Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старшеклассников




Сохранение и укрепление здоровья школьников - сложная комплексная социально-педагогическая проблема. Она требует переориентации целей образования и воспитания. Если жизненной ценностью современного школьника должно стать здоровье его самого, окружающих людей, населения Земли, то, безусловно, главную цель современного образования следует определить как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе здоровьесберегающего компонента в содержании всех учебных курсов и организации всего педагогического процесса.

Озабоченность и потребность субъектов педагогического процесса - учащихся, учителей, родителей в укреплении и сохранении здоровья выдвинули в ряд приоритетных проблему разработки содержания формирования здорового образа жизни. Педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только учетом состояния здоровья учащихся и учителей, обеспечением определенного уровня их валеологической грамотности, он должен также включать и внедрение технологий, обеспечивающих позитивные процессы в развитии здоровья.

Меры по оптимизации учебной нагрузки школьников призваны улучшать качество подготовки выпускников к обучению в вузах, деятельности на производстве, общественной и культурной жизни и не допускать при этом ухудшения здоровья. В направленности на снижение перегрузки учебной работой, в частности, заключен смысл оптимизации учебно-воспитательного процесса. Наиболее подходящими для этого являются личностно-ориентированные технологии, включающие проектирование образовательного процесса исходя из потребностей, мотивов, возможностей, способностей учащихся. При этом ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего школьного возраста:

.   Мотивация к здоровому образу жизни;

2. Воспитание потребности к занятиям спортивными и подвижными играми;

3. Материальная база для проведения занятий по спортивным и подвижным играм;

.   Разработка методик проведения занятий спортивными и подвижными играми.

Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.

Основными принципами, в соответствии с которыми должна осуществляться эта работа, являются:

.   Принцип природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе и закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;

.   Принцип непрерывности обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером педагогического взаимодействия, педагогического процесса и технологиями развития физической и духовкой культуры личности;

.   Принцип целостности развития обеспечивается охватом эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие и специальные знания, умения и навыки позволяют осознать индивидуму преимущество здорового образа жизни;

.   Принцип личностно-ориентированного характера обеспечивается определением главной цели - оздоровление ребенка, определением содержания форм, методов и организационно-педагогических средств достижения здоровья;

.   Принцип интеграции непрерывного обучения здоровому образу жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека и общества;

.   Принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается смысло-жизненных ориентации в сфере здорового образа жизни, последовательного прохождения этапов самопознания, самоопределения и самореализации, через накопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в процессе движения к развитию устойчивых привычек здорового образа жизни.

Принципы формирования здорового образа жизни:

1.  Принцип актуальности. Этот принцип призван обеспечить учащихся, наиболее важной и своевременной информацией. Актуальность информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, задачами здравоохранения. Она отражает проблемы, связанные со здоровьем детей, экологией, социальными нормами и ценностями и т.д.

2. Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности на основе научнообоснованных данных. В соответствии с этим принципом в воспитании подростков используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать информацию в понятной, интересной для подростков форме [17,18].

При разработке программы по формированию здорового образа жизни особо важная роль принадлежит медицинской науке: информация должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать высказываний, не имеющих научных доказательств [23].

3. Принцип доступности предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств обучения, интересам и потребностям подростка. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации. Важное значение для реализации принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением наглядных материалов [13,18].

4. Принцип положительного ориентирования предполагает выработку типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом значительное внимание уделяется позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье человека. Реализация данного принципа - показ положительных примеров - более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного, в отношении здоровья, поведения [30,34].

.   Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных подростком или группой подростков знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов, анализ причин поведения в различных ситуациях.

6. Принцип активного участия способствует устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ. При этом учащиеся высказывают версии по предлагаемому вопросу и вырабатывают наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения. Решают ситуационные задачи, с необходимостью выбора и принятия решения, ролевые (разминочные, сюжетные) игры, рисование газет на тему и т.п.

При проведении всевозможных тренингов и бесед нужно обязательно учитывать особенности, для формирования групп: пол; возраст; состояние здоровья; уровень информированности; потребности в той или иной информации и т.д.

7. Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей подростков. Необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья [18,33].

8. Принцип иллюстративности способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

9. Системность является предпосылкой формирования позитивных в отношении здоровья стилей жизни, а также способствует сознательной смене стиля жизни при изменении объективных условий. Реализация принципа возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, задействованных в воспитании подростков (школ, учреждений среднего профессионального обучения, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т.д.).

.   Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности подростков в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни [13,27].

Важную роль в процессе развития мотивации здорового образа жизни играет формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни, которая, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья. Осознанная потребность в ЗОЖ является внутренним стимулом, приводящим к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, в ходе которой формируются умения здорового образа жизни.

Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремлению к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Материально-техническая база должна полностью обеспечивать потребности учащихся в занятиях спортивными и подвижными играми.

Место проведения занятий должно полностью соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, необходимый инвентарь должен быть в наличии. Все предметы, окружающие учеников, обстановка помещения или площадки (поля) должны вызывать положительные эмоции, желание двигательной активности, настраивать на обучение.

Важно учитывать возможность получения травм школьниками при занятиях подвижными и спортивными играми. Чтобы обеспечить безопасность школьников, помещение и инвентарь должны соответствовать технике безопасности. Все образовательные учреждения должны иметь оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН медицинские кабинеты, позволяющие оказывать своевременную медицинскую помощь воспитанникам и учащимся.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...