Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ





 

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

. Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 года. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 апреля 2012 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3 278 рублей 59 копеек. Средства страховой части будущей пенсии гражданина фиксируются на его индивидуальном лицевом счете. Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Пенсионный капитал до дня назначения пенсии регулярно индексируется в зависимости от роста цен и роста среднемесячной заработной платы по стране.

. Накопительная часть трудовой пенсии формируется в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2013 году - 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 568 тысяч рублей в год).

Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает право любого человека, в пользу которого отчисляются или отчислялись ранее такие взносы, подать заявление в Пенсионный фонд РФ о переводе накопительной части своей пенсии в Негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Также предусмотрены схемы перевода накоплений из одного НПФ в другой. Таким образом, человек имеет возможность осуществлять разумный выбор и контроль за формированием своих пенсионных накоплений.

В 2014 и 2015 годах россиянам (1967 года рождения и моложе) необходимо выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6% (автоматически для тех, кто доверил свои накопления частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду), либо снизить его до 0% (для «молчунов»). Сейчас работодатель перечисляет в ПФР 22% от зарплаты: 6% направляется в солидарную часть (для всех), 16% - на страховую и накопительную часть (10% и 6% - для тех, кто перевел средства из ПФР; 16% и 0% - для «молчунов»). То есть для «молчунов» обнуляется накопительная часть пенсии, если за 2014-2015 гг. они не предпримут каких-либо действий. А значит, они лишаются основного инструмента инвестирования для приумножению будущей пенсии.



Минфин РФ предлагает с 2015 года отказаться от перерасчета размера страховой части пенсии работающим пенсионерам, а также изучает возможность не платить им фиксированный базовый размер пенсии. Об этом говорится в материалах, подготовленных Минфином к заседанию правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, которые имеются в распоряжении РИА Новости.

Перерасчет трудовой пенсии - это увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с наличием у пенсионера дополнительного заработка, с которого уплачены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии. Увеличение размера страховой части трудовой пенсии работающих пенсионеров производится ежегодно с 1 августа с учетом сумм страховых взносов, уплаченных их работодателями за предыдущий отчетному год.

По расчетам Минфина, отмена перерасчета размера страховой пенсии работающим пенсионерам принесет бюджету 18,5 миллиарда рублей в 2015 году и 61,5 миллиарда рублей - в 2016 году.

При этом, как видно из документа, Минфин и Минтруд уже согласовали отмену перерасчета страховой части пенсии работающим пенсионерам, которым пенсия будет назначена после 1 января 2015 года. По сути это означает, что работодатель будет уплачивать за сотрудника страховые взносы, как и раньше, но они уже никак не повлияют на размер его пенсии. Для пополнения федерального бюджета Минфин также рассматривает возможность отмены выплаты фиксированной базовой пенсии (ФБР) работающим пенсионерам. По оценкам финансового ведомства, экономия от невыплаты ФБР работающим пенсионерам может составить в 2015 году - 31 миллиард рублей, в 2016 году - 97,6 миллиарда

 

3.2 Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов

 

Принятие правительственного решения о дополнительных мерах по совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного планирования развития пенсионной системы РФ.

В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике указано на ключевую задачу стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Для этого предложено ускорить реализацию пенсионной реформы в части обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ (ПФР). Дальнейшие действия в пенсионной сфере должны быть основаны на долгосрочных расчетах сбалансированности пенсионной системы, а также учитывать целевые ориентиры ее развития: уровень коэффициента замещения и контролируемую налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, расширение накопительных элементов пенсионной системы, в первую очередь стимулирование добровольных пенсионных накоплений.[11] В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 нюня 2008 г. данная задача была конкретизирована части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создающего условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Эти меры должны предусматривать, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Сложность поставленных задач адекватна сложности и глубине накопленных за годы перестройки экономических проблем пенсионной системы, которые усугубляются воздействием общемировых тенденции и факторов - углубляющимся демографическим и финансовым кризисами.

Чтобы реализовать эффективные инструменты государственного регулирования пенсионной системы необходимо опираться на факторы, которые определяют ее развитие. Это:

макроэкономические факторы, в частности: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;

демографические факторы: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения:

· социально-трудовые факторы: ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения и др.;

· собственно пенсионные факторы: нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы И пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы и т.п.

 

Таблица 2 Прогноз основных макроэкономических показателей до 2025г.

