Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-техническое обеспечение дисциплины.




 

При проведении занятий используется: персональный компьютер, ноутбук, видео- и аудиоматериалы, мультимедийный проектор.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

5.6.1. Проблемная лекция с элементами эвристической беседы.

Лекция может быть построена как проблемная, т.е. при изложении материала преподаватель обращает внимание магистрантов на вопросы, которые вызывали в профессиональных кругах дискуссию. Тогда в лекцию можно ввести элементы эвристической беседы, приглашая участников к размышлению и таким образом, сделав их со-исследователями заявленной проблемы.

Эвристическая беседа предполагает постановку проблемных вопросов, каждый из которых содержит в себе диалектическое противоречие, являющееся «пусковым механизмом» процесса мышления.

Оно активизирует стремление найти ответ на вопрос, что становится своего рода самостоятельной познавательной задачей.

Изложение заявленной в лекции темы приобретает характер группового обсуждения. Это позволяет исследовать механизмы развития явлений в их диалектической взаимообусловленности.

Таким образом, проблемная лекция побуждает аудиторию к активному включению в усвоение и обсуждение материала. Нахождение ответов на неоднозначные вопросы стимулирует взаимодействие между полушариями головного мозга и, следовательно, - развитие творческого мышления.

Полезно перед лекцией вооружить участников дискуссии «опорным конспектом»: в котором отражены основные понятия, определения, вся логика лекции выстроена в виде тезисов. Желательно в таком раздаточном материале использовать графические иллюстрации (диаграммы, блок-схемы, графики, схемы), а также - таблицы. Это значительно повышает усвоение материала[1].

Лекция с обратной связью.

Цели:

· активизация учебного процесса;

· получение быстрой оперативной информации о степени усвоения учебного материала.

Процедура проведения:

Лекция с обратной связью проводится в аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием.

В начале и в конце каждого логического раздела занятия задаются вопросы, предполагающие короткий ответ (желательно – в письменной форме).Вопрос может иметь форму теста, содержащего варианты ответа. Первый вопрос имеет целью – узнать, насколько слушатели осведомлены в излагаемой проблеме, а последующие – стимулируют активность участников и контролируют усвоение материала.

Если аудитория достаточно верно отвечает на вопрос, лектор может ограничить изложение материала лишь краткими тезисами и перейти к следующему разделу занятия.

Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, лектор читает соответствующий раздел лекции, после чего слушателям опять предъявляются вопросы, которые задавались вначале.

Благодаря включению в лекцию обратной связи существенно повышаются процессы восприятия, осмысления, понимания, запоминания.

Лекция с обратной связью применяется в тех случаях, когда тематика занятия имеет ярко выраженную практическую направленность.

Лекция-дискуссия

Цели:

· развитие критического мышления;

· активизация процесса восприятия материала;

· более глубокое понимание изучаемого материала.

Процедура проведения:

Между изложением логических разделов лекции преподаватель организует беглый обмен мнениями. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места.

Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции.

Использование дискуссии в процессе лекции позволяет педагогу активизировать познавательную деятельность обучающихся и управлять формированием когнитивных представлений, эмоциональным отношением к ним, т.е., коллективным мнением группы.

Технологию данной лекции можно представить в виде следующей схемы:

Лекция → Дискуссия → Лекция → Дискуссия → Выводы

Для успешного проведения лекции такого рода требуется подготовка вопросов для дискуссии, чтобы избежать затянутости, неконструированности дискуссии. Вопросы для дискуссии должны «нащупывать» наиболее значимые проблемы, в которых может содержаться некая неоднозначность, наличие разных подходов к ним у различных авторов. Тогда возникает материал для дискуссии, что активизирует восприятие и мышление студентов.[2]

 

Семинар-дискуссия.

Дискуссия (от лат. Discussion – рассмотрение, исследование) представляет собой:

· способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; заключается в выявлении и сопоставлении различных точек зрения, позиций, в оперативном подборе и предъявлении необходимой аргументации;

· метод группового обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения в коллективный поиск способа решения какой-либо проблемы.

Разновидности: спор, диспут, дебаты.

Дискуссия организуется модератором как обмен мнениями, в котором обучающиеся отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу. Она выполняет функцию подготовки сознания обучающихся к усвоению теории, идеи, закономерностей, обобщений, самостоятельному поиску истины. Одновременно все обучающиеся вовлекаются в активное взаимодействие.

В процессе дискуссии решаются следующие задачи:

- осознание противоречий в самом исследуемом (обсуждаемом) явлении;

- актуализация предшествующего опыта: интеллектуального (знаний) и эмоционального (отношения к явлению);

- творческое переосмысление, включение в новый контекст.

Как групповой, интерактивный метод дискуссия предполагает:

· распределение ролей в группе (или командах);

· выполнение коллективной задачи;

· соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности.

С образовательной точки зрения важными являются результаты дискуссии:

Во-первых, актуализация достаточно глубоких пластов личного опыта, которые осознаются в результате проговаривания. Во-вторых, возможность увидеть явление глазами других людей и благодаря этому открыть в нем новые грани. Благодаря этому меняется привычная точка зрения, явление включается в новый контекст. На этой основе формируется новый опыт.

