Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Отраслевые рынки и результативность




Тема 1. Основные понятия и категории теории отраслевых рынков

ТЕСТ 1. Определите, верны (В) или не верны (Н) следующие утверждения:

1. Традиционно «теория отраслевых рынков» относится к понятию, синонимичному понятию «микроэкономика».

2. Основное внимание теория отраслевых рынков уделяет состоянию отраслей, создающих материальную основу жизни общества, - обрабатывающих отраслей и сфере услуг.

3. Информация о положении дел фирмы позволяет судить о многих процессах, происходящих в отрасли и сложившейся рыночной конъюнктуре.

4. Одна из общих тенденций поведения фирм на рынке проявляется в том, что в большинстве своем они стремятся к максимизации нормальной прибыли.

5. Основным фактором теории отраслевых рынков является степень его монополизации.

6. С точки зрения теории о степени развития отношений конкуренции и степени монополизации рынка можно было бы судить по эластичности спроса на продукт, реализуемый отраслью.

7. Структурная концепция конкуренции рассматривает конкуренцию как следствие поведения продавцов и покупателей.

8. Чистая многопродуктовая монополия возникает в том случае, если на рынке гетерогенной продукции функционирует один единственный продавец, и не является классическим примером монополии.

9. К гетерогенной продукции относят товары, удовлетворяющие одни и те же потребности, но различающиеся по качеству и просим параметрам (географическая доступность, до- и послепродажное обслуживание, упаковка, реклама и т.п.).

10. Дифференцированные товары иначе называют гомогенные, а однородную продукцию – гетерогенной.

11. Монополистическая конкуренция предполагает, что несколько продавцов на рынке реализуют гетерогенную продукцию.

12. Значительные барьеры для входа на рынок будут характерны для чистой монополии, чистой продуктовой монополии, гомогенной олигополии, олигополии с дифференциацией продукции.

13. Степень контроля над ценами со стороны монополиста или олигополиста будет зависеть не от абсолютных размеров фирмы, а от размера фирмы относительно размера рынка, на котором она работает.

14. В современных условиях активность инноваций не высока, поскольку прибыли от внедрения инноваций быстро теряются в результате воспроизведения технических инноваций конкурентами.

15. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей порождает рыночную структуру, называемую олигополией.

16. Структура взаимосвязей, где единственному потребителю противостоят множество самостоятельных производителей, называется монопсонией.

17. Для полиполии характерно большое количество покупателей и наличие нескольких продавцов, удовлетворяющих их спрос.

18. Ни один реальный рынок не удовлетворяет всем условиям и параметрам, характерным для чистой конкуренции.

19. Идеальная схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение, но служит пониманию реальных рыночных структур.

20. Если достаточно большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, то, скорее всего, речь идет об олиголистической рыночной структуре.

21. На рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними фирмами существуют и достаточно крупные фирмы.

22. Конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивнее, чем выше уровень концентрации производства и капитала в отрасли.

23. Для рынка монополистической конкуренции характерно лидерство в ценах, когда их обычно диктует ведущая фирма, остальные следуют за лидером.

24. На совершенно конкурентном рынке цены меняются непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то в условиях олигополистической конкуренции они имеют явно выраженную тенденцию к стабильности.

25. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную(неценовую) и недобросовестную («война цен»).

26. Экономический шпионаж является частью промышленного.

27. Отрасли непроизводственной сферы включают жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.

28. По мере экономического прогресса стран происходит закономерный переход от базовых (ресурсоемких) отраслей к наукоемким отраслям.

29. К вторичным отраслям в соответствии с функциональной отраслевой классификацией относят производство как материальных, так и нематериальных услуг.

30. В связи с развитием производственных связей, кооперацией производства, интеграцией разных ступеней производства при анализе отраслевой структуры экономики целесообразно выделять и межотраслевые комплексы.

ТЕСТ 2. Выберите правильный вариант ответа:

1. Какое из перечисленных ниже понятий не синонимично понятию «теория отраслевых рынков»?