Показатели 2010 2015 2020 2025
ВВП (факт, иен), млрд. руб. 44 800 81 253 139 614 222 475
Фонд оплаты труда (в факт, ценах), млрд. руб. 11 771 21 857 36 858 57 176
Индекс потреб, цен, в среднем за год, в разах к пред. Году 1,06 1,05 1,03 1,03
Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел. 87,4 82,1 77,7 76,5
Числен, наемных работников, млн.чел. 47,13 45,72 43,52 42,42
Доля в ВВП, в % 0,5% 0,8% 1,2% 1,4%

 

Таблица 3 Прогноз демографических характеристик страны до 2025г.

Показатели 2010 2015 2020 2025
Население моложе трудоспособного 22,9 24,6 25,8 25,5
Население старше трудоспособного 31,1 33,9 36,7 38,9
Нагрузка пенсионеров на 1000 наемных работников 777 869 961 1035
Продолжительность жизни, лет 69,16 69,85 72,51 75,09
Период выплаты пенсии 21,22 21,46 23,15 24,90
Коэффициент рождаемости 1,50 1,69 1,88 2,02

 

Перечисленные группы факторов накладывают серьезные ограничения на формирование экономических механизмов, которые бы регулировали развитие пенсионной системы.

Они должны быть учтены при определении долгосрочных целевых ориентиров се развития. Исходя из страховых принципов системы обязательного пенсионного страхования, эти ориентиры должны формулироваться следующим образом:

· полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;

· создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода/заработка (коэффициент замещения):

· государственная гарантия обеспечения всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня.

Рассмотрим, насколько принятые целевые ориентиры реализованы в современной пенсионной системе в контексте долгосрочной перспективы. [11]

По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума - около 1,2% ВВП - в начале 2020-х годов. При этом. Если в 2014г. несбалансированность составит около 18% от общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время, с точки зрения госбюджетных отношений, следует отмстить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем - темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много. И они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения дачи налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.

Государственные обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста зарплаты. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР должны сокращаться по причине резкого сокращения числа занятых трудовой деятельностью. Возникающая розница должна покрываться за счет средств федерального бюджета, и неуклонно возрастаете 1,5% фонда заработной платы в 2013г., до 4,1% уже в 2022г. В результате выявленной тенденции изменения источников финансирования к 2050г. пенсионная система почти полностью отходит от страховых принципов (86% доходов - средства федерального бюджета), и весь объем средств на ее финансирование, включая накопительную составляющую, сократится с 6,1% ВВП (в т.ч. на выплату пенсий - 5,5% ВВП) в 2013г. до 1,5-1,6% ВВП в 2050г. Это недопустимо низкий уровень для мировой практики пенсионного страхования.

Необходимо отметить, что индексация государственных пенсионных обязательств, ограниченная индексом роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, с начала реформы отстает от темпов роста среднемесячной зарплаты в стране. Так, только за 2002-2007гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.

Указанное ограничение было введено в целях регулирования долгосрочной сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования при ожидаемом увеличении относительной численности пенсионеров. [5]

Начиная с 2013 г. основным фактором, оказывающим влияние на снижение темпов роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, станет не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период 2010-2050гг.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967 года рождения и моложе (вдвое за период с 2010-2025гт.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессии взносов, о чем уже говорилось выше.

Рост доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера с 2016г. не будет превышать рост цен. В связи с этим страховая часть пенсии может индексироваться всего лишь раз в год - с 1 февраля на индекс роста цен за предшествующий год, а механизм обеспечения сбалансированности доходов, расходов и предстоящих обязательств по выплате страховой части пенсий перестает работать. Указанные показатели динамики доходов пенсионной системы приведены из параметров оптимистического сценария экономического развития РФ до 2020г. (Таблица 4). Этот сценарий предполагает рост ВВП свыше 6% в этот период, с последующим поэтапным снижением до 3% в год, о также увеличение фонда заработной платы с 26% ВВП в 2010г. до 35% ВВП в 2050г.

 

Таблица 4 Прогноз распределительного баланса бюджета ПФР до 2025г.

Показатели 2010 2015 2020 2025
Доходы бюджета ПФР. млрд. руб. 3180 4113 5965 8331
Расходы бюджета ПФР. млрд. руб. 2904 4741 7665 11341
Профицит (+), дефицит (-) бюджета ПФР, млрд. руб. +276 -627 -1700 -3010
Доля дефицита в ВВП, в % 0,5% 0,8% 1,2% 1,4%

 

Сокращение доходных источников бюджета ПФР в ныне действующей пенсионной системе ведет к увеличению масштабов второй проблемы, связанной со снижением соотношения размера трудовой пенсии по старости с заработной платой (т.н. коэффициента замещения) в долгосрочной перспективе 2050г. до 3,5% (против 25,6% в 2009 г и почти 36% до начала пенсионной реформы 2002 г.). Это означает, что пенсионная система при сохранении действующих норм по формированию пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивает главный принцип обязательного пенсионного страхования - гарантии сохранения пенсионных прав, а наоборот, усиливает неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением (Таблица 5).

