Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП.
Для изучения дисциплины студент должен
знать: - основные закономерности исторического процесса; - основные события и факты мировой и отечественной истории; - выдающихся исторических деятелей. уметь: - соотносить факты и события с исторической эпохой; - анализировать исторический материал. владеть: - категориальным аппаратом дисциплины; - навыками публичного выступления. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: История, Обществознание (среднее (полное) общее образование).
Требования к результатам освоения дисциплины Знания, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
Умения, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
3.3 Навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
Компетенции, приобретаемые в ходе изучения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины Разделы дисциплин и виды занятий
П/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды контактной работы, самостоятельная работа студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лек | прак ** | лаб | СРС* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | История как наука. Предмет, источники и методология | 2 | 1 | 2 | 1 | защита самостоятельной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Античное наследие. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси | 2 | 2 | 2 | 1 | защита самостоятельной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Русские земли и средневековые государства Европы и Азии. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации | 2 | 4 | 2 | 1 | защита самостоятельной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и Просвещение. | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Россия в XIX в. | 2 | 6 | 2 | 2 | 2 | работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Место XX столетия во всемирно-историческом процессе | 2 | 7 | 2 | 1 | защита самостоятельной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Россия в условиях политической и экономической модернизации в начале ХХ в. | 2 | 8 | 2 | 2 | 2 | работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Русская революция 1917 года и гражданская война | 2 | 9 | 2 | 2 | 2 | работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Советское общество в 20-30-е годы. | 2 | 10 | 2 | 2 | защита самостоятельной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | II Мировая война и ее итоги. | 2 | 11 | 2 | 2 | 2 | работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития | 2 | 12 | 2 | 1 | защита самостоятельной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | СССР на пути кардинального реформирования общества (2-я половина 1980-х годов – начало 1990-х годов) | 2 | 13 | 2 | 1 | 2 | работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Российская Федерация в условиях политической и экономической модернизации | 2 | 14 | 2 | 1 | 2 | работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Россия в системе мировой экономики и международных связей XXI в. | 2 | 15-16 | 4 | 2 | защита самостоятельной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Контроль самостоятельной работы | 2 | 16 | 2 | защита самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Раздел 1-15 | 2 | 17 | 36 | Экзамен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего | 32 | 16 | 60 |
*включая курсовое проектирование и контроль промежуточной аттестации
|
|
|
|
Содержание разделов курса
№ п/п | Раздел дисциплины | Знания (номер из 3.1) | Умения (номер из 3.2) | Навыки (номер из 3.3) |
1 | 1. История как наука. Предмет, источники и методы научного исследования. 2. Методология и теория исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы. | 1,2 | 1,2,3 | 2 |
2 | 1. Античное наследие. 2. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. 3. Цивилизация Древней Руси. | 3,4,5 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
3 | 1. Русские земли и средневековые государства Европы и Азии. 2. Складывание Московского государства в XIV – XV вв. | 5,6,7 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
4 | 1. Западная и восточная цивилизации в XV – XVII вв. 2. Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации | 3,4,5,6,7 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
5 | 1. XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и Просвещение. 2. Особенности российской модернизации в XVIII в. | 5,6,7 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
6 | 1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. 2. Россия в XIX в. | 2,4,5 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
7 | 1. Место XX столетия во всемирно-историческом процессе | 2,3,4,7 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
8 | 1. Россия в условиях политической и экономической модернизации в начале ХХ в. 2. Первая мировая война (1914 – 1918 гг.) и ее итоги. | 2,3,4,5 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
9 | 1. Русская революция 1917 года: современные оценки. 2. Гражданская война в России и проблемы иностранной интервенции | 2,3,4,5,6 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