А. Организация отрасли.
Б. Концентрации производства и капитала.
В. Теория отраслевой организации.
Г. Теория организации промышленности.
Д. Отраслевая экономика.

 

2. Предмет теории отраслевых рынков:

А. Изучение отношений в обществе, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
Б. Конкретная по времени и месту оценка текущего или достаточно кратковременного состояния процесса общественного воспроизводства применительно к конкретному товарному рынку.
В. Исследование процесса общественного воспроизводства, предполагающее изучение динамики и тенденций производства.
Г. Все трактовки с определенной степенью достоверности характеризуют предмет теории отраслевых рынков.
Д. Ни одно определение не подходит.

 

3. Основное внимание теория отраслевых рынков уделяет состоянию:

А. Сфере услуг.
Б. Отраслям нематериальной сферы.
В. Добывающих и обрабатывающих отраслей.
Г. Образованию, здравоохранению, государственному и муниципальному управлению.

 

4. Экономика отраслевых рынков может рассматриваться:

А. Основные теоретические концепции исследования рынков.
Б. Аналитические методы исследования рынков.
В. Факты и информацию о реальном состоянии рынков.
Г. Общие тенденции поведения фирм в отрасли.
Д. Все ответы верны.
Е. Нет правильных ответов.

 

5. К общим тенденциям поведения фирм, действующим в рыночных условиях функционирования, нельзя отнести:

А. Стремление овладеть большей долей рынка.
Б. Стремление к максимизации полезности потребителя от реализуемой фирмами продукции.
В. Стремление к взаимоконтролю.
Г. Стремление к максимизации прибыли.

 

6. Степень монополизации рынка тем выше, чем:

А. Выше степень эластичности спроса на отраслевой продукт.
Б. Ниже степень эластичности спроса на отраслевой продукт.
В. Выше степень эластичности предложения на продукт отрасли.
Г. Ниже степень эластичности предложения на продукт отрасли.

 

7. «Бахрома фирм» - это:

А. Несколько фирм, доминирующих в отрасли.
Б. Групповая олигополия.
В. Множество фирм, обладающих незначительной долей рынка, на котором присутствует доминирующие фирмы.
Г. Совершенная конкуренция.

 

8. Структуру рынка, отражающую степень развития отношений конкуренции, обычно характеризуют:

А. По величине издержек присутствующих на рынке фирм.
Б. По величине цены на продукт, устанавливаемой каждой фирмой.
В. По величине рыночной доли каждой фирмы, присутствующей на рынке.
Г. По состоянию товарно-рыночный конъюнктуры для каждой отдельной фирмы.

 

9. Если единственный продавец в отрасли реализует гомогенный продукт, то речь идет:

А. О многопродуктовой монополии.
Б. О гомогенной олигополии.
В. О чистой монополии.
Г. О гомогенной полиполии.

 

10. Если единственный продавец в отрасли реализует неоднородную продукцию, то речь идет:

А. О гомогенной монополии.
Б. О гомогенной олигополии.
В. О чистой монополии.
Г. О чистой многопродуктовой монополии.
Д. Нет правильного ответа.

 

11. Рынок, представленный несколькими производителями, производящими дифференцированный продукт, называется:

А. Олигополия с дифференциацией продукции.
Б. Гомогенная олигополия.
В. Монополистическая конкуренция.
Г. Чистая многопродуктовая олигополия.

 

12. Рынок чистой конкуренции имеет место в том случае, если:

А. Множество продавцов реализует уникальный продукт.
Б. Несколько продавцов реализуют гомогенный продукт.
В. Участниками рынка широко используются методы неценовой конкуренции.
Г. Множество продавцов реализует гомогенный продукт.

 

13. Чистая многопродуктовая монополия имеет место в том случае, если:

А. Единственный продавец реализует дифференцированные продукты.
Б. В отрасли присутствует единственный продавец продукта, не имеющего близких заменителей.
В. На рынке присутствует единственный продавец-лидер, исходя из поведения которого, другие участники рынка дифференцированной продукции строят стратегию своего ценового поведения.
Г. Понятие «многопродуктовая монополия» является искусственным, поскольку в реальной жизни такая рыночная структура не встречается.

