Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая классификация подвижных игр




Различают три основные группы игр:

.   Имитационные (подражательные))    творческие

б) обусловленные правилами.

.   Элементарно-спортивные

а) некомандные;

б) переходные;

в) командные (полуспортивные).

.   Спортивные игры.

П.Ф Лесгафт. делил все игры на две группы:

1. Игры простые, в которых каждый из участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим.

2. Игры с партиями, в которых каждый участник своими действиями стремится поддержать интересы целой группы лиц. [24]

Кроме того, можно встретить другие классификации, в основании которых находятся:

.   Степень сложности (простые, сложные);

.   Возраст детей;

.   Виды движений, преимущественно входящих в игры (с бегом, прыжками и т.д.);

.   Физические качества, преимущественно проявляемые в игре (игры способствующие развитию силы, быстроты и т.д.);

.   Игры, рекомендованные в подготовке к занятиям различных видов спорта;

.   В зависимости от сложности взаимоотношений между игроками (некомандные, переходные, командные).

Некомандные игры могут быть подразделены на игры с:

.   водящим

.   без водящего.
Точно также командные игры распадаются на два основных вида:

1. игры с одновременным участием всех играющих;

2. игры с поочередным участием всех играющих (эстафеты).

Спортивные игры разнообразны и многочисленны. Между ними существует и сходство и различие, что позволяет распределить их в относительно общие группы и тем самым облегчить их выбор.
В каждой из игр есть два наиболее существенных признака, определяющих основные черты действий играющих, - взаимоотношение между участниками и цель игры, к достижению которой они стремятся.
 Взаимоотношение играющих следует рассматривать в двух аспектах:

.   взаимоотношения между участниками, представляющими разные стороны в ходе игры;

.   взаимоотношения между участниками; представляющими одну из сторон, участвующих в игре.

Интересы и взаимоотношения между играющими могут быть антагонистическими, если участники преследуют противоположные цели, и содружественными, если интересы их общие. По этому признаку все спортивные игры подразделяют на две большие группы: игры командные (с участием двух и более коллективов) и индивидуальные (где противоборство происходит между двумя участниками). Последние составляют меньшинство и часто дополняются такими вариантами, в которых играющие стороны состоят из двух человек или результат игры определяется по сумме попыток, поочередно предпринятых несколькими участниками соревнований.

Другой дифференцировочный принцип - взаимоотношения между играющими двух соперничающих сторон. В одних играх состязание проходит без какого-либо контакта и непосредственной борьбы с противником. В других же суть игры заключается в самом активном противоборстве сторон. По этому признаку игры подразделяют на две большие группы:

1. игры с непосредственной борьбой и соприкосновением с противником;

2. игры без непосредственного соприкосновения с противником.

Самостоятельную группу составляют игры с поочередным участием в них соперников, не оказывающих противодействия друг другу.

Для первой группы характерна борьба за овладение мячом с последующей попыткой направить его в цель, которую обычно составляют ворота (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.).

Для второй группы характерно поочередное владение мячом и действия играющих на отдельных участках поля, разделенных обычно сеткой. Владеющая мячом команда стремится направить мяч в площадку соперника (теннис, волейбол, бадминтон и др.).

Действия с поочередным участием заранее определяются правилами, предусматривающими беспрепятственное выполнение ролей, отведенных каждой из сторон. Целью игры здесь чаще всего бывает определенная точка или фигура, устанавливаемая на площадке, или сами играющие (бейсбол, гольф, городки, лапта).

Дальнейшая детализация группировки игр проводится по другим, менее существенным, но все же достаточно характерным признакам. К ним относится инвентарь, которым пользуются играющие, и способы владения им.

В качестве предмета игры чаще всего используют мячи (полые или заполненные) или другие специфические предметы (шайбы, шары, кольца). Играющие действуют этими предметами либо выполняют руками, ногами или другим образом действия непосредственно с этими предметами, либо опосредованно, т.е. с помощью специальных приспособлений (клюшки, биты, ракетки). Кроме того, могут использоваться дополнительные средства передвижения (коньки, ролики, велосипеды и пр.).

Общая классификация спортивных игр представлена на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Классификация спортивных игр


Основываясь на этой принципиальной схеме, можно определить принадлежность каждой спортивной игры к той или иной группе, обладающей сходными признаками.

Отличие подвижных игр от спортивных игр:

1. Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.

2. Для судейства игры не требуются категории судейства.

.   Отличие по рангам соревнований (чемпионата мира по пятнашкам не производится).

.   Не требуется специальной техники и тактики игры.

.   Не требуется уровня специальной физической подготовки (СФП).

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в занятиях с детьми школьного возраста:

1. Разучить и усовершенствовать основные виды движения, имеющие главным образом, прикладное значение: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание и т.д.

2. Развивать отдельные группы и обучать напряжению и расслаблению мышц.

.   Развивать быстроту, ловкость, гибкость.

.   Воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость.

При выборе и проведении подвижных игр важна роль педагога.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...