10 | 1. Советское общество в 20-30-е годы. 2. Международные отношения в межвоенный период | 2,3,5,7 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
11 | 1. II Мировая война и ее итоги. 2. Особенности новой системы международных отношений | 2,3,4,5,6 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
12 | 1. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития | 2,3,5,7 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
13 | 1. СССР на пути кардинального реформирования общества (2-я половина 1980-х годов – начало 1990-х годов) | 2,4,5,6 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
14 | 1. Российская Федерация в условиях экономической модернизации 2. Политическое преобразования в России в конце ХХ – начале XXI | 2,3,4,5,6,7 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
15 | 1. Россия в системе мировой экономики и международных связей XXI в. | 2,3,4,5 | 1,4,5,6,7 | 1,2,3 |
4.3 Наименование тем практических занятий, их содержание и объем в часах
|
|
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических работ | Трудоем-кость (час) |
1. | 3 | Русские земли и средневековые государства Европы и Азии. 1. Реформы Избранной Рады в 50-х гг. XVI в.: земская, военная, церковная, судебная, органов государственного управления. 2. Опричнина Ивана IV. 3. Смутное время: причины, ход событий, итоги, последствия. | 2 |
2. | 5 | XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и Просвещение. 1. Дворцовые перевороты XVIII в.: предпосылки и причины дворцовых переворотов. 2. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой: А) социально-экономическое развитие во второй половине XVIII в. Б) Просвещенный абсолютизм Екатерины II: содержание понятия; государственно-административные и социально-экономические реформы. | 2 |
3. | 6 | Россия в XIX в. 1. Идейная борьба и общественное движение в России в первой четверти XIX в.: А) причины формирования идеологии декабристов. Б) тайные общества будущих декабристов В) социально-политические (конституционные) проекты декабристов Г) причины неудачи выступления. Д) роль декабристов в истории общественного движения в России 2. Попытки решения крестьянского вопроса в XIX в.: А) Издание указов, уменьшавших остроту крестьянского вопроса в правление Александра I (Указ о вольных хлебопашцах; освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике Б) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки В) разработка проектов отмены крепостного права в правление Александра I: проект А.А. Аракчеева (1818 г.), проект Д. А. Гурьева (1819 г.) Г) организация массовых военных поселений с 1816 г. Д) Обсуждение крестьянского вопроса в секретных комитетах при Николае I Е) Попытки регламентировать крестьян и помещиков при Николае I Ж) Проведение реформы государственных крестьян под руководством П. Н. Киселева (1837-1841 гг.), содержание реформы. 3. «Великие» реформы 60-70-х гг. XIX в. 4. Идейные направления в общественном движении в России во второй половине XIX в. | 2 |
4. | 8 | Россия в условиях политической и экономической модернизации в начале ХХ в. 1. Экономическое развитие России в 1901-1913 г. 2. Особенности социально-политической системы России в начале ХХ в. Революция 1905-1907 гг. 3. Политические партии России в конце XIX – начале ХХ в. | 2 |
5. | 9 | Русская революция 1917 года и гражданская война 1. Кризисы Временного правительства в 1917 г. 2. Приход к власти большевиков в Петрограде. 3. II Всероссийский съезд Советов 25-27.10.1917 г. 4. Учредительное собрание в России. 5. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир с Германией. | 2 |
6. | 11 | II Мировая война и ее итоги. 1. Внешняя политика СССР и международные отношения в 20-е гг. ХХ в.: А) Условия внешнеполитического положения Советской России в начале 1920-х гг. (политическая изоляция, юридическое непризнание); Б) Участие Советской России в Генуэзской конференции (апрель 1922 г.); подписание в Раполло (апрель 1922 г.) договора Советской России с Германием; 1924-1925 гг. полоса международного признания СССР. В) вступление СССР в Лигу Наций (1934 г.) 2. Внешняя политика СССР и международные отношения в 30-е гг. ХХ в. | 2 |
7. | 13 | СССР на пути кардинального реформирования общества (2-я половина 1980-х годов – начало 1990-х годов) 1. Развитие советского общества в середине 60-х – начале 80-х гг. ХХ в.: А) СССР на международной арене. Б) Система органов государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г. В) Экономическая реформа 1965 г. Кризисные явления в экономической сфере. Г) Кризисные явления в социальной и духовной сферах. | 1 |
8. | 14 | Российская Федерация в условиях политической и экономической модернизации 1. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) (декабрь 1991 г.). 2. Высшие органы государственной власти РФ по Конституции 1993 г. 3. Население и экономика России (90-е гг. ХХ в. – начало XXI в.) | 1 |
9 | Разделы 1–15 | Контроль самостоятельной работы | 2 |
Всего | 16 |
|
|
4.4 Наименование тем лабораторных работ, их содержание и объем в часах
Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.
