Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в структуре ООП:




 

Дисциплина относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП.

 

Для изучения дисциплины студент должен

 

знать:

- основные закономерности исторического процесса;

- основные события и факты мировой и отечественной истории;

- выдающихся исторических деятелей.

уметь:

- соотносить факты и события с исторической эпохой;

- анализировать исторический материал.

владеть:

- категориальным аппаратом дисциплины;

- навыками публичного выступления.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: История, Обществознание (среднее (полное) общее образование).

 

Требования к результатам освоения дисциплины

Знания, приобретаемые в ходе изучения дисциплины

№ п/п З Знания
1. основные проблемы методологии истории
2. движущие силы и закономерности исторического процесса
3. место человека в историческом процессе, политической организации общества
4. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории
5. основные этапы и ключевые события истории России и мира
6. выдающиеся деятели отечественной и всеобщей истории
7. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

 

Умения, приобретаемые в ходе изучения дисциплины

№ п/п У Умения
1 логически мыслить, вести научные дискуссии
2 работать с разноплановыми источниками
3 осуществлять эффективный поиск информации и критики источников
4 осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма
5 формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории
6 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты
7 выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения

 

 3.3 Навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины

№ п/п Н Навыки
1 представления о событиях российской и всемирной истории
2 навыки анализа исторических источников
3 приемы ведения дискуссии и полемики

 

Компетенции, приобретаемые в ходе изучения дисциплины

Компетенции Знания (№№ из 3.1) Умения (№№ из 3.2) Навыки (№№ из 3.3)
ОК-1 - способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности 1-7 1-7 1-3
ОК-4 – способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 2,3,5,6,7 1-7 1,3
ОПК-1- готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук 1-7 1-7 1-3

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

Разделы дисциплин и виды занятий

П/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды контактной работы, самостоятельная работа студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лек прак ** лаб СРС*
1 История как наука. Предмет, источники и методология 2 1 2     1 защита самостоятельной работы
2 Античное наследие. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси 2 2 2     1 защита самостоятельной работы
3 Русские земли и средневековые государства Европы и Азии. 2 3 2 2   1 работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы
4 Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 2 4 2     1 защита самостоятельной работы
5 XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и Просвещение. 2 5 2 2   2 работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы
6 Россия в XIX в. 2 6 2 2   2 работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы
7 Место XX столетия во всемирно-историческом процессе 2 7 2     1 защита самостоятельной работы
8 Россия в условиях политической и экономической модернизации в начале ХХ в. 2 8 2 2   2 работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы
9 Русская революция 1917 года и гражданская война 2 9 2 2   2 работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы
10 Советское общество в 20-30-е годы. 2 10 2     2 защита самостоятельной работы
11 II Мировая война и ее итоги. 2 11 2 2   2 работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы
12 Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития 2 12 2     1 защита самостоятельной работы
13 СССР на пути кардинального реформирования общества (2-я половина 1980-х годов – начало 1990-х годов) 2 13 2 1   2 работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы
14 Российская Федерация в условиях политической и экономической модернизации 2 14 2 1   2 работа на практических занятиях: текущий контроль выполнения заданий; защита самостоятельной работы
15 Россия в системе мировой экономики и международных связей XXI в. 2 15-16 4     2 защита самостоятельной работы
16 Контроль самостоятельной работы 2 16   2     защита самостоятельной работы
17 Раздел 1-15 2 17       36 Экзамен
  Всего     32 16   60  

*включая курсовое проектирование и контроль промежуточной аттестации

 