Особенно это касается проблематики, затрагивающей глубинные личностные аспекты человеческого существования, каковыми, в частности, являются проблемы лидерства.

Задача преподавателя в данной ситуации – выступать в качестве модератора. [3]

Семинар-модерация.

Модерация это направление процесса обсуждения, сбор и обобщение всех мнений, подведение итогов обсуждения на основе педагогически значимых выводов. Искусство модератора как раз и заключается в умении делать выводы, возвышая индивидуальный опыт участников. Опишем ее основные этапы.

Этапы модерации:

1. Определение темы и целей групповой дискуссии.

2. Сбор всех точек зрения.

Здесь следует учитывать динамику группы: первым начинает говорить лидер (самый активный человек). После него включаются другие участники. Но задача модератора – собрать все точки зрения, даже тех «нелидеров», которые скромно молчат и ждут своей очереди. Иногда самые «безумные» идеи оказываются самыми эффективными.

3. Упорядочивание, обоснование, совместная оценка полученной информации.

4. Подведение итогов, сопоставление целей с результатами (К чему пришли? Что получили в итоге?).

 

 

Положительный эффект модерации:

· Возможность рассмотреть ситуацию с разных сторон;

· Уточняются взаимные позиции;

· Уменьшается сопротивление изменениям и усвоению новой информации;

· Нивелируются (сглаживаются) скрытые конфликты (даже если я не испытываю личную симпатию к члену группы, я готов принять его точку зрения);

· Вырабатывается групповое решение, приобретающее статус групповой нормы;

· Включаются механизмы принятия личной ответственности за общий результат.[4]

 

Кейс-ситуация.

Кейс-технологиипредставляют собой методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций из практики профессиональной деятельности. В результате анализа ситуаций у студентов формируются и развиваются профессиональные компетенции, необходимые для успешного выполнения этой деятельности.

Кейс-метод ориентирован не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на развитие способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации. Это позволяет не только научиться анализировать причинно-следственные связи, но и создавать готовый результат, нацеленный на будущее (И.В.Гладких, Высшая школа менеджмента СПбГУ).

Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты ее решения. Так, в бизнес-образовании в качестве ключевых объектов выступают среда бизнеса, организации и люди, принимающие решения. В психологическом образовании – люди в различных социальных группах (организация, семья, референтные группы и т.п.), вступающие в определенные взаимоотношения друг с другом.

В учебном процессе кейсы позволяют на реальных примерах «окунуться» в профессиональную среду: провести анализ ситуации (всех определяющих ее факторов), предложить возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.

Учебные кейсы подразделяются на следующие группы (И.В.Гладких):

1. Иллюстративные (описательные) – профессионально изложенные (иногда с авторскими комментариями) практические примеры. Они наглядно демонстрируют конкретные положения теории, удачные решения, примеры из бизнеса или практики деятельности и т.п. Их можно использовать для иллюстрации эффективного или неэффективного решения той или иной проблемы.

2. «Традиционные» учебные кейсы, ориентированные на поиск решения – предназначены для проведения обсуждений, самостоятельного анализа проблемы и поиска решения. Среди них выделяют:

а) Аналитические кейсы – они направлены на развитие навыков решения аналитических задач и анализа ситуации (например, провести SWOT-анализ компании, анализ внешнего окружения бизнеса, бизнес-плана, какого-либо метода управления, консультирования и т.п.);

б) Кейсы, направленные на принятие управленческих решений – вот они как раз и содержат в себе вызов, требуют развернутого обсуждения, всестороннего анализа и оценки с целью принятия оптимального для данной ситуации решения.

Кейсы призваны решать следующие задачи:

· Активизировать имеющиеся знания для решения конкретной практической ситуации профессиональной деятельности;

· Развитие умений работы с информацией (оценки, систематизации и применения информации);

· Формирование диалектического мышления (умения анализировать разные, подчас противоречивые стороны явления), а также умения диагностировать ситуацию и прогнозировать возможные варианты ее развития;

· Развитие коммуникативной компетентности (умения донести информацию, убеждать, дискутировать, слушать и слышать других людей);

· Развитие как рационального, так и творческого мышления (умения формулировать неожиданные гипотезы и учиться подтверждать их, находя оригинальные решения);

· Формирование умений работать в команде.

Технология создания кейсов:

1. Определение цели создания кейса. Например, формирование гибкой клиентоориентированной стратегии, которая становится одним из ведущих ресурсов организации.

2. Проведение работы по поиску источников (интернет-сайты, публикации в печати, конкретные случаи из профессиональной деятельности – своей и своих коллег и т.д.).

3. Написание кейса (подбор и компоновка материала, выделение проблемной ситуации, стимулирующей интеллектуальный поиск обучающихся).

4. Апробация кейса в аудитории и в профессиональном сообществе коллег (своего рода проверка: насколько он интересен, вызывает ли дискуссию, стимулирует ли соответствующую активность в виде поиска вариантов и т.д.).