 

14. Под однородными продуктами понимают товары:

А. У которых нет близких заменителей.
Б. Являющиеся абсолютными заменителями с позиций массового покупателя.
В. Различающиеся по уровню качества, обслуживания, географическому размещению, субъективному восприятию и рассматриваются как качественно различные даже при одной и той же цене.
Г. Удовлетворяющие однородные потребности разных групп потребителей.

 

15. Под дифференцированными продуктами понимают:

А. У которых нет близких заменителей.
Б. Являющиеся абсолютными заменителями с позиций массового покупателя.
В. Различающиеся по уровню качества, обслуживания, географическому размещению, субъективному восприятию и рассматриваются как качественно различные даже при одной и той же цене.
Г. Удовлетворяющие неоднородные потребности одной конкретной группы потребителей.

 

16. К основным функциям конкуренции относят:

А. Функции регулирования, мотивации, распределения, контроля.
Б. Функции стимулирования, мотивации, распределения, контроля.
В. Функции регулирования, мотивации, распределения, стимулирования.
Г. Функции стимулирования, распределения, контроля, информирования.

 

17. Что из перечисленного ниже нельзя отнести к условиям существования чистой конкуренции:

А. Однородность продукта.
Б. Значительное число продавцов и покупателей.
В. Отсутствие барьеров для входа на рынок.
Г. Низкая мобильность используемых в отрасли ресурсов.

 

18. К рынкам несовершенной конкуренции относятся:

А. Полиполия, олигополия, монополия.
Б. Чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
В. Монополистическая конкуренция, чистая конкуренция, олигополистическая конкуренция.
Г. Только монополия и олигополия, поскольку остальные виды рынков характеризуются отсутствием возможности у производителя влиять на рыночные цены.

 

19. Какая из перечисленных ниже структур не является конкурентной и не является рыночной:

А. Монополия.
Б. Олигополия.
В. Монопсония.
Г. Двусторонняя монополия.
Д. Правильный ответ отсутствует.

 

20. Если каждый продавец и покупатель владеет полной и точной информацией о цене, объемах товаров, затратах и спросе, то на рынке имеет место:

А. Чистая конкуренция.
Б. Чистая монополия.
В. Монополистическая конкуренция.
Г. Олигополия.

 

21. Что из перечисленного ниже может служить примером естественной монополии:

А. Предприятие водоснабжения.
Б. Фермерское хозяйство.
В. Гипермаркет.
Г. Парикмахерская.

22. Олигополии могут производить:

А. Только гомогенную продукцию.
Б. Только гетерогенную продукцию.
В. Только дифференцированную продукцию.
Г. Как гомогенную, так и дифференцированную продукцию.

23. К методам недобросовестной конкуренции можно отнести:

А. «Войну цен»
Б. Повышение качества продукции.
В. Имитацию продукции.
Г. Создание новых товаров с новыми потребительскими свойствами.

24. Наиболее эффективной и современной формой конкурентной борьбы является:

А. Реклама.
Б. Имитация продукции конкурентов.
В. До- и послепродажное обслуживание потребителей.
Г. Борьба за качество предлагаемого на рынок товара.

25. К формам ценовой конкуренции относится:

А. Сезонные распродажи.
Б. Реклама.
В. Развитие сервиса.
Г. Нет правильного ответа.

26. Отрасли материального производства включают в себя перечисленные ниже, кроме:

А. Промышленность.
Б. Строительство.
В. Бытовое обслуживание.
Г. Сельское хозяйство.

27. Сельское хозяйство относится:

А. К отраслям непроизводственной сферы.
Б. К первичным отраслям.
В. К вторичным отраслям.
Г. К социальному обслуживанию населения.

28. Одной из тенденций развития отраслевой структуры экономик развитых стран на современном этапе является:

А. Снижение доли добывающих отраслей за счет роста наукоёмких.
Б. Увеличение доли добывающих отраслей за счет сокращения доли обрабатывающей промышленности.
В. Увеличение доли обрабатывающей промышленности за счет сокращения сферы услуг.
Г. Ни одна из перечисленных тенденций не характеризует развитие экономики на современном этапе.

