Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация основных форм трудовой деятельности человека. Факторы трудового процесса




Введение

Деятельность человека с позиции анализа и оценки опасностей целесообразно рассматривать как систему, состоящую из двух взаимосвязанных сложных подсистем: «человек» и «среда обитания». Здесь и далее человек понимается как существо биологическое (организм) и социальное (личность), а также рассматривается частный случай среды обитания человека -производственная среда.

Опасности на производстве, формируемые системой
«человек», обусловлены антропометрическими,

физиологическими, психофизиологическими и психологическими ограничениями возможностей человека, связанными с неиспользованием и/или неразвитием этих способностей. Безопасность же человека в производственной среде определяется условиями труда этой среды.

В настоящем руководстве рассматриваются с теоретических позиций как особенности системы «человек» (а именно, аспекты психофизиологии трудовой деятельности), так и условия труда в системе «производственная среда». Кроме того, приведена методика оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса.

Следует иметь в виду, что такое разделение системы «человек - производственная среда» на две подсистемы условно и целесообразно лишь в целях аналитического рассмотрения вопроса. В процессе трудовой деятельности эти подсистемы взаимодействуют по принципу взаимного влияния одной на другую. Человек влияет, изменяет окружающую среду и обуславливает протекание трудового процесса и его результативность. Производственная среда, характеризующаяся определенными параметрами (условиями), в свою очередь определяет специфику деятельности человека, ее эффективность.

Цель работы: ознакомиться с методикой и получить навыки оценки тяжести и напряженности трудового процесса, а также научиться подбирать адекватные методы снижения влияния негативных факторов трудового процесса. Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом настоящего руководства (разделы 1, 2), а также соответствующей темой лекционного занятия.


2. Провести оценку тяжести и напряженности трудового
процесса (конкретный вид деятельности выбирается из перечня или
согласуется с преподавателем).

3. Подготовить отчет о проделанной работе.

Аспекты психофизиологии трудового процесса

Классификация основных форм трудовой деятельности человека. Факторы трудового процесса

Во всем многообразии форм трудовой деятельности человека можно выделить физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-
двигательный аппарат и функциональные системы организма
(сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную),

обеспечивающие его деятельность.

Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Статическая работа связана с затратой усилий без перемещение тела или частей (например, удерживание груза, работа стоя, сидя).

Умственный труд - это работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления (например, операторский, управленческий, творческий труд, труд преподавателя, учащегося).

К факторам трудового процесса относят тяжесть и напряженность труда.

Физическая тяжесть труда - нагрузка на организм в процессе труда, требующего преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

Статическая работа более утомительна (напряжение мышц длится непрерывно), чем динамическая (чередование процессов сокращения и расслабления).

Напряженность труда - характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм в процессе труда, требующего преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.

Наиболее легкий - умственный труд, не требующий принятия решения, самый напряженный - творческая деятельность,


 




требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения.

Кроме того, напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов, ответственности за конечный или промежуточный результат труда и т.д. [ 1, 2, 3 ].

1.2. Физиологические характеристики человека

Выявление опасностей в окружающем мире связано с необходимостью получения сведений о текущем состоянии и изменениях в окружающем мире и внутренней среде организма.

Одним из каналов, обеспечивающих возможность получения информацию о среде обитания, способность ориентироваться в пространстве и оценивать свойства окружающей среды, является система анализаторов, которые представляют собой специальные структуры организма для получения человеком информации из внешней и внутренней среды организма и ее переработки. Анализаторы — это совокупность нервных образований, воспринимающих внешние раздражители, преобразующих их энергию в нервный импульс возбуждения и передающих его в центральную нервную систему.

Датчиками анализаторов являются специальные окончания нервных волокон, называемые рецепторами, которые преобразуют внешнюю энергию различных видов раздражителей в особую активность нервной системы. Часть из них воспринимает изменения в окружающей среде (экстероцепторы), а другая часть -во внутренней среде нашего организма (интероцепторы).

В зависимости от природы раздражителя, на который они настроены, рецепторы подразделяются:

• на механорецепторы, к ним относятся слуховые, вестибулярные, гравитационные, тактильные рецепторы кожи и опорно-двигательного аппарата, барорецепторы сердечно-сосудистой системы;

• терморецепторы, воспринимающие температурные изменения как внутри организма, так и окружающей организм среде, они объединяют рецепторы кожи и внутренних органов, а также центральные термочувствительные нейроны в коре мозга;

• хеморецепторы, реагирующие на воздействие химических веществ, к ним относятся рецепторы вкуса и обоняния, сосудистые и тканевые рецепторы


(например, глюкорецепторы, реагирующие на изменение уровня сахара в крови);

• фоторецепторы, настроенные на восприятие света;

• болевые рецепторы, объединяются в особую группу, так как они могут возбуждаться механическими, химическими, электрическими и температурными раздражителями.

Человек обладает рядом органов чувств, обеспечивающих восприятие действующих на организм раздражителей из окружающей среды - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Скорости передачи информации, принимаемой человеком с помощью различных органов чувств в кору больших полушарий головного мозга, следующие [1,2]:

 

Сигнал Характеристика Скорость, бит/с
Зрительный Цвет 3,1
Слуховой Громкость 2,3
Вкусовой Соленость 1,3
Обонятельный Интенсивность 1,53
Тактильный Интенсивность 2,0
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...