Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов к зачету




 

1. Логика как наука о законах и формах правильного мышления.
Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир.

 

Предмет логики неразрывно связан с такими понятиями, как познание, мышление, логические формы и логические законы. Логика — это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной деятельности, ее средств.

 

Значение логики состоит в следующем:

1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных).

2) формальная логика применяется в науке и технике.

3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;

 

4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

 

Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью доказательство уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть обнаружены ошибки. Вследствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок. Вследствие этого практическая важность логики чрезвычайно велика.

 

2)Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом

 

Непосредственное умозаключение- умозаключение, в котором вывод строится на основе лишь одной посылки (исходного суждения). Относятся: превращение (изменяется качество посылки при одновременной замене предиката на противоречащий ему термин. S есть/ не есть P (Р меняется на не Р), обращение (происходит замена субъекта предикатом, а предиката – субъектом при сохранении качества суждения. S есть/ не есть P, меняется на Р есть/ не есть S), противопоставление предикату (субъектом заключения является термин, противоречащий предикату, а предикатом – субъект посылки. основная схема меняется на: не Р есть/не есть S), умозаключение по логическому квадрату (строится на основе связи между суждениями, учитывающей их отношения по истинности). Опосредованное умозаключение- вывод из двух и более посылок. Важнейший вид: простой категорический силлогизм, полисиллогизм (сложный силлогизм, состоящий из двух или более простых категорических силлогизмов, связанных между собой таким образом, что заключение каждого предыдущего силлогизма становится посылкой другого силлогизма, схема А В, С А, С В, D С черта Все D суть.

2. Мышление и язык. Абстрактное мышление как предмет и изучения логики.
Логика изучает закономерности, присущие основному типу мышления – понятийному, абстрактному. Абстрактное мышление – это процесс рационального (обоснованного разумом, доступного разумному пониманию) отражения объективного мира, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать её сначала в теории, а затем и на практике.

 

Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли не являются исключением из этого правила. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, о реформе политической системы и смысле жизни. Содержание мышления определяется отражённой в сознании человека действительностью, во многом обусловленной сферой его деятельности. Вполне очевидно, что в содержательном плане мысли математика отличаются от мыслей юриста, музыкант думает совсем о другом, нежели строитель. И учёный использует в своих рассуждениях такие понятия и термины, которые, как правило, не употребляются в повседневном мышлении и языке.

 

В этой связи деятельность юриста, например, сопряжена с мышлением, имеющим правовой характер. Правовое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось: в нормотворчестве, в следственной деятельности, в судебной практике, в теории, в юрисконсультской работе, – обладает рядом устойчивых общих характеристик. Основанием для выделения правового мышления в отдельный вид является самостоятельность права как социальной реальности. Правовое мышление не просто отражает правовые явления, а через них – все основные виды отношений людей, но и конструирует своеобразную картину социального бытия. Связность этой картины также обеспечивается логическими средствами.

 

В различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает очень важным свойством – какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколенийи профессий, а также взаимное понимание представителей стран и народов.

 

Логика изучает следующие основные формы логического мышления:

 

1). Понятие – отражает существенные признаки определённого класса предметов. Понятия выражаются в языке словами или словосочетаниями (река, дерево, студент экономического вуза).

 

2). Суждение – отношения между предметами и их свойствами. Суждения выражаются посредством повествовательных предложений («Солнце восходит на Востоке», «Наступила весна»).

 

3). Умозаключение – отражает изменение свойств и отношений между предметами.

3. Понятие как форма мышления. Образование понятий.
Понятие– это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предмета или определённого класса предметов и присущих ему свойств.

 

Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его вскрыть, используют следующие логические приёмы:

 

1). Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

2). Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

 

Приемы образования понятий: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение.

 

Абстрагирование — это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.

 

В процессе абстрагирования значительную роль играет сравнение.

 

Анализ — это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.

 

Анализ необходим для получения отражения уже существующего понятия.

 

Синтез — это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.

 

Синтез — это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Зачастую мысленному синтезу предшествует, если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.

 

Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

 

Обобщение — мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков.

 

Сравнение и обобщение позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого или, наоборот, объединить несколько предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом.

 

Все логические приемы образования понятий имеют важнейшее значение. Они связаны между собой, их невозможно представить один без другого. Часто применяются вместе или предшествуют один другому.

4. Содержание и объем понятия. Виды понятий по объему и содержанию.
срр Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “квадрат” является совокупность двух сщественных признаков: “быть прямоугольником” и “иметь равные стороны”.

 

Объемом понятия называют совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии. Объективно, т. е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например, школьники. Под объемом понятия “школьник” подразумевается множество всех школьников, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество столиц государств конечно, а множество натуральных чисел бесконечно. Множество (класс) А называется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А Ì. В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс “стол” входит в класс “мебель”).

 

В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды.

 

Характеристика видов понятий по объему:

 

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. Например, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1908)», «Организация Объединенных Наций», «столица Российской Федерации» и другие.

 

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например, «народный депутат России», «ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в городе Москве» и другие. Так известно, что объем второго понятия составляют 188 тысяч ветеранов.

 

Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов. Например, «человек», «прокурор», «преступление» и другие. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

 

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямоугольный треугольник», «домовой» и другие. От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существует в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

 

Виды понятий по содержанию:

 

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держава», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие.

 

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «белизна», «несправедливость», «честность». В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди. Но белизна, несправедливость, честность как отдельные, чувственно воспринимаемые вещи не существуют.

 

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например, «родители» - «дети», «ученик» - «учитель», «начальник» - «подчиненный», «истец» - «ответчик» и другие.

 

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например, «инвестиция», «правило», «сепаратизм» и другие.

 

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный человек», «живущий по средствам», «говорящий по-английски» и другие.

 

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...