Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психические состояния в процессе трудовой деятельности




Активно развивающаяся в настоящее время дисциплина «Психология безопасности» изучает применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и состояния, наблюдаемые в процессе трудовой деятельности [2].

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение опыта. К ним относятся ощущения, восприятие, память, внимание, воображение и т.д.

Психические свойства - это свойства личности или ее существенные особенности. Они устойчивы и постоянны. Это в первую очередь характер и темперамент.

Психическое состояние - относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.


 




Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов [2].

Из всего многообразия психических состояний рассмотрим те, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности, т.е. производственные психические состояния. Они классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени
состояния, которые определяют отношение человека к данному
конкретному производству или виду труда. Эти состояния
(удовлетворенность/неудовлетворенность работой, заинтере­
сованность трудом или безразличие и т.п.) отражают общий
психологический настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода изменений в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих. Например, острое стрессовое расстройство, фрустрация, страх и т.п.

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Например, повышенная или пониженная работоспособность, утомление, состояния, вызванные содержанием и характером работы (скука, апатия, монотония и т.п.).

Рассмотрим некоторые из ситуативных и периодически возникающих в процессе трудовой деятельности психических состояний, а также мероприятия по снижению их негативного влияния на производительность труда человека.

1.3.1. Работоспособность и утомление

Работоспособность - основной показатель трудовой деятельности - способность производить действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

Утомление - снижение уровня работоспособности человека (или отдельных функциональных систем) под влиянием работы.

Утомление может быть: быстро (при очень интенсивной работе, например, при работе грузчика, каменщика) и медленно развивающееся (при длительной малоинтересной работе, например, работа водителя, рабочего конвейера).

Утомление по своей биологической сущности является нормальным физиологическим процессом, выполняющим защитную функцию, предохраняя его отдельные физиологические


системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Определенный уровень утомления в конце рабочего времени даже является необходимым для поддержания достигнутого уровня тренированности организма к выполняемому виду трудовой нагрузки у работников, адаптированных к этой работе, или для повышение степени упражненности у начинающих работников.

В реальной трудовой деятельности утомление может
проявляться или в снижении интенсивности (производительности)
труда работника при сохранении величины начального уровня
напряжения его физиологических функций, или в увеличении
степени напряжения физиологических функций при неизменных
показателях количества и качества труда, или (что бывает наиболее
часто) в некотором снижении количества или качества труда с
одновременным увеличением степени напряжения

физиологических функций.

В случае, если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период, т. е. будет происходить накопление, кумуляция утомления. При продолжении работы в подобных условиях кумуляция утомления может привести к появлению признаков переутомления, то есть хронического утомления, неликвидируемого за обычный период отдыха (ежедневный и еженедельный).

Работоспособность на протяжении рабочего времени возрастает и снижается в конце рабочей смены и в своих изменениях имеет три периода. Первый является периодом врабатываемости или вхождения в работу (0,5 - 1,5 ч), для которого характерны низшие показатели уровня работоспособности. Второй - устойчивое сохранение высокой работоспособности, достигнутой в первом периоде, продолжительность его 2-2,5 ч. Третий -снижение работоспособности в результате утомления.

Физиологическая картина физического и умственного утомление сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечаются расстройства внимания, ухудшения памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения


 




[1].

1.3.2. Монотония

Монотонность труда - однообразие трудовых операций и производственной обстановки.

Монотония - комплекс физиологических и психологических изменений в организме, возникающих при монотонном труде.

Выделяют две группы условий, вызывающих состояние монотонии:

1. Монотонность действий (монотонность первого вида),
при которой состояние монотонии возникает в связи с
выполнением однообразных действий и частым их повторением.
Степень выраженности монотонии зависит:

от количества однообразно повторяющихся действий в единицу времени;

продолжительности отдельных рабочих операций;

степени сложности выполняемых операций;

принудительного ритма и темпа;

величины и интенсивности мышечных нагрузок.

Чем меньше количество элементов, с которыми работает человек, и выполняемых операций и чем операции короче, тем монотоннее труд.

2. Монотонность обстановки, ожидания (монотонность
второго вида), при которой состояние монотонии возникает в связи
с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей
остановки и дефицита поступающей информации («сенсорный
голод»), а также вследствие пассивного наблюдения и контроля за
автоматизированным процессом.

Факторы монотонного труда:

малый объем полезной информации о ходе технологического процесса в единицу времени;

небольшое кол-во объектов наблюдения;

небольшая степень ответственности за принимаемые решения;

бедность внешних раздражителей и т.п.

Монотонный труд вызывает прежде всего изменения функционального состояния ЦНС. Степень влияния монотонных трудовых процессов на психофизиологическое состояние работника во многом определяется его индивидуальными особенностями и зависит от типа нервной системы (НС), темперамента, свойств личности и т.п.


