Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. История развития политического менеджмента




Тема 1. Общая характеристика политического менеджмента

План:

1. Объект и предмет курса

2. Методы познания, используемые в политическом менеджменте

3. Политический менеджмент как вид практической деятельности

 

1) Объект – политическое управление.

Предмет – политический менеджмент.

Политическое управление - целенаправленное воздействие на людей для достижения политических целей.

Механизмы формирования политического поведения:

1. Субстанциональные механизмы (квазиуправленческие процессы):

· Политическая социализация. Усвоение человеком политических норм, ценностей и ролей, принятых в конкретном обществе.

· Политическая институционализация. Закрепление наиболее эффективных политических практик.

· Политическая легитимация. Признание авторитетности, законности политических институтов.

2. Реляционистские механизмы:

· Государственное управление. Осуществляется за счет создания норм и применения санкций.

· Управление внутри государственно-административных и политических организаций. осуществляется на основании отношений подчиненности.

· Управление политическим поведением людей, не находящихся в формальном подчинении субъекту управления.

Политический менеджмент – разновидность политического управления, связанная с достижением политических целей за счет использования методов неадминистративного характера.

 

 

2) Политический менеджмент имеет прикладной и теоретический уровень.

На теоретическом уровне используются:

1. Общенаучные методы:

· Диалектический

· Анализ и синтез

· Дедукция и индукция

2. Частнонаучные:

· Системный анализ

· Структурно-функциональный анализ

· Моделирование

· Статистические методы

· Психологические

3. [BD1] Прикладные:

· Структурализм – подход, в соответствии с которым поведение людей предопределено теми социальными структурами, в которые люди включены.

· Топологический – человек одновременно включен во множество социальных структур, которые могут предъявлять ему противоречивые требования (оказывать структурное давление). Политика – многомерное пространство, в котором человек размещается с привязкой ко многим осям координат.

· Функционализм – при объяснении политического поведения основное внимание уделяется функциям, т.е. зависимостям между элементами и тем ролям, которые эти элементы играют в обеспечении целого.

· Социологические методы сбора эмпирической информации:

- анализ документов (качественный и количественный);

- наблюдение;

- массовый опрос;

- опрос экспертов;

- метод фокус-групп;

- метод «кейс-стадий».[BD2]

 

 

3) Практические задачи, решаемые политическим менеджментом:

1. Создание и обеспечение эффективности политических организаций.

2. Создание и укрепление авторитета политических субъектов.

3. Обеспечение поддержкой общественностью политических деятелей и программ.

4. Формирование электоральных предпочтений населения.

5. Создание политических союзов и блоков.

6. Влияние на политических оппонентов и конкурентов.

7. Мобилизация масс.

Основные направления политического менеджмента:

1. Политический имиджмейкинг – создание положительно воспринимаемых образов политических деятелей и организаций.

2. Электоральный менеджмент – организация и проведение избирательных кампаний.

3. Политический брендинг – внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений и образов.

4. Урегулирование политических конфликтов.

5. Лоббистская деятельность – оказание воздействия на должностных лиц с целью принятия ими решения в пользу лоббирующей группы.

6. Политический PR – обеспечение благоприятных для политического деятеля отношений.

 

Тема 2. История развития политического менеджмента

План:

1. Этапы развития культуры управления

2. Основные школы менеджмента

1) Политический менеджмент в узком смысле слова возникает в XX в. А сам менеджмент в XIX в.

Management.

Manus – рука, власть, работа.

Mancepts – предприниматель.

Maneggiare – искусство объезжать лошадей.

В современном языке имеет несколько взаимосвязанных значений:

1. Деятельность по управлению внутри организаций.

2. Слой сотрудников в организации.

3. Наука об управлении.

4. Определенная культура управления.

Эволюция управления происходила неравномерно, можно выделить особые значимые периоды или культуру управления, благодаря которым совершался качественный скачок – управленческие революции.

I управленческая революция – религиозная. Шумерские жрецы внесли изменения в религиозные обряды. Жертвоприношения могли быть не только человеческими, но и животными, материальными, ценностями продуктами. Для учета накапливаемых материальных ценностей были выделены особые жрецы, и разрабатывалась система записи. Таким образом, начало выделяться управление как особый вид деятельности (учет, контроль, подготовка кадров).

II управленческая революция – юридическая. Хамураппи принял свод законов в связи с чем возникли основы для светской власти и управления. Это можно считать предпосылкой появления политического менеджмента.

III управленческая революция – строительная. Навуходоносор в свое правление осуществлял строительство сложных объектов, требующее развитой системы разделения труда координации работы и контроля.

В Древнем Риме происходит дифференциация управления – военное дело, управление городами, выделение почты как особой общей для всей империи службы, система территориального управления.