 

Таблица 5 Прогноз основных характеристик пенсионного обеспечения в действующих условиях.

Показатели 2010 2015 2020 2025
Прожиточный минимум пенсионера, руб. 3 881 5 755 7 985 10 445
Численность населения старше трудоспособного, или. Чел. 31,1 33,9 36,7 38,9
Численность получателей трудовой пенсии, млн. чел. 36,60 39,75 41,84 43,91
Среднегодовой размер трудовой пенсии в распределительной системе, руб. в т.ч. 5 076 8 529 13 757 19 551
- базовой часть, руб. 2 326 3 463 4 812 6 297
- страховой части, руб. 2 750 5 066 8 945 13 254
Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распред. сист., % 24,39 21,41 19,49 17,41
Соотношение среднего размера труд, пенсии в распред. системе с ПМП, раз 1,31 1,48 1,72 1,87
Социальные пенсии        
среднегодовой размер, руб. 3 712 5 509 7 642 9 998
-соотношение с ПМП, раз 0,91 0,77 0,67 0,61

 

Численность лиц, работающих по найму снизится с 48,5 млн. человек в 2013г. до 39,1 млн. человек в 2050г., и то время как численность получателей трудовой пенсии за этот же период, напротив, возрастает с 37,3 до 51,7 млн. человек. Таким образом, нагрузка возрастает с 0,77 до 1,32 (или в 1,7 раза).[11]

Введение накопительного компонента в обязательное пенсионное страхование в теоретическом плане призвано решить проблему сохранения пенсионных прав в условиях роста нагрузки на пенсионную систему. Выпадающая часть распределительных доходов бюджета ПФР в 2025-2050 гг. должна замещаться индивидуальными пенсионными накоплениями из расчета страхуемого заработка. Однако, по актуарным расчетам, объем средств, направляемых на накопление, не позволяет обеспечить поддержание коэффициента замещения.

Накопительная часть трудовой пенсии не может существенно влиять на показатели пенсионной системы, по крайней мере, до 2027г., когда общеустановленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее пол действие пенсионной модели, введенной в 2002г. Даля накопительной части о общем размере трудовой пенсии по старости к 2050г. не превысит 15%. Средний размер накопительной части при этом составит 0,56% среднемесячной начисленной заработной платы, т.е. в 10 раз ниже установленного тарифа на накопление даже с учетом реальной доходности 4%.

В течение всего прогнозного периода в системе обязательного пенсионного страхования сохраняется разбалансированность собственных (страховых) финансовых источников текущего объема принятых государственных пенсионных обязательств, что вызывает потребность в дотациях из федерального бюджета. Объем средств федерального бюджета, перечисляемый на выплату базовой части трудовой пенсии возрастет почти в 3,4 раза, и доля ЕСН увеличивается с 60% в начале прогнозного периода до 75% уже в 2015г. Расходы распределительной составляющей пенсионного бюджета имеют схожую тенденцию: к 2015г. они составят 4,1 % против 4,8% вначале периода. В результате к 2014г. необеспеченная потребность распределительной составляющей пенсионной системы возрастает в 2,5 рада, а к 2015г. - еще в 2,2 раза относительно 2010г., в 2025г. - еще в 5,5 раз и составит более 2,8 млрд. руб.

Таким образом, актуарный прогноз показывает резкое углубление негативных тенденций, обусловленных как дальнейшим ухудшением демографической ситуации в стране, так и снижением налоговых ставок, а также нормами действующего пенсионного законодательства.

Без реализации мер государственного регулирования макроэкономической и демографической ситуации возможна финансовая стабилизация пенсионной системы на основе приведения ее к полностью страховым принципам. Однако обеспечить существенное повышение жизненного уровня пенсионеров в этих условиях можно будет лишь при постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В этой работе было проведено краткое исследование современного состояния Пенсионного Фонда Российской Федерации.

На данный момент Пенсионный фонд является финансовым источником для решения такой глобальной задачи, как сохранение части заработной платы работника, предназначенной для удовлетворения его потребностей на случай утраты трудоспособности из-за возраста. Для реализации поставленных перед ним задач, была введена обязательная уплата работодателем страховых взносов, а затем единого социального налога, сбор которого поручен налоговым органам. Таким образом, у хозяйствующих субъектов страны принудительно изымается значительная часть национального дохода, предназначенная для целей государственного социального страхования, и направляется в государственные социальные фонды, суммарный бюджет которых сопоставим с федеральным бюджетом государства. Фонд является самостоятельными финансовой организацией, ее денежные средства и имущество не подлежит отчуждению, однако являются собственностью государства. Фонд входят в бюджетную систему Российской Федерации и финансовая сторона его деятельности регламентируется Бюджетным Кодексом РФ.

