Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации. Деятельность ПФР регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г. К функциям ПФР относятся: ) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения; ) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; ) финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде; ) капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; ) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; ) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц; ) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; ) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда; ) участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.[13] Задачами правления ПФР являются: ) утверждение бюджета, смет расходов, включая фонд оплаты труда, труда ПФР и его органов, отчётов об их исполнении, а также его структуры и штатов; ) назначение и освобождение от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений ПФР;
) утверждение положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР; ) принятие нормативных актов по вопросам, относящимся к деятельности ПФР в пределах его компетенции. Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Он должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ. Если задаться вопросом, а какая же пенсионная система существует на данный момент, то ответ на него сводится к неудовлетворительным оценкам существующей пенсионной системы. Основные претензии, выдвигающиеся к ней, это: крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам; система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых отчислений в Пенсионный фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000 рублей размер пенсии будет одним и тем же - около 400 рублей;
такая система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежная для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий. Весьма наивны понятия и представления о механизмах пенсионной системы, которые бытуют в нашем обществе. Опрос, проведенный ВЦИОМ в 51 регионе страны, свидетельствует, что подавляющее большинство респондентов - 80 процентов, считает, что государство должно обеспечивать их в старости. При этом лишь 4.4 процента опрошенных заявили, что им известна организация государственных и негосударственных пенсионных систем, и они знают их достоинства и различия. Ещё большая неосведомленность у населения по поводу ключевых вопросов функционирования пенсионной системы - природе собственности пенсионных фондов, механизмах и источниках финансового обеспечения пенсий, роли социальных субъектов в управлении данной сферой. Проблема состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считает, что пенсии финансирует государство, в то время как уже девять лет, начиная с 1991 года, государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, в период до 1991 года государство дотировало более чем на 70 % пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% от общего объема пенсионных выплат. Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели - около 90 % всех расходов. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда. Роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий не зависим от объема страховых платежей, и так называемая “уравниловка” не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент нестраховой характер пенсионной системы - это основной тормоз её развития.[13] Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей: - фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ; денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда). Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|