Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения




Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность и, естественно, не дающее возможность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки. Рассмотрим их в порядке перечисления.

1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения.

2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуаций? Сыграйте роль этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев.

3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером толстая стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что он говорит. Отпадает нужда отвечать тоже «рычанием». Найдите деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и т.н.) и посмотрите внима­тельно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услышите в ответ: «Какая, к черту, пуговица!» Покажите: «Вот эта».

4. Вы закипели от гнева, готовы кинуть партнеру тяжелые слова, но пересильте себя, улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка. Скажите себе: спокойно, я уверен, я владею собой.

5. Если вы сильно рассержены или испуганы, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10 секунд и очень медленно выдохните. Повторите 3 раза. Ваше сердце станет биться ровно, придет успокоение.

6. Чтобы снять стресс, выполните одно из следующих заданий:

- яростно разорвите старую газету,

- одну минуту подышите через левую ноздрю, соответственно закрыв правую,

- один раз в неделю выезжайте на природу, где никому не мешая, громко пойте (или просто покричите).

Весьма полезны и следующие три метода самоуспокоения. Это рефлексия, визуализация и релаксация (РВР).

Начнем с первого метода — метода рационализации гнева, основанного на рефлексии (Рефлексия – процесс осмысления чего – либо при помощи изучения и сравнения).Этот метод требует, прежде всего, осмыслить причину, поро­дившую гнев, и придать ей другое значение. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете чувством юмора.

Проанализируйте, те ли мотивы и намерения, о которых вы думаете, имел ваш партнер. И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями.

Проверите себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Скажите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не сорваться».

Второй метод самоуспокоениявизуализация гнева. Его техника основана на образном мышлении, учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении как бы на внутреннем экране и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях ипривести в норму дыхание.

Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой;

2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде;

3) представьте гнев, который входит в вас как пучок энергии и уходит через вас в землю;

4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно).

Как известно, отрицательные эмоции более всего воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах.

Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, что вызывает отрицательную эмоцию, а вы, чтобы отгородиться отдействия его речи, постарайтесь увидеть его лицо — как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет.

Следует смотреть молча, очень внимательно, но не "пялиться", а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом.

Кто бы ни был вашим оппонентом - начальник или подчиненный, старший или младший, ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет у него ослабление его эмоциональной напряженности.

Третий метод самоуспокоениярелаксация (расслабление мускулатуры, уменьшение психического напряжения; состояние покоя, расслабленности, возникшее в результате снятия напряжения). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности:

1. Прежде всего попытайтесь смягчить свой гнев и унять свою агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой.

2. Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она вначале будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, но, правда, весьма ироничную

3. Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за своим дыханием. Делайте его как можно более глубоким.

4. Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо, словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранять лицо» как для себя, так и для него

Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявлением силы духа и поэтому дает огромное преимущество. Вот почему оно обладает большой силой воздействия. Но для этого нужно, чтобы ваше молчание и рассматривание было без признаков неприязни и иронии.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ 1

Задание 1.1.

В таблице 2 перечислены достоинства и недостатки различных способов общения. Вы можете пополнить списки на основании собственного опыта. Разумеется, не следует противопоставлять различные способы коммуникации друг другу: совещания могут выполнять социальные функции, а личные встречи могут иметь чисто деловой характер; служебная записка может сопровождаться личной встречей; за плодотворным телефонным разговором может последовать факс. Продолжите перечень способов общения (не менее трех). Дайте им характеристику, рассмотрите преимущества и недостатки.

