэкономики России, в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. долл. Он приводится в данных London Financial Group Global Leasing Report, которая формирует информацию по 50 национальным лизинговым рынкам в течение последних 19 лет. Опубликованы эти материалы в статье Дэвида Портера и Энди Томсона “Leasing penetration continues to grow” в книге “World Leasing Yearbook 1998”. Такие объемы лизинговых операций поставили Россию на 36-е место в мире. Годом раньше, с 200 млн. долл., Россия находилась на 46-м месте. Но это не представляется наиболее важным, куда важнее определить потенциал России, учесть мировой опыт.

Конечно, достичь объемов ведущих лизинговых стран в ближайшие годы для России будет крайне сложно. В то же время по результатам 1997 г. прямые иностранные инвестиции в отечественную экономику составили 3897,3 млн. долл. В предкризисный период ряд зарубежных поставщиков были заинтересованы инвестировать в российский сектор производства только по лизинговым схемам капитал в объеме, превышающем указанную выше сумму. Но это возможно только при ясных и стабильных экономико-правовых нормах. На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям, состоявшемся 14 декабря 1998 г., было сообщено, что, по оценке аудиторской компании Emst&Young, в 1998 г. прямые вложения иностранцев в Россию составили около 2 млрд. долл. По прогнозам Минэкономики России, сообщенным на этом заседании, в 1999 г. объем ввоза капитала может достигнуть 4— 5 млрд. долл.

В 1997 г. объем лизинговых сделок, заключенных компания­ми ассоциации “Рослизинг”, составил 2836,5 млрд. руб., или 476 млн. долл. В предыдущем году этот показатель соответствовал 121 млн. долл. (т. е. был почти вчетверо меньшим), а еще на год раньше— 23 млн. долл.

Как видно, динамика роста объемов определяется не процентами, а разами, что вполне объяснимо, так как широкомасштабный российский лизинг как явление только начинается. Отчасти эти скачки объясняются еще и тем, что в составе ассоциации “Рослизинг” в 1996 г. стали учитываться данные по компании “Лизингуголь”,— более 1/2 годового объема ассоциации (51,5%), а в 1997 г.— по компании “Росагроснаб” (около 1/4 объема ассоциации “Рослизинг”).

Можно предположить, что в 1997 г. еще примерно на такую же сумму, как компании, входившие в ассоциацию “Рослизинг”, заключили договоры другие российские операторы лизинга и нерезиденты.

“Расчеты эти строятся на основе материалов о деятельности нескольких десятков неассоциированных лизинговых компаний, публикаций в печати, данных Центрального банка России, оценок Государственной регистрационной палаты, информации лизинговых ассоциаций некоторых зарубежных стран, компании которых поставляют оборудование в Россию.

Если расчеты верны, то объем лизинговых услуг, предоставляемых российским лизингополучателям, в 1997 г. составил приблизительно 5,6— 5,7 трлн. руб., т. е. 940—960 млн. долл. Сопоставив эту величину с общим объемом инвестиций в основной капитал— 408,8 трлн. руб., определим, что доля лизинга равняется 1,4%. Это больше, чем в предыдущие годы, но по-прежнему крайне мало по сравнению с ведущими (и не только с ведущими) странами мира.

В 1996 г. удельный вес стоимости заключенных лизинговых контрактов по компаниям ассоциации “Рослизинг” в общем объеме инвестиций в отечественный основной капитал составлял 0,2%, а в 1997 г.— 0,7%. Следовательно, 1/7, а затем 1/2 (если верны эти расчеты) российского лизингового бизнеса реализовывалась в рамках неассоциированных лизинговых компаний” (9, стр. 95).

Масштабы деятельности лизинговых компаний-нерезидентов различны. Так, в общей сумме лицензий, выданных Центральным банком России в 1996 г. на операции финансового лизинга, 45% (или 73 млн. долл.) приходилось на лизингодателей Ирландии, 19% (31 млн. долл.)— Швеции, 9% (15 млн. долл.)— Австрии и по 6—7% (10—11 млн. долл.) приходилось на лизингодателей, имеющих юридическую регистрацию в Италии и Швейцарии.

