Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы формирования здорового образа жизни у старшеклассников




Введение

 

Актуальность темы исследования. Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, П. Казначеев, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

За последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального благополучия значительной части населения, ухудшение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Создаются неблагоприятные условия для формирования и развития современной молодежи. Вызывает тревогу состояние здоровья подрастающего поколения. Так, по данным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Примерно 88% учащихся находятся в школе в состоянии разной степени психического неблагополучия[1].
 Ситуация усугубляется тем, что сами дети далеко не всегда осознают значимость здоровья, как необходимого условия жизни и нередко пренебрегают элементарными нормами заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту соматических заболеваний, функциональных отклонений, психических расстройств. По этой причине проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Одной из главных дисциплин, помогающих учащемуся осознать важность здоровья, приобрести навыки здорового образа жизни и физическую культуру личности, является физическая культура.

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

.   Укрепление здоровья и закаливание организма;

.   Гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;

.   Всестороннее развитие физических и психических качеств;

.   Обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Воспитательные задачи физической культуры включают развитие волевых качеств, положительных качеств характера (активность, самостоятельность), коллективизма. Наиболее благоприятной почвой для реализации всех трех задач физического воспитания становятся спортивные и подвижные игры.

Подвижная игра Ї одно из важных средств всестороннего воспитания детей любого возраста. Характерная особенность Ї комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Спортивные игры Ї высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Гипотеза: предполагается, что последовательное и систематическое влияние на формирование основ здорового образа жизни школьников 15 - 17 лет с учетом их половозрастных и индивидуальных параметров посредством развития мотивации и потребности в занятиях физической культурой, подвижными и спортивными играми, будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у старшеклассников.

Объект исследования: здоровый образ жизни у старшеклассников.

Цель исследования: анализ методических особенностей формирования здорового образа жизни у подростков 15-17 лет в условиях среднего образовательного учреждения.

Задачи:

.   Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни в современных условиях.

.   Выявить особенности формирования здоровья и здорового образа жизни старшеклассников.

.   Определить влияние подвижных и спортивных игр на формирование здорового образа жизни у старшеклассников.

4. Выявить и обосновать комплекс методик и педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни старшеклассников.

Методы исследования:

1. Педагогическое анкетирование;

.   Анкетирование;

.   Тестирование;

.   Педагогическое наблюдение;

.   Педагогический (констатирующий) эксперимент;

6. Математическая обработка результатов.

Научная новизна заключается в том, чтобыли выявлены особенности формирования здоровья и здорового образа жизни старшеклассников, определено влияние подвижных и спортивных игр на формирование здорового образа жизни у старшеклассников, выявлен и обоснован комплекс методик и педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни старшеклассников.

Практическая значимость работы заключается в том, что анализ и интерпретация данных, полученных экспериментальным путем, позволил выявить наиболее благоприятные условия для формирования здорового образа жизни у школьников, путем использования на уроках физической культуры спортивных и подвижных игр; кроме прочего, определение наилучших педагогических методов, а также знание индивидуальных и физиолого-возрастных особенностей организма человека, что позволит избежать перегрузок и дилетантского подхода в определении нормы физической активности, а также минимизировать имеющиеся негативные установки на занятия физической культурой, создать положительную мотивацию и устойчивую потребность к занятиям спортом.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и включает две главы, заключение, и список использованной литературы.

В первой главе «Теоретические основы формирования здорового образа жизни у старшеклассников» изучены теоретические основы формирования здорового образа жизни в современных условиях, особенности формирования здоровья и здорового образа жизни старшеклассников.

Во второй главе «Методика и педагогические условия формирования здорового образа жизни у старшеклассников» изучены влияние подвижных и спортивных игр на формирование здорового образа жизни у старшеклассников, комплекс методик и педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни старшеклассников.

 


Теоретические основы формирования здорового образа жизни у старшеклассников

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...