 

29. Производство станков и оборудования для горнодобывающего предприятия относится:

А. К промышленности группы А.
Б. К промышленности группы Б.
В. К сфере услуг.
Г. К добывающей промышленности.

30. В группу отраслей социального обслуживания населения не входит:

А. Здравоохранение.
Б. Образование.
В. Отрасли управления и обороны.
Г. Строительство.

Тема 2. Отраслевые рынки и результативность

 

ТЕСТ 1. Определите, верны (В) или не верны (Н) следующие утверждения:

 

1. Экономическая результативность рынка имеет несколько измерителей, в том числе показатель максимизации прибыли.

2. «Х-эффективность», как показатель результативности, связан с тем, что фирмы стимулируют и инициируют работников на максимальные усилия и избегают нецелевого и непродуктивного проведения операций, вводят жесткий контроль за эффективностью и рациональностью поведения персонала.

3. Эффективность распределения ресурсов между фирмами и между рынками достигается в том случае, когда все фирмы функционируют в условиях тройного равенства Px=LMC=min LATC.

4. Технологический процесс, предполагающий стабильное, постоянное использование сложившейся технологии производства и обеспечивающий статическое равновесие отраслевого рынка, есть отражение экономической эффективности от нововведений.

5. Внутренняя эффективность, как составляющая экономической эффективности» связана с понятиями «Х-эффективности» и, соответственно «Х-неэффективности».

6. «Х-эффективность» выступает в том случае, когда приобретаются или используются ресурсы в объемах, меньших, чем необходимо для производственного процесса.

7. «Х-неэффективность» будет иметь место, если проявляется низкий уровень отдачи работников.

8. Кривая «Х-неэффективности» будет располагаться выше кривых «Х-эффективности» и умеренной эффективности.

9. Кривая «Х-неэффективности» будет располагаться ниже кривых «Х-эффективности» и умеренной эффективности.

10. Из общетеоретических соображений, можно заключить, что с кривой «Х-неэффективности» чаще сталкиваются фирмы, действующие в условиях полиполии, с кривой умеренной эффективности – фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, с кривой «Х-эффективности» - фирмы, существующие на рынках олигополистической конкуренции и чистой монополии.

11. В условиях достижения критерия эффективности распределения ресурсов максимизируется так называемый «излишек потребителя».

12. «Излишек потребителя» тем больше, чем ниже степень эластичности спроса на отраслевой продукт.

13. Нововведения позволяют получать не только новые технологические и управленческие процессы, но и новые продукты и формы их продвижения на рынок, но не обладают свойством мультипликативности, что создаёт предпосылки для новых витков НТП.

14. Чем больше опыт фирмы в области нововведений, чем больше багаж полезных для фирмы достижений или же неудач, тем выше потенциальный уровень рисков, связанных с эндогенными и экзогенными факторами.

15. К экзогенным факторам относят внешние условия функционирования фирмы, к эндогенным – факторы внутренней среды развития организации.

16. К эндогенным факторам относят внешние условия функционирования фирмы, к экзогенным – факторы внутренней среды развития организации.

17. Конкуренция как категория ценности обеспечивает свободу предпринимательства и выбора, создает мотивы для максимальной результативности.

18. Одним из достоинств конкуренции является формирование культурной среды за счет многообразия товаров, услуг, не только в материальной, но и в духовной сфере.

19. Информационная асимметрия - это абсолютное знание всеми участниками рынка нынешних и будущих условий, абсолютная полнота информации о рыночных условиях.

20. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль на уровне равенства цены, предельных издержек и минимальных средних переменных затрат.

21. В области совершенных рынков существуют определенные ограничения эффективности, связанные с существованием внешних эффектов.

22. Технологические изменения, попавшие в сферу чистой конкуренции, способны стимулировать процессы ухода к несовершенной конкуренции.

23. Технический прогресс при совершенной конкуренции замедлен, поскольку фирмы не обладают достаточными финансовыми ресурсами для осуществления НИОКР и реализации их на практике.