Таблица 2

Способы общения

Способ общения Примеры и/или характеристики Преимущества Недостатки
Деловая переписка Письма, служебные записки, отчеты, меморандум, протокол Фиксация в письменном виде Сообщение может быть отправлено многим адресатам Можно прочитать и ответить, когда удобно Проблема хранения Отсутствия личного контакта  
Электронные средства связи Электронная почта, факс, телеконференции и т.д. Скорость, экономия бумаги Немедленный ответ, если получатель на линии связи Часто дешевле переписки Связь возможна только с абонентами сети Опасность нарушения Конфиденциальность
Совещания, встречи, переговоры Несколько человек собираются вместе Формальные/нефор-мальные Запланированные/ незапланирован. Структурированные/неструктурирован- ные Эффективный механизм для обмена информацией, решения проблем, принятия решений и т.д. Могут убедить группу в необходимости согласования действий Большие затраты времени Не все, что обсуждается, в равной степени важно для всех участников Неструктурированные совещания могут быть использованы для того, чтобы избежать принятия решений
Телефонные разговоры Быстрый обмен информацией с удаленным собеседником при наличии устойчивой связи Могут получить немедленный ответ Личный контакт с удаленным собеседником Социальная функция Большие затраты времени при перегружении или ненадежной линии связи Отсутствие записи Отсутствие визуальной обратной связи
Личные встречи Самый непосредственный и наиболее распространенный способ обмена информацией (общение) Наиболее предпочитаемый Личный контакт Возможность немедленно убедиться в понимании и получить ответ Визуальная обратная связь Социальная функции   Большие затраты времени, подготовительные работы Отсутствие записи Опасность отклонения от темы

 

Задание 1.2.

Эффективность делового общения во многом зависит от имеющейся информации. Запишите проблемы коммуникации и пути их улучшения в зависимости от вида деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Вид деятельности Проблемы коммуникации Улучшение коммуникации
Получение информации от других групп    
Предоставление информации другим группам    
Получение информации от подчиненных    
Предоставление информации подчиненным    

 

Задание 1.3.

Опишите деловую одежду мужчины и женщины.

 

Задание 1.4.

Опишите 2-3 ситуации делового общения, в которых можно использовать жестовую коммуникацию (жесты-иллюстраторы, -регуляторы, -эмблемы, -адапторы, -аффекторы).

 

Задание 1.5.

Ознакомьтесь с правилами деловой этики (кодекса чести и т.п.) профессиональной группы, которую Вы представляете, фирмы, где Вы работаете или любой другой сферы деятельности (информацию можно взять из Интернета, литературы по менеджменту, общению и т.д.). Включите данный материал в контрольную работу.

 

Задание 1.6.

При выборе поведенческой тактики Вы можете использовать свои достоинства, не акцентируя внимания на недостатки. Опишите три Ваших достоинства (в чем они заключаются) и ситуации, как Вы их используете. Опишите три Ваших недостатка и как вы их исправляете или думаете исправить.

 

Задание 1.7.

Опишите тактику Вашего поведения в следующих ситуациях:

1.7.1. Противник допускает намеки, компрометирующие тебя. Тем самым он ставит под сомнение твою мысль при предложение. Его цели: а) перенести критику на тебя, на твою личность; б) приписать тебе явно нелепые высказывания

1.7.2. Собеседник намеренно уводит тебя к ложным выводам, подтасовывает факты для того, чтобы впоследствии уличить тебя в безграмотности и дилетантстве.

1.7.3. Вас грубо одергивают во время разговора (твоей речи, твоих рассуждений).

1.7.4. Часть аудитории настроена к вашему выступлению враждебно. Ваши действия? Как справиться с мешающим слушателем? Слушатели были равнодушны, а затем стали проявлять критическое отношение к выступающему. Каковы возможные причины этого?

1.7.5. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления? Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса? Вы волнуетесь, выступая. Как с помощью взгляда обуздать свое волнение? Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшит; б) улучшит, если только не покоробит слушателей; в) ухудшит. То же относительно личных критериев.

Задание 1.8.

Разработайте поведенческую стратегию и дайте алгоритм поведенческой тактики с описанием всех элементов при устройстве на работу.

Задание 1.9.

Сформулируйте миссию компании, где вы работаете (проходили практику).

Задание 1.10

Определите основные элементы философии компании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...