5. Коррекция кейса с учетом замечаний (если таковая требуется). Обязательное требование: если в основу кейса положена конкретная ситуация конкретной организации, - следует получить разрешение (причем письменное) данной организации на публикацию данного кейса, поскольку информация может рассматриваться как конфиденциальная. Это делается в том случае, если называется конкретная организация. Однако если ситуация моделируется на основе обобщенного опыта и название организации изменено или не фигурирует вовсе – письменное согласие не обязательно.

6. Подготовка методических рекомендаций для преподавателей по использованию кейса.

В структуру учебного кейса должны быть включены следующие компоненты (И.В.Гладких):

1. Аннотация – общее описание кейса. Ее объем – от одного до нескольких кратких абзацев, где раскрывается ключевая идея кейса (проблема, подлежащая обсуждению), обучающие цели (без детального описания задач) и целевая аудитория.

2. Текст кейса – его сюжетная структура. Она должна быть выполнена так, чтобы увлечь обучающихся. В тексте излагается сама проблема и определяется круг вопросов, которые следует решить. Если персонажем кейса является какое-то конкретное лицо, то его следует указать. А также время и место, когда и где происходит событие. Далее следует указание самой проблемы и обозначается вызов, который эта проблема в себе содержит.

Текст может быть выполнен как в литературно-повествовательном жанре, так и представлен в виде четкой информации о компании, ее стратегии и задачах, элементах внешнего окружения (если это нужно для выполнения SWOT-анализа). Но следует помнить о том, что центральный элемент сюжета – это не описание организации и ее деятельности, а сама проблема (противоречие, конфликт), которая требует решения.

Иногда в кейсе приводятся возможные варианты решения, и учащимся следует их рассмотреть и сделать выбор в пользу одного из них (соответственно, обосновав). Подобного рода кейсы хорошо использовать для дискуссии в группе (дискуссия в этом случае будет иметь направленный характер).

3. Приложения – например, в виде таблиц, статистического материала, исторических справок, картинок, - если это является необходимым для уточнения каких-либо деталей. Приложения используются тогда, когда дополнительный материал сложно ввести в основную часть текста, чтобы не загромождать внимание и восприятие студентов. Но приложения – это вовсе не обязательный компонент кейса.

4. Вопросы для обсуждения – набор заданий по исследованию ситуации, заявленной в кейсе.

5. Методические рекомендации для преподавателей по работе с кейсом – обязательная часть кейса. Они адресованы преподавателям, которые пользуются «готовыми» (кем-то разработанными) кейсами. Главное предназначение рекомендаций – помочь преподавателю организовать работу с кейсом, раскрыть возможности его использования.

Методические рекомендации должны содержать три смысловые части:

1) Презентационная часть – кратко информирует о содержании, предназначении и возможностях использования учебного материала. В ней указываются:

- аудитория, для которой предназначен кейс;

- учебные курсы (дисциплины) и их конкретные этапы (разделы, темы), предполагающие использование данного кейса;

- обучающие цели кейса – какие знания он формирует, какие умения и навыки развивает, решению каких профессиональных задач способствует;

- центральная проблема (проблемная ситуация) – ориентирует преподавателей, задает направление деятельности (поиска решений).

2) Методическая часть, которая включает в себя:

- общие рекомендации по работе с кейсом (как лучше организовать работу, на что обратить внимание, общие направления организации обсуждения и т.п.). Все сценарии предусмотреть невозможно, да и не нужно, важно очертить общий круг вопросов, задать основное направление дальнейшей работы;

- вопросы для обсуждения (перечень вопросов, рекомендуемых для обсуждения: обычно 4-6 ключевых вопросов);

- комментарии к вопросам для обсуждения (к каждому из вопросов должны быть приведены комментарии и даны варианты ответов);

- анализ возможных вариантов поиска решений (этот пункт особенно касается ситуаций, требующих принятия управленческих решений; поиск может осуществляться вокруг причин, приведших к ситуации, разработки критериев оценки вариантов решений, выбора варианта, обоснования плана действий).

3) Опыт работы с кейсом – если такой опыт уже существует, следует обратить внимание преподавателей на его уроки (чему следует уделить особое внимание, как распределить время и т.п.)

4) Дополнительная информация – «факультативная» часть, строго обязательной не является. Например, информация о компании, о развитии ее деятельности после описываемых событий, дополнительно рекомендуемая литература, раздаточные материалы, слайды и т.п. [5]

Презентация.

Рекомендации по подготовке презентации:

1. Цель – добиться полного понимания у всей аудитории.

2. Запись выступления на 7 минут занимает примерно полторы страницы текста (формат А4, шрифт 12pt).

3. Рекомендуемое количество слайдов для презентации: 15-20.

4. Необходима титульная страница, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада.

5. Слайд – это визуальная информация, т.е. это, как правило, – иллюстративное сопровождение устного текста, график, таблица.

6. Текст в слайде – минимален. Это – 1)«этикетаж» иллюстративного материала; 2)концептуальные тезисы презентации.

7. Дизайн слайдов должен быть простым и строгим (оптимально — тёмный на белом).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...