Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополистическая конкуренция.




 

Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовыефакторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товарав рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.

Рисунок 4.5 – Стратегия фирмы в условиях монополистической конкуренции

 

Определение цены и объемов производства.

Кривая спроса менее эластична,чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению торговли иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены.

 

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится QС по цене РС,то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене РТ(см. рис. 4.4).

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что в отрасль устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Издержками монополистической конкуренции является неполная загрузка производственных мощностей. Эти избыточные мощности являются резервными для развертывания дополнительных объемов выпуска при увеличении спроса, т. е. платой за дифференциацию продукта. Важную роль на рынке играет реклама. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту.

Олигополия.

 

Олигополия – это рыночная структура, в которой действуют несколько крупных фирм. Соответственно, доля одной фирмы в объеме продаж велика. Олигополия присутствует как в отраслях стандартизированной продукции (например, в цементной, металлургической отраслях), так и в отраслях с дифференцированной продукцией (автомобилестроение). Немногочисленность продавцов на рынках олигополии определяет высокий уровень концентрации капитала, следовательно способность фирм влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между фирмами в олигополии характеризуется взаимозависимостью, т.е. существенное изменение цены или объемов продаж одной из фирм, приведут к дестабилизации рынка в целом, поэтому оптимальной для фирм является согласованная стратегия.

Основателем теории олигополии является Августин Курно. Рассматривая действия олигополистов он показал, что каждая фирма выбирает такой объем выпуска, который максимизирует ее прибыль. При этом Курно исходил из того, что объемы продаж конкурентов остаются неизменными. Исходя из этого следуют два вывода:

1. Для любой отрасли возможно определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.

2. Цена равновесия зависит от числа продавцов.

Такая ситуация предполагает, что фирмы ожидают реакции соперников и будут избегать действий, которые бы ухудшили положение всех. Оптимальной в такой ситуации является согласованная политика. Фирмы стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение фирм в общих интересах. Одной из форм такой координации является «лидерство в ценах» (т.е. фирмы ориентируются на ту, которая признается лидером в отрасли). На ранних этапах формирования олигополии заключались картельные соглашения, которые в дальнейшем были запрещены законом. Но это не исключает тайного сговора между фирмами.

Другим способом согласования цен является «лидерство доминирующей фирмы» (причем она должна контролировать не менее 50% производства). На цены лидера ориентируются другие фирмы в отрасли.

Третьим способом поддержания стабильности в отрасли является ценообразование по принципу «издержки +» (т.е. цена равна издержкам + прибыли, которая составляет примерно 15% рентабельности на вложенный капитал).

Оценка олигополии экономистами положительная, так как ограничения конкуренции обеспечивают стабильность отрасли, облегчают введение новых технологий. Однако во избежание негативных последствий, высокой концентрации производства, правительства принимают регулирующие действия, ограничивающие слишком высокую концентрацию в отрасли. Для определения концентрации используется индекс Херфиндаля-Хиршмана (Ihh):

.

Где Xi–доля каждой отрасли в % на рынке

Превышение индекса Ihhболее 1 400, может вызвать регулирующие действия государства. В практике антимонопольной политики используются два подхода:

- Поведенческий, то есть применение санкций в случае доказанных злоупотреблений.

- Структурный. Антимонопольные меры автоматически применяются, если степень концентрации в отрасли превышена, вплоть до принудительного дробления фирм (очень редкая практика).

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение каждой из рыночных структур: совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

2. Объясните причины многообразия рыночных структур.

3. Рассмотрите особенности поведения фирмы и ценообразование в условиях монополии.

4. Раскройте особенности поведения фирмы и ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

5. Охарактеризуйте особенности поведения фирмы и ценообразование в условиях олигополии.

6. Дайте оценку эффективности различных рыночных структур:

а) с точки зрения использования ресурсов;

б) с точки зрения распределения ресурсов.

7. Тождественны ли понятия: "доход" и "прибыль"?

8. Дайте определения валового, среднего и предельного дохода.

9. Какие типы структур преобладают в современной экономике?

10. Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является существенным для максимизации прибыли во всех рыночных структурах?

11. Какие барьеры способствуют возникновению монополии?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...