дерегулирование и приватизация
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 ТЕСТ 1. Определите, верны (В) или не верны (Н) следующие утверждения: 1. Тезис о том, что рынок должен быть свободным и независимым от государства должен быть признан полностью состоятельным и дальнейшие дискуссии по этому поводу не имеют смысла. 2. Экономическая наука объясняет необходимость осуществления промышленной и отраслевой экономической политики так называемыми фиаско рынка. 3. Наиболее рациональный уровень конкуренции меняется в зависимости от особенностей страны, фаз экономического развития, места в мировом хозяйстве и многих других факторов. 4. Государственная отраслевая и промышленная политика не сталкивается на практике ни с какими обстоятельствами, ограничивающими её эффективность. 5. Защитная пассивная отраслевая политика предполагает сочетание антимонопольного регулирования и внешнеторговой протекционистской политики. 6. Одним из аргументов против пассивной защитной политики является то, что её осуществление ставит конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Эти вопросы решаются при реализации активной защитной политики. 7. Модель наступательной, но пассивной отраслевой политики близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. 8. Активная наступательная отраслевая политика предполагает реализацию ряда кардинальных методов, вплоть до введения в стране системы индикативного планирования. 9. Существование внешних «шоков» в экономике повышает эффективность отраслевой и государственной политики. 10. Эффективность государственного регулирования ограничена вследствие невозможности в рамках государственной экономической политики учесть интересы всех экономических агентов.
11. При решении вопроса о том, что же должно стать объектом государственного регулирования при реализации отраслевой политики, необходимо помнить, что отрасли не всегда можно делить на естественно-конкурентные и естественно-монопольные. 12. На тех отраслевых рынках, где невозможно регулирование, государство реализует политику дерегулирования. 13. Цель регулирования деятельности естественных монополий – установление контролируемой государством цены на уровне, обеспечивающем максимизацию прибыли производителя. 14. Процесс дерегулирования может иметь следствием диверсификационную активность дерегулируемой фирмы. 15. Диверсификация в доминирующих фирмах может привести к падению эффективности основного производства и стать источником дополнительных рисков. 16. После дерегулирования рынок тесной олигополии может перейти к структуре слабой олигополии и монополистической конкуренции. 17. Государственное предприятие в большинстве случаев имеет в своей деятельности социальный элемент, отдельный от коммерческих аспектов производства и реализации продукции и выступающий в качестве главной его целевой функции. 18. В современных экономиках область социальных услуг представлена исключительно частыми предприятиями.. 19. В сфере коммунальных услуг представлена главным образом общественная собственность. 20. Приватизация как таковая не создает стимулов и условий эффективной деятельности фирмы. 21. Приватизация – это процесс снятия с государства избыточных функций по управлению экономикой. 22. Дерегилирование и приватизация – понятия синонимичные, характеризующие одни и те же процессы вмешатьльства государства в деятельность отраслевых рынков. 23. Исследования и хозяйственная практика показывает, что нет однозначной связи между формой собственности и эффективностью деятельности фирмы.
24. Необходимым и достаточным условием успешной приватизации является свободный рынок. 25. По мнению зарубежных исследователей, приватизация в первую очередь необходима в отношении предприятий-естественных монополистов.
ТЕСТ 2. Выберите правильный вариант ответа: 1. Что не является функцией государства при реализации отраслевой и промышленной политики?
2. Необходимость реализации государственной отраслевой политики обусловлена:
3. Целью государственной отраслевой политики является:
4. Что не является ограничителем государственной отраслевой политики:
5. Типология отраслевой государственной политики не предусматривает:
6. При каком из перечисленных ниже типов отраслевой политики преобладает прямое вмешательство государства в экономику, вплоть до государственного программирования:
7. Отличительной чертой пассивной защитной отраслевой политики является:
8. Отличительной чертой активной защитной отраслевой политики является:
9. Отличительной чертой активной наступательной отраслевой политики является:
10. Отличительной чертой пассивной наступательной отраслевой политики является:
11. На рисунке представлена графическая модель регулируемой естественной монополии - электроэнергетической службы. Установите соответствие между обозначениями на рисунке их содержательной основой:
12. В представленной выше графической модели оптимальный объем производства с точки зрения общества:
13. В случае регулирования естественный монополист:
14. В представленной ниже графической модели регулируемой монополии общественная оптимальная цена составляет:
15. По рисунку из предыдущего задания ответьте на следующий вопрос: если государство не дает согласия на ценовую дискриминацию и не предоставляет субсидии, то для монополии регулирующими органами, скорее всего, будет разрешена цена:
16. Процесс приватизации в современной России:
17. Преобразование государственных предприятий в предприятия негосударственных форм собственности есть:
Глоссарий Абсолютное преимущество в издержках - ситуация, когда фирма выпускает товар при более низких средних (и совокупных) издержках, чем ее ближайшие конкуренты Антимонопольное регулирование - политика, выражающаяся в регулировании монополий, слияний и поглощений, соглашений по ограничению торговли, картелей, поддержание розничных цен и антиконкурентной практики. Барьер входа - все факторы, которые препятствуют фирме организовать безубыточное производство в отрасли. Барьер выхода - все факторы, которые препятствуют фирме уйти из отрасли, не неся значительных потерь. Вертикальная дифференциация продукта – это различие качества товаров, удовлетворяющих одинаковых вкусы потребителей. Вертикальная интеграция – процесс объединения в рамках одной компании последовательных стадий выпуска продукта. Вертикальные ограничения - запреты и обязательства, налагаемые фирмой на своих партнеров в ходе последовательных стадий выпуска и сбыта продукта. Горизонтальная дифференциация продукта – это различие потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы. Диверсификация - производство на одной фирме нескольких разнородных товаров, близких по технологии производства.
