Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование доходов и расходования средств




Пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:

)   страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;

)   ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);

)   средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

)   средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований (пений, финансовых санкций);

)   доходы от капитализации временно свободных средств (покупки ценных бумаг, инвестиций);

)   беспроцентные ссуды, займы и кредиты;

)   добровольные взносы юридических и физических лиц;

)   другие поступления.

Плательщиками страховых взносов в ПФР являются:

организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;

индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;

физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;

индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчётные и иные счета при предъявлении предпринимателями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении (по всем основаниям), из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда за истёкший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников.[12]

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Основной источник доходов фонда - это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Средства Пенсионного фонда направляются на:

)   выплату государственных пенсий;

)   выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше полутора лет;

)   оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

)   финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.

Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. На 1 января 1999 года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.[4] Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратил силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны будут перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.[24]

Взносы начисляются на:

Выплаты сотрудникам Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров.

Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника). Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда). Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором. Плательщики отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты. Облагаемая база по медицинским взносам в ФФОМС, а также взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ.

В 2012 году размер предельной базы составляет 512 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 512 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2013 года, отсчет пойдет заново.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

В связи с изменением тарифов страховых взносов суммы страховых взносов, подлежащие уплате в 2011 году, увеличились по сравнению с 2010 годом.

Таким образом, плательщики, уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в 2011 году обязаны уплатить в Пенсионный фонд РФ - 13509 руб. 60 коп. (4330 руб. x 26% x 12 мес.), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1610 руб. 76 коп. (4330 руб. x 3.1% x 12 мес.), в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1039 руб. 20 коп. (4330 руб. x 2,0% x 12 мес.).

На основании статьи 33 Федерального закона от 15.01.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за 2010 год: - лица 1966 года рождения и старше уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии 13 509 руб. 60 коп. (26%,). - лица 1967 года рождения и моложе уплачивают на страховую часть трудовой пенсии в размере 10 392 руб. (20%), на накопительную часть трудовой пенсии 3 117 руб. 60 коп. (6%)

Статьей 16 Закона № 212-ФЗ определено, что страховые взносы за 2011 год уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря 2011 года.[4]

Таким образом, пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией и посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и комплексом других сопряженных законов.

При нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит к их перераспределению от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым, назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов и цикл повторяется.

 

2.2 Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2014год и плановые 2015 и 2016 года

государственный пенсионный обеспечение расходование

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 02.12.2013 N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

Бюджет ПФР на 2014 год сформирован по доходам в сумме 6,29 трлн. рублей, что составляет 8,6% ВВП. Из них 6,2 трлн. рублей - в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду в 2014 году составляет 2,45 трлн. рублей.

В соответствии с бюджетом, расходы ПФР в 2014 году составят 6,42 трлн. рублей, или 8,8% ВВП. Из них 6,39 трлн. рублей - в части, не связанной с формированием накопительной части трудовых пенсий.

Бюджетом определено, что трудовые пенсии в 2014 году будут повышаться дважды: 1 февраля (на 6%) и 1 апреля (на 2%), что в сумме даст повышение трудовых пенсий примерно на 8,1%. Социальные пенсии с 1 апреля вырастут на 17,6%.

Доходы в 2015 году составят 7,09 трлн. рублей, в 2016 году - 7,73 трлн. рублей. Расходы на 2015 год предусмотрены в сумме 6,96 трлн. рублей, на 2016 год - 7,41 трлн. рублей.[4]

В пенсионной системе России в 2014 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся будущих и нынешних пенсионеров, а также российских работодателей.

Повышение пенсий

Трудовые пенсии российских пенсионеров в 2014 году будут повышаться два раза. Первая индексация пройдет 1 февраля - трудовые пенсии вырастут по фактическому уровню потребительских цен за 2013 год, второй раз - 1 апреля - по уровню роста доходов ПФР в 2013 году в расчете на одного пенсионера. В августе произойдет традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров.

Тогда же, 1 апреля, будут проиндексированы пенсии по государственному обеспечению, в том числе социальные пенсии, и размеры ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты, которые вместе с пенсией получают федеральные льготники).

В бюджете ПФР на 2014 год предусмотрены средства на индексацию трудовых пенсий на 8,1%, социальных пенсий - на 17,6%. Точный размер индексации будет определен Правительством РФ с учетом итогов 2013 года, в т. ч. уровня инфляции в стране и размера доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.

Материнский капитал

Размер материнского капитала с 1 января проиндексирован и составляет 429 408,5 рублей. На выплату его средств в 2014 году в бюджете ПФР заложен 301 млрд. рублей. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

Страховые взносы

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2014 году остается на уровне 22%, в т. ч. сохранятся льготы для отдельных категорий страхователей. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2014 году составит 624 тыс. рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом с 2014 года в зависимости от результатов специальной оценки условий труда для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Важно отметить, что с 2014 года снижается ставка страховых взносов для ряда плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере). Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения, чья величина дохода за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, будет рассчитываться исходя не из двух, а одного МРОТ. При этом представители самозанятого населения по-прежнему будут освобождены от представления отчетности в Пенсионный фонд. Страховая и накопительная части пенсии Гражданам 1967 года рождения и моложе, формирующим пенсионные накопления в системе ОПС, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбрать вариант пенсионного обеспечения в системе ОПС: либо оставить 6% тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.

Таким образом, если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы его работодателя в Пенсионный фонд России - в размере индивидуального тарифа 16% - будут направляться на формирование страховой части его будущей пенсии.

Важно отметить, что в любом случае все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться. Они будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), так называемые «молчуны», желают, чтобы и в последующие годы по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии страховые взносы в размере 6% тарифа, им следует подать заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, выбор 6% тарифа накопительной части пенсии в любом случае сопряжен с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда. У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 года и останется так называемым «молчуном», новые пенсионные накопления перестают формироваться и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии. Важно отметить, что в настоящий момент все негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования, что является одной из мер по повышению уровня эффективности системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений. До перехода НПФ к новой форме организации, 6% процентов от зарплаты, которые ранее направлялись на формирование накопительной части пенсии, будут переводиться в страховую часть. При этом все пенсионные права граждан в денежном выражении будут учтены на лицевых счетах.

Выплата средств пенсионных накоплений

В 2014 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение трудовой пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Программа государственного софинансирования пенсии

 Все участники Программы, делавшие личный взнос в течение 2013 года не менее 2 тыс. рублей, получат государственное софинансирование во II квартале 2014 года (в пределах от 2 000 до 12 000 рублей, в зависимости от размера взноса).[4]

Выдержка из ФЗ № 320:

Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2015 и 2016 годов:

) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2015 год в сумме 7 090 566 663,5 тыс. рублей, из них 6 769 461 612,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 924 054 728,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 931 636,6 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 7 731 034 627,6 тыс. рублей, из них 7 364 408 523,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 187 933 029,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 448 395,2 тыс. рублей;

) общий объем расходов бюджета Фонда на 2015 год в сумме 6 963 530 804,0 тыс. рублей, из них 6 936 524 463,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 400,0 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 7 413 488 037,9 тыс. рублей, из них 7 382 525 969,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 72 800,0 тыс. рублей;

) объем профицита бюджета Фонда на 2015 год в сумме 127 035 859,5 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 167 062 850,9 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 294 098 710,4 тыс. рублей, и объем профицита бюджета Фонда на 2016 год в сумме 317 546 589,7 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 18 117 445,3 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда.[25]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...