В 1997 г. ведущие позиции лизинговых импортеров в Россию заняли компании, зарегистрированные в Нидерландах, на которые приходилось 55% (105 млн. долл.) общей стоимости лицензированных операций, и в США,— 17% (32 млн. долл.). Большой интерес к развитию лизинговых отношений с российскими предприятиями и компаниями стали проявлять лизингодатели Германии и Финляндии, а лизинговые компании Австрии и Швеции можно считать уже традиционными партнерами.

Развитию лизинга в России препятствует ряд нормативных ограничений. Например, нельзя напрямую сдать в лизинг автомобиль гражданину-непредпринимателю. Это ограничение предусмотрено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной с марта 1996 г., а также в Законе “О лизинге”. Поэтому в 1995 г. доля легковых автомобилей в лизинге оборудования составляла 17,7%, в 1996 г.— 2,0, а в 1997 г. - 0,5%.

“В материале “Анализ деятельности российских лизинговых компаний”, подготовленном Международной финансовой корпорацией в начале 1998 г., отмечается, что ведущие мировые лизинговые компании пока почти не представлены в России и лишь отдельные именитые нерезиденты получают лицензии, причем на проведение только одной лизинговой сделки. Думается, что это не совсем точная оценка.

За два года (с декабря 1996 до декабря 1998 г.) Комиссия при Минэкономики России выдала лицензии на право осуществления в России лизинговой деятельности 70 компаниям-нерезидентам. В результате представительство западных компаний составляет около 9% общего количества лизингодателей, лицензированных на российском рынке” (8, стр 91).

Среди компаний-нерезидентов семь представляют первую сотню крупнейших в мире лизингодателей. К ним относятся: So-geliase Leasing GmbH, входящая в группу Societe Generele (Австрия— Франция); Capital Corporation CIS, входящая в группу AT&T Capital (США); ABN Amro Lease (Голландия); Rank Xerox Leasing (Europe) Limited и “Ксерокс (СНГ)”, входящие в группу Xerox (Великобритания— США); Хьюлетт Паккард А.О., входящая в группу Hewlett Packard (Австрия— США); Sudleasing GmbH (Германия); ABB Credit (Швеция).

Кроме того, еще несколько хорошо известных в мире и Европе лизингодателей получили лицензии и стали вести лизинговую деятельность в России, например: Motorola Credit Corp. (США); Mietfinanz GmbH, Akf Unilease GmbH (Германия); Lease Finanz Ag (Австрия). Еще ряд крупных фирм-лизингодателей из Австрии, Великобритании, Голландии, США высказали свою заинтересованность в проведении лизинговых операций в России.

Уже работающие у нас компании заключили не одну-две сделки, и не только в Москве, но и в других регионах России. Их работа началась с выяснения, в том числе и в Минэкономики России, долгосрочных перспектив российского рынка лизинговых услуг. Эти компании подавали заявки на право осуществления в течение ряда лет лизинговой деятельности в России с возможностью дальнейшей пролонгации действия лицензии. В результате они получили лицензии, как правило, сразу на трех- или даже на пятилетний (максимальный по российским правилам) период. Некоторые менее крупные лизингодатели-нерезиденты, получившие лицензию первоначально на один год, по истечении этого срока продлевали ее действие.

Конечно, финансовый кризис, начавшийся в августе 1998 г., повлияет на инвестиционную политику лизингодателей-нерезидентов и учрежденных ими в России лизинговых компаний. Однако делать однозначный вывод о том, что эти компании откажутся от лизингового бизнеса в России, несколько преждевременно.

Думается, что на принятие решений на перспективу могут повлиять такие нормативные акты, как Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 “Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации”; Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1020 “Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”.

До выхода Закона “О лизинге” российским законодательством запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее использованное при лизинговой операции. Необходимо было устранить некоторые препятствия для применения схем возвратного лизинга.

Восьмая часть лизинговых операций в Европе приходится на компьютеры и оргтехнику. В России же динамика была такой: в 1994 г. - 2,9%, в 1995 г. - 3,0, в 1996 г. - 4,8, а в 1997 г. произошел резкий спад— до 0,9%, т. е. было заключено договоров на 4 млн. долл. По-видимому, это результат того обстоятельства, что объектом лизинга, согласно российским нормативным актам, могут быть основные фонды, а к ним, по Указу Президента РФ № 685/96 и бухгалтерскому стандарту ПБУ 6/97, относится имущество стоимостью свыше 100 минимальных размеров заработной платы. В результате сдавать в лизинг компьютеры дешевле чем за 1,5 тыс. долл. в 1997 г. было невозможно.