Древняя Греция – демократическая форма правления, управление дифференцировано. Были особые термины для обозначения различных сфер управления:

1) Демагогия – искусство вести за собой народ.

2) Кибернетика – искусство управления кораблем.

3) Ойкономика – искусство ведения дома.

IV управленческая революция – цеховая. Произошла в связи с цеховой организацией труда. Объединение людей по сферам деятельности и разработка цеховых норм.

Н. Макиавелли.

V революция – индустриальная. Переход к мануфактурным фабрикам и это потребовало новой организации. Труд отделяется от капитала. Появляются управляющие, они назначались чаще всего из рабочих. На начальных этапах их работа сводилась к тому, чтобы замещать собственника на время его отсутствия. Постепенно функции обогащались (обустройство детских садов и школ для рабочих, контроль за условиями труда, противодействие созданию профсоюзов, разрешение конфликтов с рабочими, выполнение дел, которых не хотел выполнять собственник).

VI управленческая революция – менеджериальная (кон. XIX – 30-e XX в.). Возникновение менеджмента как практики внутриорганизационного управления.

VII управленческая революция – менеджментизация (с 30-х гг. XX в.).

 

 

2) Школы менеджмента:

· Школа научного направления (60-е гг. XIX – 20-е гг. XX)

· Административная школа (20-е гг. – 50-е гг.)

· Школа «человеческих отношений» (30-е – 50-е гг.)

· Школа поведенческих наук (50 – 90 гг.)

· Школа науки управления (50 – 70 гг.)

Подходы к менеджменту:

· Процессный подход (с 50-х гг. XX в.)

· Системный подход (с 70-х гг.)

· Ситуационный (с 70-х гг.)

В 1881 г. Джозеф Вартон разработал первый научный курс управления.

Генри Таун – 1886 г. на выступлении на собрании американского общества инженеров механиков впервые поставил вопрос о том, что менеджмент самостоятельный вид профессиональной деятельности.

В 1910 г. Луис Брандейс ввел в оборот понятие «научное управление».

1911 г. – Фредеирк Тейлор выпускает свою работу «Принципы научного менеджмента».

Школа научного управления

Тейлор, Гантт, Ф. и Л. Гилберт, Эмерсон.

Ф. Тейлор (1856-1915) – основоположник научного менеджмента.

Для улучшения работы организации необходим научный подход к каждому элементу производства. Научность состоит в том, что работа должна выполняться каждым сотрудником наилучшим образом для того чтобы выявить этот наилучший образ нужна исследовательская работа:

1. Изучить с помощью записей хронометража процесс выполнения трудовых операций разными работниками.

2. Выявить наилучшие приемы, обобщить их и внедрять их среди других работников.

Справедливое распределение обязанностей в организации. Обязанность рабочего – работать, а управленцы должны анализировать его работу, разрабатывать оптимальные задания, внедрять их в практику.

Урочная система организации труда. Рабочий должен получать урок-задание с подробным описанием результатов работы, времени и способов выполнения.

Обучение сотрудников. Для того чтобы рабочие могли выполнять задания, их нужно обучать.

Слабые стороны:

1. Основано на концепции экономического человека.

2. Считается, что интересы работников и собственников совпадают.

 

Генри Гантт. «Труд, заработная плата и прибыль», «Промышленное руководство», «Организация труда».

Научный подход к трудовым операциям обеспечивает высокую производительность. Разработал премиальную систему оплаты труда в зависимости от выполнения заданий, премии мастеров зависели от результатов рабочих.

Разработал методы планирования последовательности производственных операций (диаграмма Гантта).

 

Фрэнк и Лилиан Гилберт. «Исследование рабочих движений», «Психология менеджмента», «Прикладные исследования рабочих движений».

Изучали рабочие движения с помощью фото- и киносъемки.

Разработали усовершенствованную систему кладки кирпичей, благодаря которой производительность усовершенствовалась в 2 раза.

 

Гаррингтон Эмерсон. «Производительность как основание для управления и оплаты труда», «12 принципов производительности».

Одна из главных идей в том, что больших результатов можно достигать с меньшими затратами.

Организацию нужно строить снизу, а не сверху.

Ядро организации составляют те, кто выполняет основную технологию, все остальные уровни нужно создавать, исходя из необходимости, обслуживать это ядро.

Высказывал идеи, совпадающие с маркетинговым подходом: организация может существовать только тогда, когда она удовлетворяет чьи-то потребности.