Дисперсия рыночных долей - показатель концентрации продавцов на рынке, характеризующий степень разброса объемов выпуска фирм. Дифференциация продукта - разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Доминирующая фирма – фирма, имеющая возможность оказывать влияние на рыночную цену и способная использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что в ее высокой доле рынка. Естественная монополия - ситуация на рынке, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Издержки картелизации - издержки, связанные с заключением картельного соглашения и представляющие собой чистые потери для экономики (отвлечение ресурсов на процесс картелизации вместо производственного процесса). Индекс Бейна - показатель деятельности фирм, характеризующий рыночную власть фирмы посредством сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом. Индекс Джини - показатель деятельности фирм, характеризующий степень концентрации продавцов на рынке путем определения отношения площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей, к площади треугольника, ограниченного осями абсцисс и ординат и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей. Индекс концентрации - показатель, измеряющий сумму рыночных долей крупнейших фирм на отраслевом рынке. Индекс Лернера - показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара, продаваемого данной фирмой, над предельными издержками ее выпуска (то есть над ценой свободной конкуренции). Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель степени концентрации продавцов на рынке, рассчитываемый исходя из общего числа фирм на рынке и распределения их относительных размеров (доли от общеотраслевого выпуска). Интеграция «вперед» (интеграция продукта) – покупка фирмой поздних стадий производственного процесса (сбыта товара). Интеграция «назад» (интеграция фактора) - покупка фирмой ранних стадий производства товара (производителей факторов производства, ресурсов). Картель – соглашение фирм о разделе рынка сбыта. Квазиинтеграция – вертикальная интеграция, вызванная не технологической потребностью, а интересами уклонения фирмы от государственного регулирования. Квазиконкурентный рынок - рынок, на котором отсутствуют барьеры входа-выхода, таким образом, независимо от числа, фирм устанавливается конкурентное равновесие. Конгломерат - фирма, объединяющая выпуск разнородной продукции, не связанной технологически. Контрактная концепция фирмы - теоретический подход, согласно которому фирма представляет собой совокупность внешних и внутренних контрактов формального и неформального характера. Кооперативное поведение фирм на рынке - реализация стратегического поведения фирм в условиях олигополии, когда фирмы сотрудничают друг с другом и проводят согласованную политику на рынке. Коэффициент Папандреу - показатель, отражающий изменение объема продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Коэффициент Тобина - показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительную оценку состояния фирмы рынком по сравнению с внутренней оценкой самой фирмой. Коэффициент энтропии – показатель, отражающий среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины. Лимитирующее ценообразование - назначение цены на уровне, при котором вход других фирм в отрасль не является целесообразным (приносит новым фирмам убытки). Минимально эффективный выпуск - объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба меняется на отрицательную. Монополия – тип структуры рынка, характеризующийся наличием одной фирмы и большого количества покупателей, отсутствием товаров-заменителей и блокированный вход. Монопсония – форма концентрации покупателей, когда один покупатель противостоит большому числу мелких производителей Некооперативное поведение фирм на рынке – реализация стратегического поведения фирм в условиях олигополии, когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке. Необратимые издержки - первоначальные издержки организации производства, которые фирма вынуждена нести, если она уходит из отрасли. Несовершенный картель – соглашение фирм о разделе рынка сбыта, в которое входят не все (как правило, не подавляющее большинство) фирмы отрасли. Олигополия – рынок, на котором действуют несколько крупных продавцов, при этом здесь присутствуют значительные барьеры входа или выхода. Олигопсония - рынок, на котором действуют несколько крупных покупателей, при этом здесь присутствуют значительные барьеры входа или выхода. Относительное преимущество в издержках - ситуация, когда уже действующая в отрасли фирма быстрее достигает минимально эффективного выпуска, чем ее потенциальные конкуренты. Отраслевая политика - система государственных мероприятий, направленная на решение проблем, связанных с монопольной властью, внешними эффектами, общественными благами и несовершенством системы информации. Параметры поведения фирмы на рынке - показатели деятельности фирмы, по которым оценивается эффективность ее функционирования; к ним относятся: выбор продукта (качество и количество), цена товара, реклама, расходы на НИОКР, инвестиции, слияния и поглощения. Перекрестная ценовая эластичность – показатель степени восприимчивости спроса на один товар к изменению цены другого товара. Поглощение - присоединение какой-либо фирмы к другой, при этом присоединяемая фирма полностью теряет свою самостоятельность Показатели функционирования отраслевых рынков - результативность деятельности фирм в отрасли; к ним относятся: качество продукта, эффективность распределения производственных и финансовых ресурсов, технический прогресс, рентабельность, производства. Показатель абсолютной энтропии - показатель концентрации фирм на рынке, характеризующий абсолютную степень стихийности фирм в принятии основных решений относительно цены и объема продаж, которая присутствует на данном рынке. Показатель относительной энтропии - показатель концентрации фирм на рынке, характеризующий относительную степень стихийности фирм в принятии основных решений о цене и объеме продаж данного рынка по сравнению с условиями свободной конкуренции. Положительный эффект масштаба - явление, когда увеличение выпуска товара сопровождается снижением средних издержек его производства. Потери благосостояния - последствия деятельности монополии, связанные с перераспределением ресурсов отрасли и экономики в целом. Промышленная политика - политика, направленная на обеспечение эффективности промышленного производства и конкурентноспособности, содействие техническому прогрессу, а также создания новых рабочих мест Рынок монополистической конкуренции - рынок, на котором, как правило, большое число продавцов предоставляют дифференцированный товар. Рынок работающей конкуренции - рынок, результаты деятельности которого (в первую очередь равенство предельных доходностей от различных видов использования ресурсов) оказываются такими же, как в условиях совершенной конкуренции, несмотря на то, что остальные условия свободной конкуренции могут не выполняться. Рынок свободной конкуренции - рынок, для которого характерны такие условия, как: большое число продавцов и покупателей, однородность продаваемого товара, совершенство информации относительно параметров спроса и предложения, отсутствие барьеров входа-выхода, отсутствие давления на рыночную цену, в результате чего все экономические агенты получают одинаковые величины предельных доходов на свои ресурсы, независимо от альтернативного варианта их использования. Рыночная структура - внутренние связи между экономическими агентами одного и того же рынка: отношения покупателей друг с другом, отношения продавцов с покупателями, отношение продавцов к потенциальным покупателям, отношение продавцов к потенциальным конкурентам. Сегментация рынка - разделение покупателей на отдельные категории в соответствии с их ценовыми предпочтениями. Синергетический эффект - значительное превышение результата после объединения усилий фирм. Слияние - объединение фирм в единую производственную единицу, при этом фирмы остаются равноправными участниками с новой организации. Социальные издержки картелизации – потери в объеме выпуска отрасли в результате создания картеля, сокращающего совокупное предложение на рынке. Трансакционные издержки - издержки фирмы, связанные с ведением деловых операций; к ним относятся: издержки на поиск партнера, ведение переговоров, заключение контрактов и обеспечение выполнения договоров. Трансфертное ценообразование - особый вид ценовой дискриминации, если используется для установления различных цен на промежуточные товары подразделений фирмы с целью максимизации совокупной прибыли фирмы в целом. Факторы отраслевой политики государства - мероприятия, предпринимаемые правительством для регулирования: структуры отрасли; к ним относятся: антимонопольное законодательство, налогообложение, регулирование инвестиционной деятельности, регулирование занятости, макроэкономическая политика (стабилизационная, антиинфляционная, кредитно-денежная). Факторы структуры отраслевого рынка - показатели, определяющие тот или иной тип взаимоотношений фирм на рынке; к ним относятся: число покупателей и продавцов, барьеры входа-выхода, дифференциация продукта, вертикальная интеграция, диверсификация производства. Финансово-промышленные группы – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентноспособности и расширения рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест. Холдинговая компания – управленческая структура, в которой организация контроля за деятельностью подразделений как относительно самостоятельных фирм осуществляется благодаря владению пакетами акций этих фирм. Х-эффективность картеля – сокращение издержек производства товара в результате создания картеля по сравнению с условиями выпуска докартелированной отрасли. Цели деятельности фирмы – элемент рыночного поведения, обозначающий задачи, которые ставит перед собой фирма при производстве товаров и услуг Ценовая дискриминация – ситуация, когда производитель продает одинаковые продукты на разных отдельных рынках по разным ценам. Данные рынки могут быть изолированы друг от друга по разным причинам, включая различное географическое положение, назначение самого продукта и требований потребителей. Эластичность спроса - степень чувствительности величины спроса к изменению рыночных параметров: цены товара, дохода потребителя. Эффективность - отношение между затратами редких факторов и выпуском товаров и услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|