24. График предельного дохода монополиста есть линия горизонтальная, совпадающая с графиком его предельного дохода.

25. Монополист максимизирует прибыль на уровне равенства предельного дохода и предельных издержек.

26. Монополист нарушает эффективность путем сокращения выпуска продукции и снижения цен ниже уровня предельных издержек.

27. В случае возникновения монополии на рынке товаров с низкой степенью эластичности спроса индекс Лернера невелик.

28. Чем выше степень эластичности спроса на монопольный продукт, тем больше разрыв между объемом производства монополиста и объемом производства, оптимальным с точки зрения общества.

29. Чем ниже степень эластичности спроса на продукт монополиста, тем больше потери результативности.

30. Монополии активно стимулируют развитие НТП, являются его проводником, активно реализуют результаты НТП на практике, что обусловлено необходимостью упрочить входные барьеры в отрасль и закрепить монопольное положение на рынке.

 

ТЕСТ 2. Выберите правильный вариант ответа:

1. Какой из нижеперечисленных критериев не является критерием оценки результативности рынка?

А. «Х-эффективность».
Б. Политическая поляризация общества.
В. Восприимчивость к НТП.
Г. Эффективность распределения ресурсов.

 

2. «Х-эффективность» можно охарактеризовать следующим образом:

А. Приобретаются и используются ресурсы в объемах больших, чем необходимо для осуществления производства.
Б. Работники не заинтересованы в результате своего труда, имеет место низкий уровень отдачи работников.
В. Существует искажение информации при её передаче между множественными «этажами» управления фирмой..
Г. Имеет место нецелевое и непродуктивное проведение операций.
Д. Максимизируются усилия работников и минимизируются затраты фирмы на каждом этапе деятельности.

 

3. Экономическая эффективность как показатель результативности функционирования рынков предполагает выполнение следующих условий:

А. «Х-эффективности» и социальной справедливости.
Б. «Х-неэффективности» и наличия совершенной конкуренции.
В. Внутренней эффективности и эффективности распределения ресурсов.
Г. Эффективности распределения ресурсов и социальной справедливости.

 

4. На представленном ниже рисунке «Х-неэффективность» представлена:

 

А. Только кривой С.
Б. Только кривой В.
В. Только кривой А.
Г. Кривыми А и В.
Д. Кривыми С и В.

 

5. Конкуренция достигает целей эффективности, прогресса и социальной справедливости, когда она является:

А. Монополистической.
Б. Совершенной.
В. Олигополистической.
Г. Монополистической или олигополистической.

 

6. Конкуренция обеспечивает выполнение почти всех критериев экономической результативности, поскольку обеспечивает выполнение следующих условий:

А. Абсолютная мобильность ресурсов и участников рынков..
Б. Идеальная информационная симметрия.
В. Потребители максимизируют полезность.
Г. Отсутствуют нерыночные отношения между производителями и потребителями.
Д. Верны все перечисленные условия.
Е. Ни одно из перечисленных условий не подходит.

 

7. «Х-неэффективность» в условиях совершенной конкуренции:

А. Возможна только в краткосрочном периоде.
Б. Существует в долгосрочном периоде.
В. Не существует.
Г. Существует и в краткосрочном, и в среднесрочном, и в долгосрочном периоде.

 

8. Достижение экономической эффективности в условиях совершенной конкуренции может быть охарактеризовано следующим равенством:

А. Px=min LAVC=LMC.
Б. Px=minLMC=LATC.
В. Рх=LМС=minLATC.
Г. Рх=МС=minATC.

 

9. Для конкурентной фирмы экономические прибыли возможны:

А. В долгосрочном периоде.
Б. В краткосрочном периоде.
В. В долгосрочном и краткосрочном периоде.
Г. Не возможны.

 

10. В условиях совершенной конкуренции график рыночного спроса на продукт отрасли является линией:

А. Параллельной оси абсцисс.
Б. Параллельной оси ординат.
В. Имеющей положительный наклон.
Г. Имеющей отрицательный наклон.
Д. Нет правильного ответа.

