Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия формирования рефлексивных умений подростков




 

Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в стране, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование. Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта. Сформированность способности к рефлексии как интегративного личностного образования определяется динамическим соотношением уровня осознанности всех компонентов выполняемой деятельности (цели, условий, способов и др.) и уровня осознанности средств ее регуляции. При изучении сформированности способности к рефлексии необходима диагностика уровня осознанности мотивации, целей, условий, способов действий, способов регуляции. Особое внимание следует уделять процессуальной стороне, так как известно, что решающее значение в диагностике умственных способностей принадлежит изучению не уровня актуального, а уровня их ближайшего развития. Это изучение возможно при использовании приемов включенного наблюдения и фиксации специфики стратегий управления деятельностью, стилей управления в реальных условиях учебного процесса. Здесь уместны индивидуальный диагностический эксперимент в ходе опроса и анализ продуктов деятельности (письменных работ), которые могут дать обширные материалы об уровне учения и развития способности к рефлексии. Рассмотрена структура рефлексивной деятельности учащихся, проявляющаяся в процессе решения учебной задачи и включающая этапы самоанализа, самооценки, самопроектирования, самореализации и самоконтроля. Данные этапы опосредствованы рефлексивной активностью учащегося, что выступает важным условием накопления рефлексивного опыта и саморазвития личности в целом. Рассмотрение способности к рефлексии учебной деятельности как сформированного личностного свойства, обеспечивающего успешное одновременное осознание выполняемой деятельности (ее структуры) и средств регуляции этой деятельности с точки зрения их эффективности, включающее умения выявлять индивидуальные особенности собственной деятельности, анализировать ее результаты позволяет определять условия и педагогические средства формирования этой способности.

Выделенные в ходе изучения научных исследований условия и средства развития рефлексии в учебной деятельности, обобщены в таблице 1.

Анализ современных исследований позволяет определить условиями развития рефлексии особые требования к организации учебного материала и учебного процесса в целом, подтверждающие фундаментальные положения Л. С. Выготского о зависимости процесса развития от характера и содержания процесса обучения. В основе развития рефлексии лежит соблюдение принципов развивающего обучения и применение комплекса педагогических средств направленного воздействия на формирование этой способности [4, с. 79].

Условия и средства развития рефлексии в учебной деятельности

 

Таблица 1.

Условия развития рефлексии Средства формирования рефлексии
1.Формирование мотивационной готовности к развитию рефлексивных способностей. Организация специального взаимодействия с учащимся для открытия смысла и мотивационной значимости рефлексии, выработка осознанного желания сосредоточить внимание на процессе и результатах мыслительной деятельности.
2.Знание учащимися структуры и содержании учебной деятельности, наличие представлений о эффективных способах ее регуляции. Усвоение комплекса методологических знаний: о структуре деятельности, типах научного мышления, логических принципах, лежащих в основе научного знания, логике доказательств и объяснений. Система внешних требований к организации деятельности.
3. Преодоление поглощенности собственной деятельностью, обеспечение позиции анализа для выполнения дополнит. мыслительных действий. Включение учащихся в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод беседы, переход в позицию новой деятельности через моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, постановка обучаемого в роль обучающего. Совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности (знаково -символические, структурно -логические схемы, обобщающие таблицы для структурирования больших разделов изученного материала)
4.Обучение интеллектуальной саморегуляции. Развитие осознаваемых действий самоконтроля (анализа цели, условий, способов, результатов, обучение самооценке, исправлению допущенных ошибок, стимуляция процессов самоанализа. Разработка научно обос. учебно-методических пособий, выполняющих организационно-контрол. и управляющую функции, создающих условия самоконтроля, самокоррекции, активации учебной деятельности(специально сформулированные вопросы, алгоритмы самоконтроля). Развитие процессов самонаб., отслеживания наличия или отсутствия знаний, привычки оценки результатов
5. Развитие творческого компонента мышления. Стимуляция самостоятельной постановки научных проблем в развивающем обучении. Наличие проб. ситуаций, решаемых сообща, учет результатов инд. творческой деят. ("портфель достижений").
6. Развивающее содержание форм контроля. Замена системы отметок, системой критериев, формулировка экзаменационных вопросов, ориентир. не на восп. готового, а на поиск решения поставленной задачи. Экзамен как практическая деятельность специалиста, комплекс основных действий, входящих в будущую специальность
7. Реализация принципов системности и проблематизации в сочетании с использ. рефлексии как метода в каждом шаге професс деятельности. Игровое обучение (организационно - развивающие игры), групповая работа (обмен знаниями, навыки межлич. взаимодействия), имитация профес. деятельности, решение учебно -производственных задач.
8. Субъект-субъектное взаимод. и живое общение. Диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове.