В соответствии с методикой “Евролиза” суда, авиа- и железнодорожная техника объединены в одну группу лизингового имущества. Аналогичным образом ведет статистику и ассоциация “Рослизинг”. Вместе с тем по российскому законодательству (статья 130 ГК РФ) суда и авиатехника, в отличие от железнодорожной техники, относятся к объектам недвижимости.

Данные по этой группе имущества имеются только за два последних года. Объем операций в пересчете возрос с 2,1 до 4,3 млн. долл., хотя относительные показатели в общем объеме лизинга оборудования сократились. Как видно, “цена” этой группы имущества может сравниться со стоимостью одного самолета в российском изготовлении. В действительности лизинг авиатранспортных средств еще грядет. В этой связи имелась обнадеживающая информация из компании “Инком-авиа”, из Национального резервного банка (НРБ) об организации лизинга самолетов.

В госбюджетах последних двух лет предусматривались значительные средства на эти цели. Так, в госбюджете на 1998 г. из 50 млрд. руб. лимитов государственных гарантий на финансовый лизинг приходилось 9,5 млрд. руб., в том числе на лизинг гражданских воздушных судов— 4 млрд. руб. Потребуется создание специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих лизинг самолетов и вертолетов.

В течение последних двух лет стали заключаться лизинговые сделки с недвижимостью. Первыми активность в этом сегменте лизингового рынка проявили пензенская компания “Лизинком”, Московская лизинговая компания и компания “Лизингбизнес”. Пока на этот вид бизнеса приходится 5,3—6,0 млн. долл., или 1,3% всех лизинговых операций. Здесь многие проблемы возникают из-за прав собственности на землю. Поэтому нужно одновременно с договором лизинга недвижимости заключать договоры на аренду и субаренду земельных участков. При этом общий размер пошлин при оформлении и регистрации договоров лизинга недвижимости, по оценке компании “Лизинком”, достигает 5,5%.

В отличие от ведущих европейских стран величина российского лизинга недвижимости незначительна. Однако следует учитывать, что европейским традициям и обычаям ведения этого вида бизнеса, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Италия, где очень крепкая правовая и выгодная налоговая основа, не один десяток лет; мы же только начинаем.

В 1994 г. 96,7% договоров на лизинг оборудования было заключено на срок до двух лет, в 1995 г.— 36,8%, в 1996 г.— 16,1, в 1997 г.— 7,3, а в первой половине 1998 г.— только 2,65%. Банки стали активнее участвовать в лизинговых операциях. Они чаще кредитовали лизинговые компании на более продолжительные периоды. В 1997 г. основная масса договоров (92,4%) заключалась на срок до пяти лет. В 1995—1997 гг. долгосрочные договоры на лизинг оборудования на срок свыше пяти лет составляли от 1,0 до 0,3%. В первой половине 1998 г. этот показатель вырос до 3,6%. Еще более 1% договоров было заключено на срок свыше десяти лет. Однако следует учесть, что зачастую возможность получить долгосрочный по российским меркам кредит для закупки лизингового оборудования имеется только у тех компаний, учредителями которых являются банки-кредиторы. Эти же банки нередко становятся и лизингополучателями оборудования.

Вместе с тем в отличие от широкой международной практики российские банки, по данным Государственной регистрационной палаты, являлись учредителями только 25,2% компаний, намеревающихся заняться лизинговой деятельностью. Зато в каждой седьмой компании одним из учредителей была администрация регионов. Это тоже специфика российского лизинга.

В 1997 г. 67,6% договоров на лизинг недвижимости заключалось на срок до 8 лет включительно, еще 32,2% договоров— на срок до 16 лет включительно.

Интересна структура лизингового оборудования по типу заказчика по данным ассоциации “Рослизинг”. Эта информация приведена в табл. 14.

1998 год не самый благоприятный для лизингового бизнеса. Сначала ставки рефинансирования, последовательно устанавливаемые Центральным банком России в первой половине года на уровне 50, 150, 60%, не способствовали развитию инвестиционных лизинговых проектов. Приемлемой была бы ситуация со стоимостью кредитных ресурсов на уровне 25—30% в рублях и 17—20% в валюте. Но в августе 1998 г. начался финансовый кризис, который потряс всю банковскую систему. Очень тяжело он отразился и на лизинговых компаниях.