 

11. График предельного продукта для конкурентной фирмы:

А. Совпадает с графиком спроса на её продукт.
Б. Лежит ниже графика спроса.
В. Лежит выше графика спроса.
Г. Совпадает с кривой предложения отдельной фирмы, т.е. с графиком её предельных издержек.

 

12. График предельного дохода для неконкурентной фирмы:

А. Совпадает с графиком спроса на её продукт.
Б. Лежит ниже графика спроса.
В. Лежит выше графика спроса.
Г. Совпадает с кривой предложения отдельной фирмы, т.е. с графиком её предельных издержек.

 

13. В качестве эффекта перехода от совершенной конкуренции к рынкам несовершенной конкуренции важнейшими последствиями выступают:

А. Сокращение выпуска продукции, повышение цены, появление сверхприбыли.
Б. Сокращение выпуска продукции, снижение, появление сверхприбыли.
В. Сокращение выпуска продукции, снижение цены, исчезновение сверхприбыли.
Г. Увеличение выпуска продукции, понижение цены, появление сверхприбыли.

 

14. Площадь заштрихованной на рисунке фигуры характеризует:

 

   
   
А. Излишек производителя.
Б. Излишек потребителя.
В. Экономическую прибыль конкурентной фирмы.
Г. Экономическую прибыль монополиста.

 

15. Наивысшие значения коэффициент Лернера достигает:

А. При чистой конкуренции.
Б. При олигополии.
В. При монополии.
Г. При монополистической конкуренции.

 

16. Наибольшие потери в результативности будут:

А. При монополии.
Б. При олигополии.
В. При монополистической конкуренции
Г. При чистой конкуренции.

 

17. Завышение цены монопольного продукта, порождающее потери в результативности составляют:

 

 

   
   
А.     Pm-MC.
Б. Pm-Pc.
В. Pc-MC.
Г. Площадь треугольника АВС.

 

18. На представленном в предыдущем задании рисунке потери благосостояния общества (бремя нерационального распределения) будут характеризоваться площадью:

А. Прямоугольника PmAB MC1.
Б. Треугольника АВС.
В. Прямоугольника P сCQсО.
Г. Сегмент, отражающий потерю общества от нерационального распределения, на рисунке не обозначен.

 

19. Индекс Лернера тем больше,…

А. Чем выше степень эластичности предложения монопольного продукта.
Б. Чем ниже степень эластичности предложения монопольного продукта.
В. Чем выше степень эластичности спроса на монопольный продукт.
Г. Чем ниже степень эластичности спроса на монопольный продукт.
Д. Правильный ответ отсутствует.

 

20. Научно технический прогресс наиболее активно стимулируется за счет существования:

А. Олигополистической и монополистической конкуренции.
Б. Чистой монополии и чистой конкуренции.
В. Олигополистической и чистой конкуренции.
Г. Монополистической и чистой конкуренции.

 


Тема 3. Структура рынка

ТЕСТ 1. Определите, верны (В) или не верны (Н) следующие утверждения:

1. Понятие «рынок» относится к числу базовых понятий экономической теории, но не теории отраслевых рынков.

2. Отрасль – это совокупность предприятий и фирм, производящих одинаковую или похожую продукцию и использующих родственные технологии производства.

3. Рынок объединяется близостью используемых технологий и товаров, а отрасль – общностью удовлетворяемых потребностей.

4. Отрасль и рынок почти всегда понятия тождественные.

5. При определении границ рынка используются разные подходы, в том числе по критерию перекрестной эластичности спроса, по критерию перекрестной эластичности предложения, географический критерий границ рынка.

6. Перекрестная эластичность предложения определяется как соотношение процентного изменения объема продаж смежных товаров к процентному изменению цены данного товара.

7. Структура рынка определяется главным образом характером распределения конкурирующих фирм и представляет собой три типа рынков: тесную олигополию, слабую олигополию, монополистическую конкуренцию.

8. Тесная олигополия имеет место в том случае, если четыре крупнейшие фирмы контролируют около 90% рынка.

9. Доминирование, как модель олигополистической конкуренции, возникает на рынках, где четыре крупнейшие компании контролируют 50-70% рынка.