 

Административная школа управления

Анри Фойоль (1841-1925)

«Общее и промышленное управление»

Обосновывал единство закономерностей управления в разных видах организаций. в любой организации должны осуществляться следующие основные виды деятельности:

· Техническая

· Коммерческая (закупка-продажа-обмен)

· Финансовая

· Охранная

· Учетная

· Административная

Выделил 5 функций управления:

· Предвидение

· Организация

· Распорядительство

· Мотивирование

· Контроль

 

14 принципов менеджмента:

1. Разделение труда

2. Власть и ответственность

3. Дисциплина (лучшее средство – пример начальника)

4. Единоначалие. Работник должен получать распоряжение только от одного руководителя.

5. Единства руководства. один вид деятельности должен управляться одним руководителем.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение за труд.

8. Централизация. Цепь руководящих должностей от высшего к низшему. «Иерархическая колея» - путь, по которому проходя все ступени иерархии, следуют бумаги, идущие от высшей власти к низшей. «Мосток»- укороченный путь информации в организации, минуя все иерархические ступени, но для того чтобы соблюдался принцип иерархии, нижестоящие руководители должны быть уполномочены на прямые контакты между собой вышестоящими руководителями.

9. Принцип порядка. Материальный порядок – определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте. Социальный – определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

10. Принцип справедливости. Должна быть основана на здравом смысле, большом опыте и доброте.

11. Принцип постоянство состава персонала.

12. Инициатива. Возможность предлагать, создавать и осуществлять план.

13. Единение персонала. Не разделять персонал, не злоупотреблять письменной формой общения.

 

Школа человеческих отношений

Обратила внимание на то, что для повышения эффективности организации необходимо учитывать человеческий фактор.

Гюго Мюнстерберг. Один из основоположников использования психологических методов в практическом направлении. Тестирование способностей, отбор кадров, проверка совместимости сотрудников.

Мэри Паркер Фоллетт. Предложила классическое определение менеджмента, т.е. обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.

«Идея о гармонии труда и капитала».

Управлять надо не в соответствии с правилами, а в соответствии с ситуацией.

Конфликт в коллективе должен быть конструктивен.

Для успешного выполнения обязанностей менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий.

 

Элтон Мэйо.

Хоторнские эксперименты, Чикаго, Вестерн Электрик (1927 – 1939).

1. Проверялась гипотеза о влиянии освещения на производительность труда.

2. После того, как производительность увеличилась и в экспериментальной, и в контрольной группах проверялась гипотеза о влиянии иных факторов. В частности выявлено, что на производительность повлияли изменение методов руководства и улучшение взаимоотношений с подчиненными.

3. Поиск метода руководства на основе сборе эмпирического материала (было опрошено 20 тыс сотрудников)

4. Проверка взаимосвязи.

 

Благодаря школе человеческих отношений была поставлена проблема о формальных и неформальных отношениях в организации.

 

 

Школа поведенческих наук

Главный упор на повышении эффективности организации за счет использования закономерностей поведения.

Р.Лайкерт. Разработал стили лидерства.

«Общественное мнение и индивид», «Новая модель менеджмента».

Базовые системы стилей руководства:

1. Эксплуататорско-авторитарная. Редко учитываются интересы подчиненных.

2. Благосклонно-авторитарная. Часть решений осуществляется снизу.

3. Консультативно-демократическая. Общие вопросы решаются наверху, частные снизу.

4. Основанная на участии. Основана на полном доверии. Групповое принятие решений на всех уровнях. Мотивация работников, стимулирование работы. (самая действенная система)

Ф.Герберт. Двухфакторная теория мотивации. Факторы, оказывающие влияние на человека в организации, играют разную роль.

1. гигиенические факторы (удерживающие на работе). Административная политика, условия труда, заработная плата, межличностные отношения.

2. мотивирующие факторы. Ответственность, которая возлагается на человека, возможности карьерного роста, возможность признания заслуг внутри организации.

 

А. Маслоу. Пирамида потребностей.

 

Д. Мак-Грегор. Разработал типологию представлений руководителей о людях в зависимости от их отношения к труду.

Люди X:

1. Человек испытывает неприязнь к работе и старается ее избегать.

2. Только с помощью принуждения можно добиться того, чтобы люди работали в интересах организации.

3. Человек предпочитает, чтобы им управляли, стремится не брать на себя ответственности, не склонен к риску

Люди Y:

1. Физические и эмоциональные усилия для человека естественны и необходимы.

2. Как воспринимает человек работу – как удовольствие или как наказание – зависит от условий труда.

3. Люди способны к самоконтролю и самостоятельной деятельности в интересах организации.

4. Человек, воспитанный определенным образом, готов брать на себя ответственность и идти на риск.

Мак-Грегор более продуктивной считал теорию Y. Задача менеджеров создать условия для ее реализации.

 

Школа науки управления (количественный подход к управлению)

Применение достижений точных наук к управлению (математического аппарата).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...