Однако в отличие от банков, пострадавших в ходе финансового кризиса и имеющих большую кредиторскую задолженность, в активах большинства лизинговых компаний преобладала дебиторская задолженность. Вероятность возврата лизинговых платежей по уже заключенным сделкам достаточно велика, особенно в тех случаях, когда лизингополучателями являются предприятия с высоким экспортным потенциалом.

Как уже говорилось ранее, доля лизинга в общем объеме капиталовложений производственного характера в России составляет около 1,5%, что является существенным отставанием от развитых стран в развитии лизинга, и исходя из текущей экономической ситуации, Россия нуждается в резкой активизации инвестиционных процессов. Россия, следовательно, должна стремиться к увеличению этой доли, если не до уровня 15-30%, как на Западе, то хотя бы до 10-15%.

Таблица 14 Заказчики лизингового оборудования по компаниям, входившим в ассоциацию “Рослизинг” в 1997-2000 гг. (8, стр 96).

Тип заказчиков 1997г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
1. Сельское,лесное хозяйство, рыболовство млн. руб. млн. долл. % всех заказчиков 2. Промышленность, строительство млн. руб. млн. долл. % всех заказчиков 3. Услуги- частный сектор млн. руб. млн. долл. % всех заказчиков 4. Услуги- общественный сектор млн. руб. млн. долл. % всех заказчиков 5. Торговля (для внутренних целей) млн. руб. млн. долл. % всех заказчиков 6. Потребители- частные лица млн. руб. млн. долл. % всех заказчиков 7. Другое млн. руб. млн. долл. % всех заказчиков Итого: млн. руб. млн. долл. % все заказчики     - - -     4426.6 1.2 48.2   1358.8 0.4 14.8     - - -     2739.9 0.8 29.9     - - -   653.2 0.2 7.1   9178.5 2.6 100.0     60.1 0.1 0.1     14250.6 3.1 13.2   75673.0 16.3 70.3     10757.0 2.3 10.0     - - -     - - -   6867.3 1.5 6.4   107608.0 23.2 100.0     10092.1 1.8 1.6     471463.9 84.8 73.5   61500.5 11.1 9.6     38130.3 6.9 5.9     6862.7 1.2 1.1     - - -   53163.7 9.6 8.3   641213.2 115.3 100.0     722445.8 121.2 25.8     1127188.2 189.1 40.2   12281.0 2.1 0.4     237626.5 39.9 8.5     - - -     5281.4 0.9 0.2   695927.8 116.8 24.9   2800750.4 69.9 100.0

 

Если условия для развития лизинга в России не будут улучшаться (включая совершенствование лизингового законодательства и улучшение общеэкономической ситуации), то, учитывая её огромные потребности в обновлении основных фондов промышленности, на её территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством, включая оффшорный лизинг. Это значит, что Российское государство утратит соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития экономической ситуации. Уже сейчас сложилось такое положение, когда только лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в России уже стало практически невозможно обновить без применения такой формы финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями как международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества.

Международный лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее рискованной формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где расположен получатель лизинга, выражающейся в налоговых льготах, преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования. В условиях России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных кредитов.

Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо много законодательных и экономических изменений, которые упоминались в данной работе. На это можно надеяться в связи с избранием новой Думы, более либерально настроенного состава, чем дума предыдущего созыва, а также, нас ждут выборы главы государства в марте 2000 года, от исхода этих выборов будет зависеть даже больше, так как Президент в России обладает гораздо большими полномочиями чем Дума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За период с 1952 г. лизинговый бизнес охватил весь мир. На 50 крупнейших лизинговых рынках мира каждый год заключаются новые договоры почти на 0,5 трлн. долл. Лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются свидетельством развитости экономических отношений в стране.

В практической экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, внедрения новых технологий на каждом конкретном предприятии. Для нашей российской действительности это принципиально важное обстоятельство. Страна остро нуждается в механизмах, помогающих ей выйти, причем достаточно быстро, из острого финансового кризиса, в механизмах, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики.