Содержание разделов курса

№ п/п Раздел дисциплины Знания (номер из 3.1) Умения (номер из 3.2) Навыки (номер из 3.3)
1 1.  История как наука. Предмет, источники и методы научного исследования. 2. Методология и теория исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы. 1,2 1,2,3 2
2 1.  Античное наследие. 2. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. 3. Цивилизация Древней Руси. 3,4,5 1,4,5,6,7 1,2,3
3 1. Русские земли и средневековые государства Европы и Азии. 2. Складывание Московского государства в XIV – XV вв. 5,6,7 1,4,5,6,7 1,2,3
4 1. Западная и восточная цивилизации в XV – XVII вв. 2. Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 3,4,5,6,7 1,4,5,6,7 1,2,3
5 1. XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и Просвещение. 2. Особенности российской модернизации в XVIII в. 5,6,7 1,4,5,6,7 1,2,3
6 1. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. 2. Россия в XIX в. 2,4,5 1,4,5,6,7 1,2,3
7 1. Место XX столетия во всемирно-историческом процессе 2,3,4,7 1,4,5,6,7 1,2,3
8 1. Россия в условиях политической и экономической модернизации в начале ХХ в. 2. Первая мировая война (1914 – 1918 гг.) и ее итоги. 2,3,4,5 1,4,5,6,7 1,2,3
9 1. Русская революция 1917 года: современные оценки. 2. Гражданская война в России и проблемы иностранной интервенции 2,3,4,5,6 1,4,5,6,7 1,2,3
10 1. Советское общество в 20-30-е годы. 2.  Международные отношения в межвоенный период 2,3,5,7 1,4,5,6,7 1,2,3
11 1. II Мировая война и ее итоги. 2. Особенности новой системы международных отношений 2,3,4,5,6 1,4,5,6,7 1,2,3
12 1. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития 2,3,5,7 1,4,5,6,7 1,2,3
13 1. СССР на пути кардинального реформирования общества (2-я половина 1980-х годов – начало 1990-х годов) 2,4,5,6 1,4,5,6,7 1,2,3
14 1. Российская Федерация в условиях экономической модернизации 2. Политическое преобразования в России в конце ХХ – начале XXI 2,3,4,5,6,7 1,4,5,6,7 1,2,3
15 1. Россия в системе мировой экономики и международных связей XXI в. 2,3,4,5 1,4,5,6,7 1,2,3

4.3 Наименование тем практических занятий, их содержание и объем в часах

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических работ Трудоем-кость (час)
1. 3 Русские земли и средневековые государства Европы и Азии. 1. Реформы Избранной Рады в 50-х гг. XVI в.: земская, военная, церковная, судебная, органов государственного управления. 2. Опричнина Ивана IV. 3. Смутное время: причины, ход событий, итоги, последствия. 2
2. 5 XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и Просвещение. 1. Дворцовые перевороты XVIII в.: предпосылки и причины дворцовых переворотов. 2. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой: А) социально-экономическое развитие во второй половине XVIII в. Б) Просвещенный абсолютизм Екатерины II: содержание понятия; государственно-административные и социально-экономические реформы. 2