Содержание самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Содержание самостоятельной работы
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование тем | Трудоем-кость (час) |
1. | История как наука. Предмет, источники и методология | 1. Методология исторической науки: дедукция, индукция, историко-системный метод, историко-сравнительный, сравнительно-исторический и т.д. 2. Функции исторического знания: познавательная, прогностическая, воспитательная и т.д. 3. Формационный и цивилизационный подходы. 4. Развитие отечественной исторической науки. | 1 |
2. | Античное наследие. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси | 1. Древняя Русь и Византия: особенности взаимоотношений. 2. К вопросу о соотношении понятий «античность» и средневековье». 3. Таблица. Сравнительный анализ моделей развития древнерусских земель периода феодальной раздробленности (Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество). | 1 |
3. | Русские земли и средневековые государства Европы и Азии. | 1. Междинастическое правление в период Смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.). 2. Основные этапы закрепощения русского крестьянства в XV-XVII вв. 3. Земские соборы в XVI-XVII вв. | 1 |
4. | Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации | 1. Церковь и государство в XVII в.: реформа патриарха Никона. Начало раскола. 2. Основные направления политики Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). 3. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Новые явления в хозяйственной жизни. Расширение территории. 4. Влияние западной цивилизации на российское государство и общество в XVII в. | 1 |
5. | XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и Просвещение. | 1. Управление страной во второй четверти XVIII в. 2. Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов (вторая четверть XVIII в.). 3. Великие имена русской науки, культуры и искусства второй половины XVIII в. 4. Крестьянская война 1773-1775 гг. 5. Внутренняя и внешняя политика Павла I. | 2 |
6. | Россия в XIX в. | 1. Складывание территории российской империи в XIX в. 2. Основные направления внешней политики России в XIX в. 3. Идейная борьба и общественное движение в России в XIX в. Рабочее движение и начало распространения марксизма в России. 4. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. Развитие капитализма в сельском хозяйстве (прусский и американский пути развития), в промышленности. | 2 |
7. | Место XX столетия во всемирно-историческом процессе | ХХ век в мировой истории: проблемы экономического роста и модернизации. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. | 1 |
8. | Россия в условиях политической и экономической модернизации в начале ХХ в. | 1. Политические партии России в начале ХХ в. 2. Государственная Дума и опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.). 3. Столыпинская аграрная реформа (1906-1911 гг.): цель, составные части, итоги, причины незавершенности реформы, последствия. 4. Участие России в Первой мировой войне: причины, участники, военные блоки, ход военных действий, итоги (для 1914, 1915, 1916 гг.). | 2 |
9. | Русская революция 1917 года и гражданская война | 1. Кризисы Временного правительства в 1917 г. 2. Общественно-политические деятели о современном положении в России весной – осенью 1917 г. 3. Октябрьская революция в России в 1917 г. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Хроника событий. 4. Выборы в Учредительное собрание 12-19 ноября 1917 г. | 2 |
10. | Советское общество в 20-30-е годы. | 1. Образование СССР: предпосылки образования, проекты объединения В.И. Ленина и И.В. Сталина, декларация об образовании СССР, Конституция СССР 1924 г. 2. Вступление в состав СССР советских республик (на правах союзных) (1924-1940 гг.) 3. Органы государственной власти и управления в СССР по Конституции 1936 г. 4. Причины формирования культа личности и массовых репрессий. | 2 |
11. | II Мировая война и ее итоги. | 1. План молниеносной войны Германии против Советского Союза и этапы ВОВ (1941-1945 гг.). 2. Военно-политические и экономические меры советского правительства для отражения агрессии. 3. Крупнейшие военные операции в ходе ВОВ. 4. Международные конференции глав государств-союзников по антигитлеровской коалиции. | 2 |
12. | Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития | 1. СССР и ведущие индустриальные страны в условиях НТР. 2. Научные и технические успехи СССР. 3. Вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития общества. | 1 |
13. | СССР на пути кардинального реформирования общества (2-я половина 1980-х годов – начало 1990-х годов) | 1. Развитие советского общества в середине 60-х – начале 80-х гг. ХХ в.: А) СССР на международной арене. Б) Система органов государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г. В) Экономическая реформа 1965 г. Кризисные явления в экономической сфере. Г) Кризисные явления в социальной и духовной сферах. 2. Система органов государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г. 3. СССР на международной арене в середине 60-х - начале 80-х гг. | 2 |
14. | Российская Федерация в условиях политической и экономической модернизации | 1. Органы государственной власти и управления РФ по Конституции 1993 г. 2. Государственная дума в Российской Федерации 1993-2016 гг. Фракционный состав. 3. Экономическая и социальная политика Правительства РФ в 1992–1998 гг. | 2 |
15. | Россия в системе мировой экономики и международных связей XXI в. | 1. Россия на международной арене (90-е гг. ХХ в. – начало XXI в.): основные направления внешней политики. 2. Экономическая и социальная политика правительства РФ в 2000-х гг. | 2 |
16 | Раздел 1-15 | Экзамен | 36 |
Всего | 60 |
5.2. Оценочные средства, используемые для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения дисциплины, их виды и формы, требования к ним и шкалы оценивания приведены в приложении к рабочей программе дисциплины «Фонд оценочных средств по дисциплине «История», которое оформляется в виде отдельного документа.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) Основная литература
№ п/п | Наименование книги | Год издания |
1 | История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф. О. Айсина, С. Д. Бородина, Н. О. Воскресенская [и др.]; под ред. Г. Б. Поляк. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 686 c. — 978-5-238-01639-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71152.html | 2017 |
2 | История [Электронный ресурс]: учебник / Т. А. Молокова, К. Н. Гацунаев, О. М. Бызова [и др.]; под ред. Т. А. Молокова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 288 c. — 978-5-7264-1241-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72591.html | 2016 |
б) Дополнительная литература
№ п/п | Наименование книги | Год издания |
1 | Моисеев, В. В. История России. Том 1 [Электронный ресурс]: учебник / В. В. Моисеев. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 326 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28871.html | 2013 |
2 | Моисеев, В. В. История России. Том 2 [Электронный ресурс]: учебник / В. В. Моисеев. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 324 c. — 978-5-361-00186. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28872.html | 2013 |
|
|