Система долгосрочного кредита, представляемая в странах развитой рыночной экономики пенсионными и венчурными фондами, страховыми компаниями и инвестиционными банками, банками по реконструкции и развитию промышленного производства, не получила развитие в России из-за отсутствия в стране финансовой и промышленной стратегии, да и самой концепции хозяйственного развития, направленной на достижение промышленного и экономического роста. Логическим следствием явился глубокий инвестиционный кризис, когда объем инвестиций сократился на 2/3 по сравнению с дореформенным уровнем. Пока нет признаков преодоления инвестиционного спада, так как инструменты, которые могут привести к его рассасыванию или вовсе отсутствуют или проявляют себя нехарактерным для “здоровой” рыночной экономики образом.

В этих условиях стремительно развивая лизинговые сделки в нашей стране и начиная осуществлять эти операции на "базе" автомобильной промышленности и отраслей, производящих предметы потребления, как это практиковалось во всех развитых странах, мы сразу бы смогли решить несколько крупных проблем.

Во-первых, без крупных начальных затрат сумели бы провести реконструкцию устаревших предприятий и конверсировать предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечив тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на выпуск конкурентоспособной продукции.

Во-вторых, обеспечили бы заказами отечественные предприятия-производители средств производства и строительные организации, что означало бы начало экономического подъема в этих отраслях промышленности.

В-третьих, существенно сократили бы импорт предметов потребления, заменив его продукцией отечественного производства.

В-четвертых, положили конец бартерным взаиморасчетам между предприятиями, что решило бы проблему неплатежей в государстве.

В-пятых, создали бы в стране дополнительное количество рабочих мест в тех регионах, где это особенно актуально, например, в угледобывающих.

Следовательно, именно лизинг может стать для экономики России тем рычагом, который обеспечит подъем не только крупных предприятий, но и мелкого и среднего бизнеса. В послевоенной Японии, например, только с помощью лизинга оборудования и машин из США удалось не только быстро оживить промышленное производство, но и заложить фундамент для будущего экономического подъема и процветания. Даже сейчас ведущие автомобильные компании мира только около 40% оборудования имеют в собственности, а более 60% оборудования приобретают за счет лизинга с ускоренной амортизацией, оставаясь таким образом на гребне экономического роста.

Опыт отечественных и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей подсказывает, что это возможно, несмотря на те потрясения, которые ощутили банки и лизинговые компании во второй половине 1998 г.

Целью данной работы было исследование вопросов, раскрывающих основные аспекты лизинговых операций для лучшего понимания сущности инвестиций в виде функционирующего капитала, определение степени влияния тех или иных факторов на рентабельность лизинговой сделки и степень развития лизинга в стране в целом, анализ мирового опыта в сфере лизинга с целью использования его в России. Проведенное исследование позволяет выявить условия и наметить перспективы дальнейшего развития лизинга в России. В настоящее время рынок лизинговых услуг характеризуется следующими особенностями:

1) Российский рынок лизинговых услуг все еще находится на стадии становления и требует внимания и поддержки государства. Все еще определяются пути и формы его развития в многоукладной экономике.

2) Лизинг в России развивается по нестандартному пути: не согласно, а вопреки экономическим условиям, - на фоне спада производства.

3) В условиях нестабильной финансовой системы российские лизинговые схемы ориентированы прежде всего на налоговое планирование с целью облегчения предприятиям налогового бремени и поиска дополнительного финансирования. Однако, механизм установления льгот для инвестирований в различные сферы экономики еще плохо проработан и направлен прежде всего для сиюминутного пополнения государственного бюджета. Государство не должно препятствовать предприятиям обновлять основные средства для выпуска конкурентной продукции. Желание увеличения поступления средств в бюджет за счет сборов налогов приводит к желаемому результату только в краткосрочном периоде, на долгосрочном же этапе это приводит к свертыванию производства, а, следовательно, и к уменьшению налогособираемости.

4) Отсутствие четко проработанной нормативной базы. Существующий Федеральный закон “О лизинге” от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ, имеет ряд недоработок, в часности предпринятая в законе попытка облегчить таможенный и валютный режимы, предоставить налоговые льготы по лизинговым операциям не получила необходимого завершения, так как не получила отражения в профильных законах, которыми руководствуются ЦБ, ГТК, и другие органы.

5) Отсутствует также элемент стабильности в законодательстве, что вносит определенный риск, так как предприниматель с меньшей долей вероятности может определить события предстоящего периода при принятии инвестиционного решения.

