Классификация основных форм трудовой деятельности человека. Факторы трудового процесса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Деятельность человека с позиции анализа и оценки опасностей целесообразно рассматривать как систему, состоящую из двух взаимосвязанных сложных подсистем: «человек» и «среда обитания». Здесь и далее человек понимается как существо биологическое (организм) и социальное (личность), а также рассматривается частный случай среды обитания человека -производственная среда. Опасности на производстве, формируемые системой физиологическими, психофизиологическими и психологическими ограничениями возможностей человека, связанными с неиспользованием и/или неразвитием этих способностей. Безопасность же человека в производственной среде определяется условиями труда этой среды. В настоящем руководстве рассматриваются с теоретических позиций как особенности системы «человек» (а именно, аспекты психофизиологии трудовой деятельности), так и условия труда в системе «производственная среда». Кроме того, приведена методика оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса. Следует иметь в виду, что такое разделение системы «человек - производственная среда» на две подсистемы условно и целесообразно лишь в целях аналитического рассмотрения вопроса. В процессе трудовой деятельности эти подсистемы взаимодействуют по принципу взаимного влияния одной на другую. Человек влияет, изменяет окружающую среду и обуславливает протекание трудового процесса и его результативность. Производственная среда, характеризующаяся определенными параметрами (условиями), в свою очередь определяет специфику деятельности человека, ее эффективность.
Цель работы: ознакомиться с методикой и получить навыки оценки тяжести и напряженности трудового процесса, а также научиться подбирать адекватные методы снижения влияния негативных факторов трудового процесса. Порядок выполнения работы: 1. Ознакомиться с теоретическим материалом настоящего руководства (разделы 1, 2), а также соответствующей темой лекционного занятия. 2. Провести оценку тяжести и напряженности трудового 3. Подготовить отчет о проделанной работе. Аспекты психофизиологии трудового процесса Классификация основных форм трудовой деятельности человека. Факторы трудового процесса Во всем многообразии форм трудовой деятельности человека можно выделить физический и умственный труд. Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно- обеспечивающие его деятельность. Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Статическая работа связана с затратой усилий без перемещение тела или частей (например, удерживание груза, работа стоя, сидя). Умственный труд - это работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления (например, операторский, управленческий, творческий труд, труд преподавателя, учащегося). К факторам трудового процесса относят тяжесть и напряженность труда. Физическая тяжесть труда - нагрузка на организм в процессе труда, требующего преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.
Статическая работа более утомительна (напряжение мышц длится непрерывно), чем динамическая (чередование процессов сокращения и расслабления). Напряженность труда - характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм в процессе труда, требующего преимущественно работы мозга по получению и переработке информации. Наиболее легкий - умственный труд, не требующий принятия решения, самый напряженный - творческая деятельность,
требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения. Кроме того, напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов, ответственности за конечный или промежуточный результат труда и т.д. [ 1, 2, 3 ]. 1.2. Физиологические характеристики человека Выявление опасностей в окружающем мире связано с необходимостью получения сведений о текущем состоянии и изменениях в окружающем мире и внутренней среде организма. Одним из каналов, обеспечивающих возможность получения информацию о среде обитания, способность ориентироваться в пространстве и оценивать свойства окружающей среды, является система анализаторов, которые представляют собой специальные структуры организма для получения человеком информации из внешней и внутренней среды организма и ее переработки. Анализаторы — это совокупность нервных образований, воспринимающих внешние раздражители, преобразующих их энергию в нервный импульс возбуждения и передающих его в центральную нервную систему. Датчиками анализаторов являются специальные окончания нервных волокон, называемые рецепторами, которые преобразуют внешнюю энергию различных видов раздражителей в особую активность нервной системы. Часть из них воспринимает изменения в окружающей среде (экстероцепторы), а другая часть -во внутренней среде нашего организма (интероцепторы). В зависимости от природы раздражителя, на который они настроены, рецепторы подразделяются: • на механорецепторы, к ним относятся слуховые, вестибулярные, гравитационные, тактильные рецепторы кожи и опорно-двигательного аппарата, барорецепторы сердечно-сосудистой системы;
• терморецепторы, воспринимающие температурные изменения как внутри организма, так и окружающей организм среде, они объединяют рецепторы кожи и внутренних органов, а также центральные термочувствительные нейроны в коре мозга; • хеморецепторы, реагирующие на воздействие химических веществ, к ним относятся рецепторы вкуса и обоняния, сосудистые и тканевые рецепторы (например, глюкорецепторы, реагирующие на изменение уровня сахара в крови); • фоторецепторы, настроенные на восприятие света; • болевые рецепторы, объединяются в особую группу, так как они могут возбуждаться механическими, химическими, электрическими и температурными раздражителями. Человек обладает рядом органов чувств, обеспечивающих восприятие действующих на организм раздражителей из окружающей среды - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Скорости передачи информации, принимаемой человеком с помощью различных органов чувств в кору больших полушарий головного мозга, следующие [1,2]:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|