Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Степени и концепции частичной конкуренции




ТЕСТ 1. Определите, верны (В) или не верны (Н) следующие утверждения:

1. Обычно в теории отраслевых рынков различают три категории частичной конкуренции: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию.

2. Доминирование требует более 20% рынка и отсутствия ближайших соперников.

3. Доминирующая фирма действует, как чистая монополия, и некоторая конкуренция в рамках «бахромы фирм» не особенно влияет на политику доминирующей фирмы.

4. Доминирующие фирмы обычно проявляют следующее монопольное влияние в области цен: понижают цены и создают дискриминационную структуру цен.

5. Если рыночная доля фирмы не велика, не велика и получаемая сверхприбыль, можно заключить, что на отраслевом рынке низкие входные барьеры.

6. Если крупные олигополисты, присутствующие на рынке, «враждуют, то скорее всего это приведет к снижению сверхприбыли у участников олигополии.

7. Ценовая дискриминация, осуществляемая доминирующей фирмой в отрасли, означает сегментирование рынка и установление разных цен для разных сегментов.

8. Если фирма-лидер придерживается тактики пассивного доминирования, это никак не отражается на их возможности доминировать в будущем.

9. Обычно доминирующие фирмы пассивны в своей тактике и не подавляют возможных соперников.

10. Слабая олигополия предполагает возможность тайных соглашений, тогда как в тесной олигополии такие соглашения маловероятны.

11. Олигополии характеризуются немногочисленностью и взаимозависимостью конкурирующих фирм.

12. Полная кооперация (сотрудничество) между олигополистами обусловлено желанием достичь результатов чистой монополии.

13. Поведение олигополистов на рынке может быть весьма различным – от удобного кооперирования, где действует «коллективный монополист» до фирмы, которая ведет непрерывную войну, используя нововведения различной природы (и прежде всего, технологической).

14. Вопросы образования и существования олигополий не являются дискуссионными, поэтому олигополия как тип рынка легко поддается моделированию.

15. Высокая концентрация создает объективные препятствия организации взаимных соглашений при олигополии.

16. Слабая олигополия стремится к эффективной конкуренции со снижением цен; здесь тайные соглашения быстро разрушаются.

17. Технологические нововведения способны резко снизить издержки фирмы, и тенденции к кооперированию будут нарушены.

18. Между тесной и слабой олигополией существуют колическтвенные и качественные различия.

19. Картель как форма целенаправленного соглашения создается для контроля, координации, кооперирования деятельности, но не для коллективного ценообразования.

20. В условиях слабой олигополии кривые спроса фирм имеют слабый отрицательный наклон и характеризуется достаточно большой степенью ценовой эластичности.

21. При слабой олигополии, несмотря на относительную независимость фирм, каждая из них испытывает значительное давление со стороны остальных фирм рынка.

22. При монополистической конкуренции в краткосрочном периоде фирмы могут столкнуться как с экономическими прибылями, так и убытками.

23. Особенностью слабой олигополии является то, что в долгосрочном периоде каждая фирма на рынке получает сверхприбыль.

24. Вступление новых фирм в отрасль при слабой олигополии приводит к тому, что спрос на продукт каждой фирмы становится более эластичным.

25. В долгосрочном периоде при слабой олигополии, так же как и при совершенной конкуренции, проблема избыточных производственных мощностей не возникает.

26. Незаполненные места в ресторане или кафе – пример наличия избыточных мощностей при слабой олигополии.

27. Тайные соглашения весьма разнообразны, динамичны, имеют различный спектр действия и последствий.

28. Слабая олигополия характеризуется высоким уровнем концентрации рынка.

29. Если фирмы-олигополисты не подписывают никаких документов, но могут давать условные сигналы о предпочтительных уровнях цен, что является примером молчаливого сговора (соглашения).

30. На практике наблюдается значительное разнообразие олигополистических структур, что обусловлено множеством причин, в том числе асимметрией между олигополистами, степенью концентрации и др.

 

ТЕСТ 2. Выберите правильный вариант ответа:

1. К моделям частичной конкуренции относят:

А. Чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию.
Б. Рынок с доминирующей фирмой, олигополию, дуополию, чистую конкуренцию..
В. Все рынки, начиная с дуополии: рынки с доминированием отдельной фирмы, тесную олигополию, слабую олигополию, включая монополистическую конкуренцию.
Г. Понятия частичной конкуренции в теории отраслевых рынков нет.

 

2. Кино, театр, магазины розничной торговли – это примеры:

А. Рынка с доминированием отдельной фирмы.
Б. Дуополии.
В. Тесной олигополии.
Г. Слабой олигополии

 

3. На представленном ниже рисунке ситуация, когда олигополисты кооперируются, представлена сегментом под номером:

   
А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. 4.
Д. 5.

 

4. На рисунке из предыдущего задания слабая олигополия, скорее всего, представлена сегментом под номером:

А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. 4.
Д. 5.

 

5. Если же имеет место тесная олигополия, основанная на тайном сговоре, то на указанном рисунке это будет представлено сегментом под номером:

А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. 4.
Д. 5.

 

6. Ценовая дискриминация - это:

А. Форма ценовой войны, когда фирма-доминант вытесняет с рынка своих менее успешных конкурентов.
Б. Продажа отраслевого продукта по ценам ниже рыночных.
В. Продажа одного и того же блага по разным ценам разным потребителям.
Г. Выделением в составе потребителей дискриминируемой группы, которой данный товар не продается. Например, запрет на продажу алкогольной продукции детям до 18 лет.

