Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения
Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических сил, и потому желательно как можно реже впадать в такое состояние, серьезно затрудняющее предпринимательскую деятельность и, естественно, не дающее возможность создать положительный деловой имидж. В этой связи имеет смысл рассмотреть технические приемы и методы их приостановки. Рассмотрим их в порядке перечисления. 1. Всегда разделяйте человека и проблему. Сосредоточьтесь на ней. Ведь она важнее. Это переключит вас с эмоционального уровня на рациональный. Тогда проще и легче разрешить противоречие. К тому же такое переключение освобождает от аффекта, бурной эмоциональной реакции, при которой сознание отключается и не контролируется процесс поведения. 2. Представьте на своем месте другого человека. Как бы он повел себя в этой ситуаций? Сыграйте роль этого человека. Это поможет забыть про себя и охладить гнев. 3. Можно представить и такую картину. Между вами и вашим партнером толстая стеклянная стена. Вы видите его раздраженные жесты, но не слышите, что он говорит. Отпадает нужда отвечать тоже «рычанием». Найдите деталь в его туалете (плохо пришитую пуговицу, сбившийся набок галстук и т.н.) и посмотрите внимательно на нее, скажите задумчиво: «Вы потеряете пуговицу, а в продаже таких нет». Услышите в ответ: «Какая, к черту, пуговица!» Покажите: «Вот эта». 4. Вы закипели от гнева, готовы кинуть партнеру тяжелые слова, но пересильте себя, улыбнитесь или изобразите улыбку мышечно. Представьте, какая смешная у вас улыбка. Скажите себе: спокойно, я уверен, я владею собой. 5. Если вы сильно рассержены или испуганы, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10 секунд и очень медленно выдохните. Повторите 3 раза. Ваше сердце станет биться ровно, придет успокоение.
6. Чтобы снять стресс, выполните одно из следующих заданий: - яростно разорвите старую газету, - одну минуту подышите через левую ноздрю, соответственно закрыв правую, - один раз в неделю выезжайте на природу, где никому не мешая, громко пойте (или просто покричите). Весьма полезны и следующие три метода самоуспокоения. Это рефлексия, визуализация и релаксация (РВР). Начнем с первого метода — метода рационализации гнева, основанного на рефлексии (Рефлексия – процесс осмысления чего – либо при помощи изучения и сравнения).Этот метод требует, прежде всего, осмыслить причину, породившую гнев, и придать ей другое значение. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе. В гневе, как правило, человек почти ничего не добивается. И вы тоже ничего не достигли, дав волю своим эмоциям. Спросите себя: «Очень ли важно для меня то, чего я не достиг?» После таких вопросов вам должно стать смешно, если вы обладаете чувством юмора. Проанализируйте, те ли мотивы и намерения, о которых вы думаете, имел ваш партнер. И в самом ли деле он хотел унизить вас своими словами или действиями. Проверите себя еще раз и мысленно спросите, все ли вы сделали, чтобы ваш партнер не повел себя грубо и оскорбительно. Видимо, он был недоволен вашими действиями, если говорить откровенно. Скажите себе: «Да, этот тип должен обладать громадной выдержкой и большим уважением ко мне, чтобы не сорваться». Второй метод самоуспокоения — визуализация гнева. Его техника основана на образном мышлении, учит тому, чтобы вся конфликтная ситуация проигрывалась в воображении как бы на внутреннем экране и тем самым гасила бы гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях ипривести в норму дыхание.
