Психические состояния в процессе трудовой деятельности
Активно развивающаяся в настоящее время дисциплина «Психология безопасности» изучает применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и состояния, наблюдаемые в процессе трудовой деятельности [2]. Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение опыта. К ним относятся ощущения, восприятие, память, внимание, воображение и т.д. Психические свойства - это свойства личности или ее существенные особенности. Они устойчивы и постоянны. Это в первую очередь характер и темперамент. Психическое состояние - относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.
Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов [2]. Из всего многообразия психических состояний рассмотрим те, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности, т.е. производственные психические состояния. Они классифицируются по следующим группам: 1. Относительно устойчивые и длительные по времени
2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода изменений в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих. Например, острое стрессовое расстройство, фрустрация, страх и т.п. 3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Например, повышенная или пониженная работоспособность, утомление, состояния, вызванные содержанием и характером работы (скука, апатия, монотония и т.п.). Рассмотрим некоторые из ситуативных и периодически возникающих в процессе трудовой деятельности психических состояний, а также мероприятия по снижению их негативного влияния на производительность труда человека. 1.3.1. Работоспособность и утомление Работоспособность - основной показатель трудовой деятельности - способность производить действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время. Утомление - снижение уровня работоспособности человека (или отдельных функциональных систем) под влиянием работы. Утомление может быть: быстро (при очень интенсивной работе, например, при работе грузчика, каменщика) и медленно развивающееся (при длительной малоинтересной работе, например, работа водителя, рабочего конвейера). Утомление по своей биологической сущности является нормальным физиологическим процессом, выполняющим защитную функцию, предохраняя его отдельные физиологические системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Определенный уровень утомления в конце рабочего времени даже является необходимым для поддержания достигнутого уровня тренированности организма к выполняемому виду трудовой нагрузки у работников, адаптированных к этой работе, или для повышение степени упражненности у начинающих работников.
В реальной трудовой деятельности утомление может физиологических функций. В случае, если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период, т. е. будет происходить накопление, кумуляция утомления. При продолжении работы в подобных условиях кумуляция утомления может привести к появлению признаков переутомления, то есть хронического утомления, неликвидируемого за обычный период отдыха (ежедневный и еженедельный). Работоспособность на протяжении рабочего времени возрастает и снижается в конце рабочей смены и в своих изменениях имеет три периода. Первый является периодом врабатываемости или вхождения в работу (0,5 - 1,5 ч), для которого характерны низшие показатели уровня работоспособности. Второй - устойчивое сохранение высокой работоспособности, достигнутой в первом периоде, продолжительность его 2-2,5 ч. Третий -снижение работоспособности в результате утомления. Физиологическая картина физического и умственного утомление сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечаются расстройства внимания, ухудшения памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения
[1]. 1.3.2. Монотония Монотонность труда - однообразие трудовых операций и производственной обстановки. Монотония - комплекс физиологических и психологических изменений в организме, возникающих при монотонном труде. Выделяют две группы условий, вызывающих состояние монотонии:
1. Монотонность действий (монотонность первого вида), от количества однообразно повторяющихся действий в единицу времени; продолжительности отдельных рабочих операций; степени сложности выполняемых операций; принудительного ритма и темпа; величины и интенсивности мышечных нагрузок. Чем меньше количество элементов, с которыми работает человек, и выполняемых операций и чем операции короче, тем монотоннее труд. 2. Монотонность обстановки, ожидания (монотонность Факторы монотонного труда: малый объем полезной информации о ходе технологического процесса в единицу времени; небольшое кол-во объектов наблюдения; небольшая степень ответственности за принимаемые решения; бедность внешних раздражителей и т.п. Монотонный труд вызывает прежде всего изменения функционального состояния ЦНС. Степень влияния монотонных трудовых процессов на психофизиологическое состояние работника во многом определяется его индивидуальными особенностями и зависит от типа нервной системы (НС), темперамента, свойств личности и т.п. Более устойчивы к монотонии люди со слабой НС относительно процесса возбуждения, более инертными нервными процессам, т.е. люди замкнутые, интраверты (характеризуются высокой эмоциональной устойчивостью, низкой тревожностью). Менее устойчивы - работники с сильной НС, с высокой подвижностью нервных процессов, активные, общительные (экстраверты) [1]. 1.3.3. Стрессовое состояние на рабочем месте Стресс - функциональное состояние напряженности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров - значительных по силе экстремальных для организма раздражителей [6].
Выделяют: • физиологический стресс (например, состояние организма после отравления ядовитым веществом); • психологический:
- информационный (состояние информационной перегрузки, человек не может справиться с рядом задач, не может работать в заданном темпе, например, деятельность оператора аэропорта); - эмоциональный (не связан с профессиональной деятельностью, стрессорами могут быть угроза социальному статусу, самооценке и т.п.) Стадии стресса 1. Стадия тревоги — возникает в ответ на внезапное действие 2. Стадия резистентности (сопротивляемости) - 3. Стадия истощения - апатия, подавленность, отсутствие Выделяют 6 различных источников стресса как различных типов несоответствия между требуемым от работающего и возможным им в процессе трудовой деятельности [4]: физические (громкость, запах и т.п.),
социальные (нормативные ограничения); личностные (тревожность, низкая самооценка); особенности задачи (степень сложности, монотонность выполняемой задачи); структурные (необходимость работать в группе или индивидуально); ролевые (возможность инициативы или подчиненность лидеру). 1.3.4. Мероприятия по снижению влияния негативных психофизиологических состояний в трудовом процессе Для снижения утомления в процессе труда и повышения работоспособности используются следующие эффективные методы: установление рационального режима труда и отдыха; внедрение механизации трудоемких работ, переход к автоматизированным и полуавтоматизированным технологическим процессам, облегчающим труд; использование упражнения и тренировки в процессе производственного обучения, что совершенствует двигательные действия, делает их более координированными и экономичными, при этом достигается большая согласованность физиологических систем; применение рациональной рабочей позы и правильно оборудованного рабочего места; внедрение производственной эстетики: рациональной окраски и освещения помещений, функциональной музыки, оформления интерьера; создание благоприятных отношений в коллективе;
соответствие факторов производственной среды гигиеническим требованиям [1]. Для поддержания высокого уровня работоспособности при умственном труде необходимо соблюдать ряд условий: постепенное вхождение в трудовой процесс после сна или летнего отдыха; индивидуальный ритм работы; соблюдение привычной последовательности в трудовой деятельности; правильное чередование периодов труда и отдыха; систематические упражнения в умственном труде; благоприятные отношения в коллективе. Мероприятия, предупреждающие развитие монотонны, должны быть направлены: на увеличение эмоционального тонуса и мотивации; обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузки; устранение-объективных факторов монотонного труда. К таким мероприятиям относят: автоматизация и механизация производства; оптимизация содержания труда; рационализация рабочего места и оздоровление условий производственной среды; применение психологических и социально-психологических факторов профилактики монотонии; разработка и внедрение систем профессионального отбора и профессиональной ориентации [1]. Основные методы снятия стрессовых состояний 1. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, 2. Концентрация (например, на счете или на слове, 3. Луторегуляция дыхания - сознательное воздействие на Все методы снятия острого стрессового состояния основаны на принципе переключения внимания с травмирующего события на иную деятельность. Всем известен прием, когда рекомендуется в пылу страстей не давать сразу резкий и опрометчивый ответ, а попробовать мысленно посчитать до 10. Кроме этого, рекомендуется переключение на любую другую деятельность, приносящую человеку позитивные эмоции (рисование, спорт и т.п.).
нормативов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|