Более устойчивы к монотонии люди со слабой НС относительно процесса возбуждения, более инертными нервными процессам, т.е. люди замкнутые, интраверты (характеризуются высокой эмоциональной устойчивостью, низкой тревожностью).

Менее устойчивы - работники с сильной НС, с высокой подвижностью нервных процессов, активные, общительные (экстраверты) [1].

1.3.3. Стрессовое состояние на рабочем месте

Стресс - функциональное состояние напряженности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров - значительных по силе экстремальных для организма раздражителей [6].

Выделяют:

• физиологический стресс (например, состояние организма после отравления ядовитым веществом);

• психологический:

 

- информационный (состояние информационной перегрузки, человек не может справиться с рядом задач, не может работать в заданном темпе, например, деятельность оператора аэропорта);

- эмоциональный (не связан с профессиональной деятельностью, стрессорами могут быть угроза социальному статусу, самооценке и т.п.)

Стадии стресса

1. Стадия тревоги — возникает в ответ на внезапное действие
стрессора. Имеет две подстадии: 1.1) шок и 1.2) противошок. Сразу
после действия стрессора уровень адаптации организма (или
психики) к действию стрессора резко падает (стадия 1.1), а затем
начинает увеличиваться (стадия 1.2).

2. Стадия резистентности (сопротивляемости) -
максимальная мобилизация сил для ответа на стрессор, уровень
адаптации возрастает, достигая максимального значения.

3. Стадия истощения - апатия, подавленность, отсутствие
сил после перегрузки, уровень адаптации снижается, вплоть до
полного истощения (минимальное значение).

Выделяют 6 различных источников стресса как различных типов несоответствия между требуемым от работающего и возможным им в процессе трудовой деятельности [4]: физические (громкость, запах и т.п.),


 




социальные (нормативные ограничения); личностные (тревожность, низкая самооценка); особенности задачи (степень сложности, монотонность

выполняемой задачи); структурные (необходимость работать в группе или

индивидуально); ролевые (возможность инициативы или подчиненность

лидеру).

1.3.4. Мероприятия по снижению влияния негативных психофизиологических состояний в трудовом процессе

Для снижения утомления в процессе труда и повышения работоспособности используются следующие эффективные методы:

установление рационального режима труда и отдыха;

внедрение механизации трудоемких работ, переход к автоматизированным и полуавтоматизированным технологическим процессам, облегчающим труд;

использование упражнения и тренировки в процессе производственного обучения, что совершенствует двигательные действия, делает их более координированными и экономичными, при этом достигается большая согласованность физиологических систем;

применение рациональной рабочей позы и правильно оборудованного рабочего места;

внедрение производственной эстетики: рациональной окраски и освещения помещений, функциональной музыки, оформления интерьера; создание благоприятных отношений в коллективе;

соответствие факторов производственной среды гигиеническим требованиям [1].

Для поддержания высокого уровня работоспособности при умственном труде необходимо соблюдать ряд условий:

постепенное вхождение в трудовой процесс после сна или летнего отдыха;

индивидуальный ритм работы;

соблюдение привычной последовательности в трудовой деятельности;

правильное чередование периодов труда и отдыха;

систематические упражнения в умственном труде;

благоприятные отношения в коллективе.


Мероприятия, предупреждающие развитие монотонны, должны быть направлены:

на увеличение эмоционального тонуса и мотивации;

обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузки;

устранение-объективных факторов монотонного труда.

К таким мероприятиям относят:

автоматизация и механизация производства;

оптимизация содержания труда;

рационализация рабочего места и оздоровление условий производственной среды;

применение психологических и социально-психологических факторов профилактики монотонии;

разработка и внедрение систем профессионального отбора и профессиональной ориентации [1].

Основные методы снятия стрессовых состояний

1. Релаксация - состояние покоя, расслабленности,
возникающее у человека вследствие снятия напряжения, после
сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может
быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и
произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы,
представлением состояний, обычно соответствующих покою,
расслабления мышц.

2. Концентрация (например, на счете или на слове,
произносимом нараспев по слогам).

3. Луторегуляция дыхания - сознательное воздействие на
процесс дыхания.

Все методы снятия острого стрессового состояния основаны на принципе переключения внимания с травмирующего события на иную деятельность. Всем известен прием, когда рекомендуется в пылу страстей не давать сразу резкий и опрометчивый ответ, а попробовать мысленно посчитать до 10. Кроме этого, рекомендуется переключение на любую другую деятельность, приносящую человеку позитивные эмоции (рисование, спорт и т.п.).


 




нормативов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...