 

7. Тайные соглашения наиболее вероятны при:

А. Доминировании фирмы.
Б. Тесной олигополии
В. Слабой олигополии.
Г. Монополистической конкуренции.

 

8. Если доминирующая фирма близка к монополии, то для её анализа используются основные положения и концепции:

А. Дуополии.
Б. Модели олигополии Курно.
В. Монополистической конкуренции.
Г. Чистой монополии.

 

9. Одной из особенностей тесной олигополии является.

А. Немногочисленность и взаимозависимость фирм..
Б. Отсутствие входных барьеров в отрасль.
В. Отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде.
Г. Низкая степень концентрации.

 

10. Причиной, побуждающей фирмы при олигополии к кооперации усилий, может являться:

А. Одинаковость условий спроса на продукт фирм.
Б. Одинаковость величины, структуры и состава издержек фирм.
В. Малое число фирм на рынке.
Г. Все перечисленные обстоятельства.

 

11. На представленных ниже рисунках отражена:

А. Ситуация для монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах соответственно.
Б. Ситуация для тесной олигополии в краткосрочном и долгосрочном периодах соответственно.
В. Ситуация для монополистической конкуренции в краткосрочном периоде при разных степенях эластичности спроса на реализуемые товары.
Г. Ситуация для слабой олигополии в долгосрочном периоде при разных степенях эластичности спроса на реализуемый в отрасли продукт

 

12. Кривые предложения и предельных издержек фирмы характеризуются линиями:

   
   
А. 1 и 1.
Б. 1 и 2.
В. 3 и 4.
Г. 1 и 4.

 

13. На рисунке из предыдущего вопроса свободные производственные мощности показаны:

А. Величиной MES.
Б. Отрезком.АВ.
В. Отрезком CD.
Г. Представленный рисунок не дает возможности оценить наличие/отсутствие свободных производственных мощностей у фирмы.

 

14. В графической модели из задания 13 фирма действует в условиях монополистической конкуренции и:

А. Не имеет сверхприбыли, достигает конкурентной нормы прибыли.
Б. Получает экономическую прибыль, соответствующую площади заштрихованной фигуры.
В. Несет экономические убытки, соответствующие площади заштрихованной фигуры.
Г. Данная модель не является моделью монополистической конкуренции – вопрос поставлен некорректно.

 

15. В графической модели из задания 13 минимально эффективный размер предприятия определяется:

А. По точке минимума кривой долгосрочных средних издержек.
Б. По точке пересечения кривых долгосрочных средних издержек и долгосрочных предельных издержек.
В. По точке пересечения графиков предельного дохода и предельных издержек.
Г. По точке пересечения графика предложения фирмы и графика её предельного дохода.
Д. Верны ответы А и Б.
Е. Верны ответы В и Г.

 

16. Добавка к цене сверх минимальных затрат в рассматриваемой графической модели составит величину:

А. Соответствующую отрезку АВ.
Б. Соответствующую отрезку CD.
В. Соответствующую площади заштрихованной фигуры.
Г. Соответствующей «разрыву» между ценой и предельными издержками при оптимальном объеме выпуска.

 

17. Целью ценовой дискриминации является:

А. Снижение уровня благосостояния потребителей.
Б. Максимизация объемов продаж.
В. Уменьшение количества покупателей.
Г. Установление максимальной цены для каждого покупателя.

 

18. Картель, как организация, которая создается фирмами для контроля, координации и кооперации, может:

А. Устанавливать квоты продаж.
Б. Устанавливать цены.
В. Разрабатывает систему санкций против нарушителей сговора.
Г. Контролирует капиталовложения.
Д. Все варианты верны.
Е. Нет правильных вариантов ответа.

 

19. Картель, как организация, которая создается фирмами для контроля, координации и кооперации, скорее всего, не:

А. Предусматривает объединения доходов фирм-участниц.
Б. Контролирует инвестиции фирм-участниц.
В. Контролирует ценовое поведение фирм-участниц.
Г. Контролирует периодичность появления новаций в области производства, сбыта и управления у фирм-участниц.

 

20. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите её, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

А. Имеет «ломаную» кривую спроса.
Б. Сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть».
В. Является ценовым лидером на олигополистическом рынке.
Г. Наиболее эффективна в отрасли.
Д. Одна из конкурентных фирм в отрасли.

 

21. Первым экономистом, кто пытался создать теорию олигополии, был:

А. Эдвард Чемберлин.
Б. Огюстен Курно.
В. Джоан Робинсон.
Г. Джон Гэлбрейт.
Д. Карл Маркс.

 

22. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:

А. Продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля.
Б. Устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля.
В. Проводя активную неценовую конкуренцию.
Г. Ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену.
Д. Настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену.

 

23. «Ломаная» кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:

А. Разрыв в кривой предельного дохода.
Б. Разрыв в кривой предельных издержек.
В. Что цена товара не должна быть больше предельного дохода.
Г. Что поведение фирмы не оптимально.
Д. Тайное соглашение с фирмами-конкурентами для поддержания согласованной цены.

 

24. Различие между тесной олигополией и монополистически конкурентной фирмой заключается в следующем:

А. Олигополия никогда не несет убытков, а монополистически конкурентная фирма иногда убыточна..
Б. Олигополия производит продукты, соблюдая условие MR=P, монополистически конкурентная фирма - условие MR=MC.
В. И олигополия и монополистически конкурентная фирма учитывают в своих действиях реакцию конкурентов.
Г. Ни один из предложенных ответов не подходит.

 

25. Ценовое лидерство характерно:

А. Для картеля.
Б. Для монополистической конкуренции.
В. Для олигополистической структуры рынка.
Г. Для монополии.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...