Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночное равновесие. Равновесная цена.




 

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса, а объем предложения не соответствовать объему спроса. В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 1.3). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium).

Рисунок 1.3 – Рыночное равновесие

В точке равновесия P2 = P0 = P1

где РE — равновесная цена;

P2 — цена предложения;

P1 — цена спроса.

Это означает, что

где QE — равновесный объем;

Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема, предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и объеме предложения. Если существует избыток спроса, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.Главным в подходе А. Маршалла является разность цен спроса и предложения. Маршалл исходит из того, что продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.

Короткий период характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла. Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с относительно неудовлетворенным спросом. Высокие цены создают возможность расширения их производства и тем самым лучшего удовлетворения общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

Эластичность

 

Реакция потребителей на изменение цены продукта характеризует эластичность спроса, которая измеряется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

Ed =

Спрос называется эластичным, когда незначительное изменение цены оказывает существенное влияние на величину спроса (рис. 1.4а).

Например, если снижение цены на 2% ведет к росту спроса на 4%, то спрос является эластичным. При эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы, т. е. Ed> 1. В данном случае он равен 2.

Спрос является неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены (рис. 1.4б). Если снижение цены на 3% дает рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен. При неэластичном спросе коэффициент эластичности меньше единицы, т. е. Ed < 1. В данном случае он составит 1/3.

Единичная эластичность спроса означает равное процентное изменение цены и количества товара (рис. 1.4в). Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж также на 1, то коэффициент эластичности равен 1.

 

Рис. 1.4. Графики спроса в зависимости от его эластичности

 

Спрос может быть совершенно неэластичным, если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества продаваемой продукции (рис. 1.4г). Например, спрос больных диабетом на инсулин. При совершенно неэластичном спросе коэффициент эластичности равен нулю, т. е. Ed= 0.(рис.г).

Спрос может быть совершенно эластичным, когда самое малое увеличение цены приводит к отказу от покупки. (рис. 1.4д). При совершенно эластичном спросе коэффициент эластичности равен бесконечности, т. е. Ed = ∞.

Из рис. 1.4г и 1.4д видно, что кривая совершенно неэластичного спроса представляет собой вертикальную линию, а кривая совершенно эластичного спроса горизонтальную линию.

Рассмотрим влияние эластичности или неэластичности спроса на изменение дохода потребителей.

Если спрос эластичен, то:

• повышение цены приведет к уменьшению общего дохода производителей;

• снижение цены приведет к увеличению общего дохода. Вывод: если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение дохода в противоположном направлении.

Спрос на товары или услуги будет эластичным, если у них есть несколько близких заменителей в том же диапазоне цен.Спрос на товары, которые люди считают жизненно необходимыми, обычно неэластичен. При единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит доход без изменений.

 

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается спрос от потребности?

2. Раскройте понятие цены классической политэкономии и в теории маржинализма.

3. Какой характер имеет функция предложения от цены?

4. Перечислите факторы, влияющие на спрос и на предложение товаров.

5. В чем различие между изменениями спроса и величины спроса, предложения и величины предложения?

6. Что такое эластичность спроса по цене?

7. В чем различие между точечной и дуговой эластичностью?

 

8. Валя любит масло и считает, что маргарин на вкус напоминает мыло. Поля не чувствует разницу между ними. Чей спрос на масло должен быть более эластичным?

9. Объясните, почему спрос в коротком промежутке времени менее эластичен чем в длительном.

10. Как связана эластичность спроса и общая выручка?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...