6) Существует масса проблем с налогообложением лизинговых операций, таких как отсутствие механизмов ретрансляции НДС при экспортном лизинге, но самое главное это налоги с оборота (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), в размере 4%, которые приходится необоснованно платить лизинговым компаниям. Это ведет к значительному удорожанию лизинговых операций.

7) Лицензирование лизинговой деятельности в России также не лишено ряда недостатков, так тот факт, что в основном лицензии на осуществление лизинговых операций выдаются на достаточно короткий срок (один год), порождает неуверенность в среде предпринимателей. Будет ли продлен срок действия лицензии? Каков будет порядок работы лизинговой компании, которая заключила четырехлетние лизинговые сделки, а срок ее лицензии завершается? Что произойдет с текущими лизинговыми договорами? Подобная неопределенность особенно опасна с учетом того, что многие лизинговые контракты заключаются на срок свыше трех лет.

Российские лизинговые компании обеспокоены еще одной проблемой— легкостью, с которой отдельные регистрационные органы выдают лицензии на лизинговые операции нерезидентам.

8) Для нормального развития международного лизинга в России требуется принятие ряда мер, таких как, упрощение лицензирования в Банке России операций международного лизинга, мер предотвращающих двойное налогообложение операций международного лизинга.

9) Необходимым условием, обеспечивающим становление лизинга и проявление его позитивной макроэкономической роли, является режим ускоренной аммортизации. Лизинг имеет экономический смысл только тогда, когда он экономически выгоден и для лизинодателя, и для лизингополучателя. Если лизингополучатель всегда получает налоговый выигрыш от применения лизинга, так как он позволяет отнести всю сумму лизинговых платежей на себестоимость продукции, то возможности лизингодателя отнести издержки от проведения лизинговых операций на производственные затраты ограничены действующими нормами Российского законодательства. Регулируя эти нормы, а также путем введения в действие режима ускоренной аммортизации, государство может весьма эффективно регулировать инвестиции и лизинг.

Лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса, что связано со следующим:

1) Мировым опытом, который показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15-20%.

2) Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для нашей экономики.

3) Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, так как используется исключительно для покупки оборудования, которое к тому же выступает обеспечением сделки.

4) Снижением ставок на рынке заемного капитала и как следствием -удешевлением лизинговой сделки.

5) Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.

Также развитию лизинга будут способствовать:

1) Условия, гарантирующие устойчивое развитие малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес способны потребить большее количество лизинговых услуг, так как, во-первых, он не обладает большими финансовыми возможностями и, во-вторых, благодаря малочисленности персонала, обладает большей гибкостью для реагирования на изменения конъюнктуры рынка.

2) Интеграция банковского и промышленного сектора экономики. Заинтересованность банков в развитии не только торгового, но и промышленного капитала. Активное развитие холдинговой системы.

3) Свободная конкуренция, при которой производители вынуждены искать новые способы сбыта производимой дорогостоящей продукции, чтобы выжить на рынке.

Практическое осуществление этих мер, требует скорейшего решения. Не очень ощущается поддержка лизингового бизнеса со стороны государства, правительство, возглавляемое В.В. Путиным, до сих пор не озаботилось проблемами долгосрочной перспективы российской экономики.

В середине 1998 г. совокупный объем собственных средств российских банков составлял 35 млрд. долл., а величина активов — 135 млрд. долл. Финансовый кризис, как минимум, вдвое обесценил эти показатели. Однако даже если половина обесцененных банковских активов будет направлена в реальный сектор, причем 1/3 их — через лизинговые схемы, что вполне реально, то за счет этого потока объемы нового лизингового бизнеса превысят 10 млрд. долл. (что на порядок больше показателей 1997 г.). Эта сумма может существенно увеличиться за счет западных лизинговых инвестиций. Все зависит от гарантий, от “культуры возвращать кредиты”.

Конечно, инвестиционные лизинговые проекты крайне сложны. Они предполагают разработку специальных схем финансирования, обеспечения, предоставления гарантий, участия банков, страховых компаний. Вместе с тем высокая результативность лизинговых операций во многих странах мира не может не подтвердиться и на российском рынке, если его, судя по заявлениям Правительства, намереваются интегрировать в мировой рынок.

Лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых комп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...