3. 6 Россия в XIX в. 1. Идейная борьба и общественное движение в России в первой четверти XIX в.: А) причины формирования идеологии декабристов. Б) тайные общества будущих декабристов В) социально-политические (конституционные) проекты декабристов Г) причины неудачи выступления. Д) роль декабристов в истории общественного движения в России 2. Попытки решения крестьянского вопроса в XIX в.: А) Издание указов, уменьшавших остроту крестьянского вопроса в правление Александра I (Указ о вольных хлебопашцах; освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике Б) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки В) разработка проектов отмены крепостного права в правление Александра I: проект А.А. Аракчеева (1818 г.), проект Д. А. Гурьева (1819 г.) Г) организация массовых военных поселений с 1816 г. Д) Обсуждение крестьянского вопроса в секретных комитетах при Николае I Е) Попытки регламентировать крестьян и помещиков при Николае I Ж) Проведение реформы государственных крестьян под руководством П. Н. Киселева (1837-1841 гг.), содержание реформы. 3. «Великие» реформы 60-70-х гг. XIX в. 4. Идейные направления в общественном движении в России во второй половине XIX в. 2
4. 8 Россия в условиях политической и экономической модернизации в начале ХХ в. 1. Экономическое развитие России в 1901-1913 г. 2. Особенности социально-политической системы России в начале ХХ в. Революция 1905-1907 гг. 3. Политические партии России в конце XIX – начале ХХ в. 2
5. 9 Русская революция 1917 года и гражданская война 1. Кризисы Временного правительства в 1917 г. 2. Приход к власти большевиков в Петрограде. 3. II Всероссийский съезд Советов 25-27.10.1917 г. 4. Учредительное собрание в России. 5. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир с Германией. 2
6. 11 II Мировая война и ее итоги. 1. Внешняя политика СССР и международные отношения в 20-е гг. ХХ в.: А) Условия внешнеполитического положения Советской России в начале 1920-х гг. (политическая изоляция, юридическое непризнание); Б) Участие Советской России в Генуэзской конференции (апрель 1922 г.); подписание в Раполло (апрель 1922 г.) договора Советской России с Германием; 1924-1925 гг. полоса международного признания СССР. В) вступление СССР в Лигу Наций (1934 г.) 2. Внешняя политика СССР и международные отношения в 30-е гг.    ХХ в. 2
7. 13 СССР на пути кардинального реформирования общества (2-я половина 1980-х годов – начало 1990-х годов) 1. Развитие советского общества в середине 60-х – начале 80-х гг. ХХ в.: А) СССР на международной арене. Б) Система органов государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г. В) Экономическая реформа 1965 г. Кризисные явления в экономической сфере. Г) Кризисные явления в социальной и духовной сферах. 1
8. 14 Российская Федерация в условиях политической и экономической модернизации 1. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) (декабрь 1991 г.). 2. Высшие органы государственной власти РФ по Конституции 1993 г. 3. Население и экономика России (90-е гг. ХХ в. – начало XXI в.) 1
9 Разделы 1–15 Контроль самостоятельной работы 2
  Всего   16