Можно рекомендовать следующие варианты визуализации гнева: 1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет карликом, гномом или букашкой; 2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде; 3) представьте гнев, который входит в вас как пучок энергии и уходит через вас в землю; 4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь мщением (только в воображении, конечно). Как известно, отрицательные эмоции более всего воздействуют на наш слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на негативных слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах. Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, что вызывает отрицательную эмоцию, а вы, чтобы отгородиться отдействия его речи, постарайтесь увидеть его лицо — как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет. Следует смотреть молча, очень внимательно, но не "пялиться", а именно рассматривать, чтобы увидеть. Во время этой умышленной паузы, когда вы замолчали, постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с вашим разгоряченным оппонентом. Кто бы ни был вашим оппонентом - начальник или подчиненный, старший или младший, ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет у него ослабление его эмоциональной напряженности. Третий метод самоуспокоения — релаксация (расслабление мускулатуры, уменьшение психического напряжения; состояние покоя, расслабленности, возникшее в результате снятия напряжения). Ее техника основана на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система. Используя эту технику, надо действовать в следующей последовательности: 1. Прежде всего попытайтесь смягчить свой гнев и унять свою агрессивность. Дайте им выйти из вас и не сдерживайте их. Это время займите какой-либо физической работой. 2. Затем максимально расслабьтесь, проведите небольшой аутотренинг и мышечно изобразите на своем лице улыбку. Пусть она вначале будет похожа на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало. Ваш вид действительно вызовет у вас улыбку, но уже не искусственную, а настоящую, но, правда, весьма ироничную
3. Чтобы быстрее успокоиться, не надо быстро ходить по комнате. Лучше остановитесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Следите за своим дыханием. Делайте его как можно более глубоким. 4. Не спешите с ответом вашему, видимо, тоже разгоряченному партнеру. Держите паузу как можно дольше. Такая пауза позволит быстрее успокоиться, лучше сосредоточиться и подобрать достойный ответ. При этом не стремитесь отомстить партнеру или каким-либо, словом задеть его самолюбие. Помните о необходимости «сохранять лицо» как для себя, так и для него Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявлением силы духа и поэтому дает огромное преимущество. Вот почему оно обладает большой силой воздействия. Но для этого нужно, чтобы ваше молчание и рассматривание было без признаков неприязни и иронии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ 1 Задание 1.1. В таблице 2 перечислены достоинства и недостатки различных способов общения. Вы можете пополнить списки на основании собственного опыта. Разумеется, не следует противопоставлять различные способы коммуникации друг другу: совещания могут выполнять социальные функции, а личные встречи могут иметь чисто деловой характер; служебная записка может сопровождаться личной встречей; за плодотворным телефонным разговором может последовать факс. Продолжите перечень способов общения (не менее трех). Дайте им характеристику, рассмотрите преимущества и недостатки. Таблица 2 Способы общения
Задание 1.2. Эффективность делового общения во многом зависит от имеющейся информации. Запишите проблемы коммуникации и пути их улучшения в зависимости от вида деятельности (табл. 3). Таблица 3
Задание 1.3. Опишите деловую одежду мужчины и женщины.
Задание 1.4. Опишите 2-3 ситуации делового общения, в которых можно использовать жестовую коммуникацию (жесты-иллюстраторы, -регуляторы, -эмблемы, -адапторы, -аффекторы).
Задание 1.5. Ознакомьтесь с правилами деловой этики (кодекса чести и т.п.) профессиональной группы, которую Вы представляете, фирмы, где Вы работаете или любой другой сферы деятельности (информацию можно взять из Интернета, литературы по менеджменту, общению и т.д.). Включите данный материал в контрольную работу.
Задание 1.6. При выборе поведенческой тактики Вы можете использовать свои достоинства, не акцентируя внимания на недостатки. Опишите три Ваших достоинства (в чем они заключаются) и ситуации, как Вы их используете. Опишите три Ваших недостатка и как вы их исправляете или думаете исправить.
Задание 1.7. Опишите тактику Вашего поведения в следующих ситуациях: 1.7.1. Противник допускает намеки, компрометирующие тебя. Тем самым он ставит под сомнение твою мысль при предложение. Его цели: а) перенести критику на тебя, на твою личность; б) приписать тебе явно нелепые высказывания 1.7.2. Собеседник намеренно уводит тебя к ложным выводам, подтасовывает факты для того, чтобы впоследствии уличить тебя в безграмотности и дилетантстве. 1.7.3. Вас грубо одергивают во время разговора (твоей речи, твоих рассуждений). 1.7.4. Часть аудитории настроена к вашему выступлению враждебно. Ваши действия? Как справиться с мешающим слушателем? Слушатели были равнодушны, а затем стали проявлять критическое отношение к выступающему. Каковы возможные причины этого? 1.7.5. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления? Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса? Вы волнуетесь, выступая. Как с помощью взгляда обуздать свое волнение? Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшит; б) улучшит, если только не покоробит слушателей; в) ухудшит. То же относительно личных критериев. Задание 1.8. Разработайте поведенческую стратегию и дайте алгоритм поведенческой тактики с описанием всех элементов при устройстве на работу. Задание 1.9. Сформулируйте миссию компании, где вы работаете (проходили практику). Задание 1.10 Определите основные элементы философии компании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|