Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прикладной аспект решения проблемы формирования рефлексивных умений подростков




Исследование, направленное на изучение уровня развития самооценки подростков

 

Для актуализации проблемы было проведено педагогическое исследование в период преддипломной практики на базе МКОУ «Чатлыковской» средней общеобразовательной школы.

Включение ребёнка в самооценочную деятельность требует от него развитый уровень самооценки. Поэтому предметом исследования выступил уровень самооценки.

Цель исследования:

Выявить уровень самооценки учащихся подросткового возраста.

Задачи исследования:

v Отобрать диагностический инструментарий для определения уровня самооценки учащихся подросткового возраста.

v Определить контингент испытуемых.

v Провести исследование, направленное на выявление уровня самооценки учащихся.

v Осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования.

v Сформулировать выводы.

В качестве метода исследования был выбран:

v Опросник

Опросник- более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающая в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. (Акимова М.К.)

v Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Исследовательской площадкой послужил контингент учащихся 8-го класса муниципального казенного образовательного учреждения Чатлыковской средней общеобразовательной школы. Данные учащиеся относятся к категории подросткового возраста. Примерный возраст учащихся 14-15 лет. В исследовании принимали участие -6 человек,

- девочки и 3- мальчика.

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)

Опросник нацелен на выявление уровня самооценки учащихся.

Инструкция испытуемому: «вам будут зачитаны некоторые положения. вам нужно записать номер положения и против него - один из тех вариантов ответов: «да»(+), «нет»(-), «не знаю»(?),выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует поведению в аналогичной ситуации.

Подсчитывается количество согласий(да) по нечетным номерам, затем -количество согласий с положениями под четными номерами.

Результаты исследования: таким образом по результатам исследования

1  Подростка имеют - средний уровень самооценки,

4подростока -низкий уровень самооценки.(см. Протокол №1приложение 1)

 

Диаграмма 1

 

После апробации «Рефлексивного дневника» за время прохождения преддипломной практики возник интерес провести повторное исследование с целью увидеть степень его эффективности использования в образовательном процессе в решении проблемы организации самооценочной деятельности подростков.

Для повторного исследования использовалась та же диагностика:

Изучение общей самооценкой (опросник Казанцевой Г.Н.)

Результаты повторного исследования:

 

Диаграмма 2

 

Таким образом по результатам исследования 3 подростка имеют - средний уровень самооценки,1подросток - высокий уровень самооценки, 2- низкий уровень самооценки. Поэтому в данной выборке испытуемых существует проблема развития адекватной самооценки.(см.Протокол№2 Приложение 3)

В качестве варианта решения проблемы был разработан «рефлексивный дне вник» по информатике как механизм самооценивания индивидуальных достижений учащихся по данной дисциплине. В п.2.2 приведено описание содержание данного «рефлексивного дневника». Работа над «рефлексивным дневником» у учащихся проявлялись такие качества как: самостоятельность - в выполнении дополнительных заданий, дисциплинированность- во время сдать на проверку, ответственность- заполнить необходимые поля в «рефлексивного дневника».

Таким образом, проведенное исследование показало значимость использование технологии «рефлексивного дневника» в образовательном процессе, но полностью не исчерпывает содержания изучаемой проблемы.

 

Рефлексивный дневник по информатике для 8 класса (раздел: «Текстовая информация и компьютер») как средство развития рефлексивных умений подростка. - Или как механизм самооценивания индивидуальных достижений учащихся

 

Цель «рефлексивного дневника»:

v Развитие и поддержка заинтересованности учащихся в изучении информатики;

v Обучение подростков самооценки своей деятельности, их мотивацию на познавательную активность;

v Формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Задачи «рефлексивного дневника»:

.Поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения;

.Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

.Формировать умение учиться. Организовывать собственную учебную деятельность.

На уроках информатики в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Чатлыковской средней общеобразовательной школы в 8 классе был реализован «рефлексивный дневник». Рефлексивный дневник представляет собой иллюстрированную «тетрадь».

Рефлексивный дневник ученика включает в себя:

v Титульный лист

v Предисловие

v Содержание

v Рисунки

v Листы оценки и самооценки

Содержание «Рефлексивного дневника»:

Тема1:Маркированные и нумерованные списки

Тема2: Вставка формул. сканирование распознавание текста

Тема 3 Текстовая информация и компьютер

Тема 4: Компьютерная графика и область ее применения. Понятие векторной и растровой графики

Тема 5: Графические редакторы

К каждой теме урока разработаны разные рефлексивные моменты. Также после каждого задания учащимся предлагается самостоятельно оценивать свою деятельность по предложенным критериям. Также оценка проводится педагогом.

Таким образом, содержание данного рефлексивного дневника педагог может осуществлять оценку индивидуальных образовательных достижении на основе самооценки, что делает процесс оценивания более объективным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...