Тема 4. Степени и концепции частичной конкуренции
ТЕСТ 1. Определите, верны (В) или не верны (Н) следующие утверждения: 1. Обычно в теории отраслевых рынков различают три категории частичной конкуренции: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию. 2. Доминирование требует более 20% рынка и отсутствия ближайших соперников. 3. Доминирующая фирма действует, как чистая монополия, и некоторая конкуренция в рамках «бахромы фирм» не особенно влияет на политику доминирующей фирмы. 4. Доминирующие фирмы обычно проявляют следующее монопольное влияние в области цен: понижают цены и создают дискриминационную структуру цен. 5. Если рыночная доля фирмы не велика, не велика и получаемая сверхприбыль, можно заключить, что на отраслевом рынке низкие входные барьеры. 6. Если крупные олигополисты, присутствующие на рынке, «враждуют, то скорее всего это приведет к снижению сверхприбыли у участников олигополии. 7. Ценовая дискриминация, осуществляемая доминирующей фирмой в отрасли, означает сегментирование рынка и установление разных цен для разных сегментов. 8. Если фирма-лидер придерживается тактики пассивного доминирования, это никак не отражается на их возможности доминировать в будущем. 9. Обычно доминирующие фирмы пассивны в своей тактике и не подавляют возможных соперников. 10. Слабая олигополия предполагает возможность тайных соглашений, тогда как в тесной олигополии такие соглашения маловероятны. 11. Олигополии характеризуются немногочисленностью и взаимозависимостью конкурирующих фирм. 12. Полная кооперация (сотрудничество) между олигополистами обусловлено желанием достичь результатов чистой монополии. 13. Поведение олигополистов на рынке может быть весьма различным – от удобного кооперирования, где действует «коллективный монополист» до фирмы, которая ведет непрерывную войну, используя нововведения различной природы (и прежде всего, технологической).
14. Вопросы образования и существования олигополий не являются дискуссионными, поэтому олигополия как тип рынка легко поддается моделированию. 15. Высокая концентрация создает объективные препятствия организации взаимных соглашений при олигополии. 16. Слабая олигополия стремится к эффективной конкуренции со снижением цен; здесь тайные соглашения быстро разрушаются. 17. Технологические нововведения способны резко снизить издержки фирмы, и тенденции к кооперированию будут нарушены. 18. Между тесной и слабой олигополией существуют колическтвенные и качественные различия. 19. Картель как форма целенаправленного соглашения создается для контроля, координации, кооперирования деятельности, но не для коллективного ценообразования. 20. В условиях слабой олигополии кривые спроса фирм имеют слабый отрицательный наклон и характеризуется достаточно большой степенью ценовой эластичности. 21. При слабой олигополии, несмотря на относительную независимость фирм, каждая из них испытывает значительное давление со стороны остальных фирм рынка. 22. При монополистической конкуренции в краткосрочном периоде фирмы могут столкнуться как с экономическими прибылями, так и убытками. 23. Особенностью слабой олигополии является то, что в долгосрочном периоде каждая фирма на рынке получает сверхприбыль. 24. Вступление новых фирм в отрасль при слабой олигополии приводит к тому, что спрос на продукт каждой фирмы становится более эластичным. 25. В долгосрочном периоде при слабой олигополии, так же как и при совершенной конкуренции, проблема избыточных производственных мощностей не возникает.
26. Незаполненные места в ресторане или кафе – пример наличия избыточных мощностей при слабой олигополии. 27. Тайные соглашения весьма разнообразны, динамичны, имеют различный спектр действия и последствий. 28. Слабая олигополия характеризуется высоким уровнем концентрации рынка. 29. Если фирмы-олигополисты не подписывают никаких документов, но могут давать условные сигналы о предпочтительных уровнях цен, что является примером молчаливого сговора (соглашения). 30. На практике наблюдается значительное разнообразие олигополистических структур, что обусловлено множеством причин, в том числе асимметрией между олигополистами, степенью концентрации и др.
ТЕСТ 2. Выберите правильный вариант ответа: 1. К моделям частичной конкуренции относят:
2. Кино, театр, магазины розничной торговли – это примеры:
3. На представленном ниже рисунке ситуация, когда олигополисты кооперируются, представлена сегментом под номером:
4. На рисунке из предыдущего задания слабая олигополия, скорее всего, представлена сегментом под номером:
5. Если же имеет место тесная олигополия, основанная на тайном сговоре, то на указанном рисунке это будет представлено сегментом под номером:
6. Ценовая дискриминация - это:
7. Тайные соглашения наиболее вероятны при:
8. Если доминирующая фирма близка к монополии, то для её анализа используются основные положения и концепции:
9. Одной из особенностей тесной олигополии является.
10. Причиной, побуждающей фирмы при олигополии к кооперации усилий, может являться:
11. На представленных ниже рисунках отражена:
12. Кривые предложения и предельных издержек фирмы характеризуются линиями:
13. На рисунке из предыдущего вопроса свободные производственные мощности показаны:
14. В графической модели из задания 13 фирма действует в условиях монополистической конкуренции и:
15. В графической модели из задания 13 минимально эффективный размер предприятия определяется:
16. Добавка к цене сверх минимальных затрат в рассматриваемой графической модели составит величину:
17. Целью ценовой дискриминации является:
18. Картель, как организация, которая создается фирмами для контроля, координации и кооперации, может:
19. Картель, как организация, которая создается фирмами для контроля, координации и кооперации, скорее всего, не:
20. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите её, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
21. Первым экономистом, кто пытался создать теорию олигополии, был:
22. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:
23. «Ломаная» кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:
24. Различие между тесной олигополией и монополистически конкурентной фирмой заключается в следующем:
25. Ценовое лидерство характерно:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|