 

Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

. рефлексия настроения и эмоционального состояния

. рефлексия деятельности

. рефлексия содержания учебного материала

 

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием "лестницы успеха". Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора "рыбья кость".

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием "дерева целей", оценки "приращения" знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок - рефлексия). Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Что из запланированного осталось узнать?

Как мы действовали?

Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?

Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему? - Что было самым трудным?

Предлагаемые приёмы организации рефлексии учащихся выделены из разных технологий, предполагающих активную учебную деятельность на всех этапах обучения. Рефлексивные таблицы:

 

Таблица "ЗА" - "ПРОТИВ"

"ЗА" "ПРОТИВ"
ВЫВОД:  

 

Таблица "ЧТО, ГДЕ, КОГДА"

КТО ЧТО КОГДА ГДЕ КАК

 

"ИНСЕРТ" это приём используется при работе с текстом

этап - индивидуально "V" - это я знаю или думаю, что знаю

" - " - я думал иначе " + " - новая информация для меня

"? " - непонятно, есть вопрос

этап - фронтально

"ИНСЕРТ" приём при работе с текстом

На этапе обобщения изученного материала учащимся предлагается внести в таблицу перечень знаний и умений, которые позволят им успешно справиться с тестом или контрольной работой по данной теме. Графы "знать" и "уметь" заполняются в ходе фронтального обсуждения. Затем учащиеся индивидуально оценивают свои знания и умения по теме (например, по пятибалльной системе), вносят оценку в таблицу. Результаты самооценки на этом этапе урока не обсуждаются.

 

Таблица самооценки

ЗНАТЬ САМООЦЕНКА УМЕТЬ САМООЦЕНКА

 

Следующий этап урока - индивидуальная работа с тестом. Каждое задание теста контролирует знания и умения, обозначенные в таблице. После этого следует этап фронтального обсуждения результатов и способов работы над тестовыми заданиями. В ходе анализа деятельности и её результатов учащиеся видят свои ошибки в ответах или ходе решения заданий. После этого мы предлагаем детям осуществить повторную самооценку. Если первичная самооценка не совпала с итоговой, ребёнок анализирует свою деятельность и планирует индивидуальную работу над ошибками.

 

Таблица " +, -, интересно"

" + " Положительные стороны явления
" - " Отрицательные стороны явления
"интересно" Интересно

 

Синквейн (стихотворение из пяти строк)

строка: одно существительное (ключевое понятие)

строка: два прилагательных или причастия

строка: три глагола

строка: фраза из четырёх слов

строка: существительное

Рефлексивное домашнее задание. В начале или после изучения темы учащимся предлагается в любой удобной и интересной им форме ответить на вопрос: "Что я знаю о … ". Это может быть мини-сочинение, опорная схема, компьютерная презентация. Важно организовать обсуждение получившихся работ.

Оценочные листы (листы самооценки). Привлекая учащихся к оценке собственной работы или работы товарищей, важно сформировать понимание, что любая оценка должна быть критериальной. Поэтому определённое время урока отводим на формулирование критериев оценки того или иного вида работы, например:

Листы самооценки по разным разделам и темам будут различаться своим содержанием. Важно привлекать учащихся не только к проверке по готовым критериям, но и к самостоятельному формулированию критериев.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

. сегодня я узнал…

. было интересно…

. было трудно…

. я выполнял задания…

. я понял, что…

. теперь я могу…

. я почувствовал, что…

. я приобрел…

. я научился…

. у меня получилось …

. я смог…

. я попробую…

. меня удивило…

. урок дал мне для жизни…

. мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением "Плюс-минус-интересно". Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу "П" - "плюс" записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу "М" - "минус" записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу "И" - "интересно" учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы "П" и "И", так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться [5, с. 78].

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексивность и критичность при самооценке -- важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития. Они находятся в постоянном поиске -- поиске новых знаний, новых способов деятельности и самовыражения, в постоянных поисках себя, в процессе активного строительства своей личности [17, с. 143].

Таким образом, рефлексивная деятельность учащихся выступает средством их саморазвития и самосовершенствования. Она представляет собой сложный феномен активного отношения учащихся к освоению собственного опыта, учебной деятельности. Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние ребенка (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...