 

4.4 Наименование тем лабораторных работ, их содержание и объем в часах

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.

 

Содержание самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Содержание самостоятельной работы

№ п/п № раздела дисциплины Наименование тем Трудоем-кость (час)
1. История как наука. Предмет, источники и методология 1. Методология исторической науки: дедукция, индукция, историко-системный метод, историко-сравнительный, сравнительно-исторический и т.д. 2. Функции исторического знания: познавательная, прогностическая, воспитательная и т.д. 3. Формационный и цивилизационный подходы. 4. Развитие отечественной исторической науки. 1
2. Античное наследие. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси 1. Древняя Русь и Византия: особенности взаимоотношений. 2. К вопросу о соотношении понятий «античность» и средневековье». 3. Таблица. Сравнительный анализ моделей развития древнерусских земель периода феодальной раздробленности (Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество). 1
3. Русские земли и средневековые государства Европы и Азии. 1. Междинастическое правление в период Смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.). 2. Основные этапы закрепощения русского крестьянства в XV-XVII вв. 3. Земские соборы в XVI-XVII вв. 1
4. Россия в XVI – XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 1. Церковь и государство в XVII в.: реформа патриарха Никона. Начало раскола. 2. Основные направления политики Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). 3. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Новые явления в хозяйственной жизни. Расширение территории. 4. Влияние западной цивилизации на российское государство и общество в XVII в. 1
5. XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и Просвещение. 1. Управление страной во второй четверти XVIII в. 2. Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов (вторая четверть XVIII в.). 3. Великие имена русской науки, культуры и искусства второй половины XVIII в. 4. Крестьянская война 1773-1775 гг. 5. Внутренняя и внешняя политика Павла I. 2
6. Россия в XIX в. 1. Складывание территории российской империи в XIX в. 2. Основные направления внешней политики России в XIX в. 3. Идейная борьба и общественное движение в России в XIX в. Рабочее движение и начало распространения марксизма в России. 4. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. Развитие капитализма в сельском хозяйстве (прусский и американский пути развития), в промышленности. 2
7. Место XX столетия во всемирно-историческом процессе ХХ век в мировой истории: проблемы экономического роста и модернизации. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. 1
8. Россия в условиях политической и экономической модернизации в начале ХХ в. 1. Политические партии России в начале ХХ в. 2. Государственная Дума и опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.). 3. Столыпинская аграрная реформа (1906-1911 гг.): цель, составные части, итоги, причины незавершенности реформы, последствия. 4. Участие России в Первой мировой войне: причины, участники, военные блоки, ход военных действий, итоги (для 1914, 1915, 1916 гг.). 2
9. Русская революция 1917 года и гражданская война 1. Кризисы Временного правительства в 1917 г. 2. Общественно-политические деятели о современном положении в России весной – осенью 1917 г. 3. Октябрьская революция в России в 1917 г. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Хроника событий. 4. Выборы в Учредительное собрание 12-19 ноября 1917 г. 2
10. Советское общество в 20-30-е годы. 1. Образование СССР: предпосылки образования, проекты объединения В.И. Ленина и И.В. Сталина, декларация об образовании СССР, Конституция СССР 1924 г. 2. Вступление в состав СССР советских республик (на правах союзных) (1924-1940 гг.) 3. Органы государственной власти и управления в СССР по Конституции 1936 г. 4. Причины формирования культа личности и массовых репрессий. 2
11. II Мировая война и ее итоги. 1. План молниеносной войны Германии против Советского Союза и этапы ВОВ (1941-1945 гг.). 2. Военно-политические и экономические меры советского правительства для отражения агрессии. 3. Крупнейшие военные операции в ходе ВОВ. 4. Международные конференции глав государств-союзников по антигитлеровской коалиции. 2
12. Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития 1. СССР и ведущие индустриальные страны в условиях НТР. 2. Научные и технические успехи СССР. 3. Вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития общества. 1
13. СССР на пути кардинального реформирования общества (2-я половина 1980-х годов – начало 1990-х годов) 1. Развитие советского общества в середине 60-х – начале 80-х гг. ХХ в.: А) СССР на международной арене. Б) Система органов государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г. В) Экономическая реформа 1965 г. Кризисные явления в экономической сфере. Г) Кризисные явления в социальной и духовной сферах. 2. Система органов государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г. 3. СССР на международной арене в середине 60-х - начале 80-х гг. 2
14. Российская Федерация в условиях политической и экономической модернизации 1. Органы государственной власти и управления РФ по Конституции 1993 г. 2. Государственная дума в Российской Федерации 1993-2016 гг. Фракционный состав. 3. Экономическая и социальная политика Правительства РФ в 1992–1998 гг. 2
15. Россия в системе мировой экономики и международных связей XXI в. 1. Россия на международной арене (90-е гг. ХХ в. – начало XXI в.): основные направления внешней политики. 2. Экономическая и социальная политика правительства РФ в 2000-х гг. 2
16 Раздел 1-15 Экзамен 36
  Всего   60

5.2. Оценочные средства, используемые для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения дисциплины, их виды и формы, требования к ним и шкалы оценивания приведены в приложении к рабочей программе дисциплины «Фонд оценочных средств по дисциплине «История», которое оформляется в виде отдельного документа.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература

№ п/п Наименование книги Год издания
1 История России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Ф. О. Айсина, С. Д. Бородина, Н. О. Воскресенская [и др.]; под ред. Г. Б. Поляк. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 686 c. — 978-5-238-01639-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71152.html 2017
2 История [Электронный ресурс]: учебник / Т. А. Молокова, К. Н. Гацунаев, О. М. Бызова [и др.]; под ред. Т. А. Молокова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 288 c. — 978-5-7264-1241-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72591.html 2016

 

б) Дополнительная литература

№ п/п Наименование книги Год издания
1 Моисеев, В. В. История России. Том 1 [Электронный ресурс]: учебник / В. В. Моисеев. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 326 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28871.html 2013
2 Моисеев, В. В. История России. Том 2 [Электронный ресурс]: учебник / В. В. Моисеев. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 324 c. — 978-5-361-00186. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28872.html 2013

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...