Важно отметить, что основную часть поступлений в бюджет фонда, свыше 90%, составляют налоговые платежи - единый социальный налог и страховые взносы. Причем поступления от единого социального налога в бюджет Пенсионного фонда до 66%. Анализ расходных частей бюджетов фондов показал, что практически 95% всех расходов фонда направляются на выполнение основных уставных задач фондов. Пенсионный фонд расходует средства на выплату пенсий и пособий, что и является его основной задачей.

Необходимая составляющая политики экономического роста - усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.

В июне 2009 года главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев прогнозировал, что, если не принять решения о повышении пенсионного возраста (до 60 лет у женщин и 62 лет - у мужчин), то через 10-20 лет «наша экономика этого не выдержит» - при этом пенсионный возраст в России будет самым низким в мире. Нормальное функционирование системы, основано на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов).

Несколько бывших союзных республик, в которых на момент распада СССР в 1991 году был установлен такой же пенсионный возраст, что и в России, повысили его уже в течение следующего десятилетия: Казахстан - до 58 и 63 лет, Азербайджан - до 57 и 62 лет, Литва - до 60 и 62,5 лет (для женщин и мужчин соответственно); на один год подняла пенсионный возраст для женщин Латвия. В Грузии пенсионный возраст для женщин составляет 60 лет, для мужчин - 65. Таким же, как и в России, пенсионный возраст остался в Белоруссии, на Украине и в Узбекистане. Украина под давлением МВФ собиралась увеличить пенсионный возраст до 60 лет для женщин уже с конца 2010 года.

Повышение пенсионного возраста в России - процесс постепенный и поэтапный, который начнётся не ранее чем через 6-7 лет. Такое заявление сделал вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин.

Предполагается повышение возраста выхода на пенсию для мужчин до 62 лет, а для женщин - 60. Кудрин отметил, что новый пенсионный мужской возраст - 62 года - уже «можно обсуждать», а женский пока не определён, но он будет приближён к 60 годам. «В течение года-двух принимаем решение, потом, через пять лет, начнём повышать постепенно», - считает министр. В 1939 году доля лиц 60 лет и старше составляла 6,7 %, в 1959 году - 9 %, в 1998 году - 17,6 %, а в 2002 году - 18,5 %.. Нагрузка на трудоспособное население тоже растёт: в 1939 году на одного человека пенсионного возраста приходилось более шести работающих, в 1959 году - почти пять, в 2002 году - менее трёх, а в 2004 году - всего 1,6..Я считаю преждевременным «начинать дискуссию о повышении пенсионного возраста, пока средняя продолжительность жизни в стране крайне низка: 59 лет - для мужчин, 70 лет - для женщин». Неблагоприятная демографическая ситуация - аргумент не за, а против повышения пенсионного возраста.

Для дальнейшего развития, улучшения работы пенсионного фонда, я предложила бы реформу, таким образом, люди, дошедшие до пенсионного возраста сами выбирали выходить им на пенсию или продолжать работать. Если человек будет работать, достигнув пенсионного возраста - ему не выплачивать пенсию. Я считаю, что пенсионная тема является неотъемлемой частью нашей жизни и постоянно актуальна и востребована в цивилизованном обществе. Можно сказать, что пенсия - это вечная ценность во все времена и в любой стране. Это один из самых животрепещущих вопросов, который всегда всех затрагивает. Каждый из нас в соответствующем возрасте становится пенсионером. И общество в целом, и каждый из нас в отдельности должен заранее думать об этом моменте. По уровню развития пенсионной системы можно судить о зрелости общества.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 1996 г. - 336 с.: ил.

.   Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. - 621 с.

.   Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.

4. <http://www.pfrf.ru> - Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации

5. Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований.- 2007.

.   Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Норма, 2007.

.   Долотов В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы// Финансы.- 2009.-№5.

.   Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается //Финансы.-2009.-№1.

.   Нешитой А.С. Финансы: Учебник-8-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008

.   Российский статистический ежегодник 2009: Стат. Сб./Росстат.- М., 2009

.   Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов// Финансы.- 2008-№12,

.   Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/под ред. Г.Б.Поляка-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007

.   Финансы: учебник /под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Сабанти-2-е изд, перераб. и доп. -М.: Юрайт-Издат, 2006

.   Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.