10. Слабая олигополия возникает, если 4 крупнейшие фирмы контролируют 50% рынка.

11. При расчете уровня концентрации, если одна или несколько фирм доминируют на рынке, то число малых фирм не имеет значения.

12. Показатель концентрации (показатель собственной доли фирмы на рынке) – это доля фирмы в общем объеме продаж.

13. В качестве показателя концентрации может быть введен индекс концентрации, определяемый как сумма долей n крупнейших фирм, действующих на рынке и рассчитываемый по формуле

14. Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается по формуле:

15. Чтобы определить увеличение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана при слиянии двух фирм, необходимо их рыночные доли перемножить, а полученный результат удвоить.

16. Индекс Джини представляет собой отношения площадей S1 и S2, где S1 – площадь, ограниченная кривой и реального распределения и идеальной версией Лоренца, а S2 – треугольник абсолютно равномерного (идеального) распределения.

17. Чем выше значение индекса Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами на рынке и тем выше уровень концентрации.

18. Индекс Джини будет иметь практически равные значения при существовании на рынке двух продавцов и при распределении рынка между десятью тысячами продавцов.

19. Барьеры входа на рынок можно разделить на стратегические и тактические.

20. К стратегическим барьерам, блокирующим вход на рынок, можно отнести особенности технологии производства отраслевого продукта.

21. Долгосрочная политика формы в области расходов на исследования, разработки, научно-технические и организационные инновации может быть отнесена к так называемым нестратегическим барьерам входа на рынок.

22. Стратегические барьеры входа на рынок включают в себя патентную политику фирмы, а также вертикальную интеграцию и дифференциацию продукции.

23. Чтобы обеспечить стратегические барьеры фирма должна учитывать поведение международных экономических организаций, а также национального правительства в реализации экономической политики и формировании долгосрочных международных и национальных экономических перспектив.

24. Положительная отдача от масштабов производства есть главный стратегический барьер входа на рынок.

25. Минимально эффективный выпуск продукции – это объем выпуска, при котором положительная отдача от масштабов производства сменяется постоянной или убывающей отдачей в долгосрочном периоде.

26. При наличии в отрасли фирм, которые производят товар с издержками большими, чем минимальное значение LATC, вследствие ценовой конкуренции эти фирмы не терпят убытков и продолжают производство.

27. Опережающая вертикальная интеграция предполагает, что фирма может выступать как собственник предприятий ранних стадий производственного процесса.

28. Запаздывающая интеграция (интеграция первого типа) предполагает, что фирма может выступать как собственник предприятий поздних стадий производственного процесса.

29. Диверсификация деятельности фирмы отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками.

30. Показатели монопольной власти обычно основаны на сопоставлении цены и предельных издержек фирмы, оценке её прибыли.

ТЕСТ 2. Выберите правильный вариант ответа:

1. Товары, скорее всего, принадлежат к одному рынку, если:

А. Они являются взаимодополняющими друг друга и имеют высокую перекрестную эластичность.
Б. Они являются взаимодополняющими друг друга и имеют низкую перекрестную эластичность.
В. Они являются взаимозаменяющими друг друга и имеют высокую перекрестную эластичность.
Г. Они являются взаимозаменяющими друг друга и имеют низкую перекрестную эластичность.

 

2. Доминирование на рынке предполагает:

А. Что четыре крупнейшие фирмы контролируют 30% рынка.
Б. Что четыре крупнейшие фирмы контролируют 90% рынка.
В. Одна из фирм имеет долю в диапазоне 40-70% рынка.
Г. Нет верного ответа.

 

3. Тесная олигополия будет иметь место в том случае, если:

А. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 30% рынка.
Б. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 90% рынка.
В. Одна из фирм имеет долю в диапазоне 40-70% рынка.
Г. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 30-40% рынка.

 

4. Слабая олигополия:

А. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 30% рынка.
Б. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 90% рынка.
В. Одна из фирм имеет долю в диапазоне 40-70% рынка.
Г. Четыре крупнейшие фирмы контролируют 35-40% рынка.

 

5. Концентрация как элемент структуры рынка будет характеризоваться:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...