Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий по методике развития связной речи учащихся (работа с изложением).




УЧИМ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ И СОЧИНЕНИЕ

 

(МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ)

пособие для студентов IV курса

отделения преподавания в начальных классах

 

Санкт – Петербург

2009 год

 

 

В пособии представлены теоретические материалы для самостоятельной работы студентов в процессе изучения тем: «Методика развития связной речи (обучение изложению)» и «Методика развития связной речи (обучение сочинению)», показана структура учебного занятия, представлены глоссарии по этим двум разделам, даны практические советы по организации самостоятельной работы студентов IV курса отделения преподавания в начальных классах в процессе изучения данных тем.

 

Авторы – составители: студентки 4 – 8 группы:

Рязанцева Мария

Сапежко Александра

 

Руководители:

1. Преподаватель методики преподавания русского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ РФ Лабинская Татьяна Анатольевна.

2. Преподаватель педагогики высшей квалификационной категории Савельева Ольга Михайловна.

 

 

Рецензенты: студенты группы 4 – 8.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые студенты! В этом семестре вы приступаете к изучению последнего раздела методики русского языка: «Методика развития связной речи учащихся начальной школы». Очень скоро вам предстоит применить полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский в свое время сказал: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле».

Изучая раздел методики преподавания русского языка «Методика развития связной речи учащихся начальной школы» нужно не забывать о той ответственности, которую вы несёте за грамотное развитие вашего ученика. Этот раздел необычайно важен, так как человеку невозможно стать полноценным членом общества, если он не умеет связно и понятно передавать свои мысли, вести разговор в устной и письменной форме.

Главными направлениями в развитии связной письменной речи является работа над изложением и сочинением. Это важные этапы, на которых учащиеся стараются создать текст на основе рассказа, не упуская авторских средств выразительности или создать свой собственный.

Содержание уроков по обучению изложению и сочинению должно быть последовательным, красочным и интересным. Помните, ваша главная задача не оценить, а научить. Поэтому постарайтесь организовать ваш урок таким образом, чтобы ученикам было удобно и интересно работать. «Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» (Гёте Иоганн Вольфганг).

При составлении данного методического пособия, мы постарались учесть все нюансы, которые встречаются при проектировании уроков изложения и сочинения.

Мы верим, у вас обязательно всё получится. Дерзайте!

 

Авторы-составители

 

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать.

 

Содержание

1. Напутственное слово  
2. Предисловие  
3. Глоссарий по методике развития связной речи учащихся (изложение)  
4. Что должен знать и уметь учитель, для того чтобы провести урок по развитию связной речи учащегося?  
5. Как разработать проект урока по развитию связной речи учащегося в группах?  
6. Виды изложений по программе 1-4.  
7. Советы  
8. Общее целеполагание к уроку обучения изложению.  
9. Структура типового урока изложения.  
10. Как провести анализ программы?  
11. Примерно так и должно быть  
12. Проект урока обучения изложению.  
13. Глоссарий по методики развития связной речи учащихся (сочинение)  
14. Виды сочинений в начальных классах.  
15. Общее целеполагание к уроку обучения сочинению.  
16. Структура типового урока сочинения по личным наблюдениям.  
17. Методика работы над сочинением по личным наблюдениям  
18. Проект урока обучения сочинению.  
19. Методика проведения сочинения по серии картинок в 1, 2, 3 классах.  
20. Методика проведения сочинения по картине.  
21. Методика проверки сочинения.  
22. Как написать анализ сочинения ученика 3 класса на тему «Золотая осень»?  
23. Это важно!  
24. Заключение.  
25. Библиография.  

 

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Толстой Лев Николаевич

Глоссарий по методике развития связной речи учащихся (работа с изложением).

 

Анализ - метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого предмета или явления.

Выборочное изложение – письменный пересказ одной из частей текста.

Изложение -устный или письменный пересказ текста.

Классификация ошибок – группировка ошибок по темам и разделам орфографии и пунктуации.

Контрольное изложение – письменный пересказ текста по готовому плану, без проведения орфографической подготовки, подробного анализа.

Орфографическая подготовка – работа, проводимая непосредственно перед написанием изложения, направленная на предупреждение орфографических ошибок.

Подробное изложение – подробный письменный пересказ текста по готовому или коллективно составленному плану.

Приём – это способ (с помощью чего) в осуществлении чего-либо.

Проверка первичного читательского восприятия – беседа, в ходе которой учителем выявляется уровень понимания текста учащимися, обращается внимание на количество смысловых частей в тексте.

Сжатое изложение – письменный пересказ основного содержания текста.

Целеполагание - практическое осмысление своей деятельности человеком.

Эскиз оформления доски - предварительный план оформления доски.

 

Точное логическое определение понятий - условие истинного знания. Сократ.  

 

Что должен знать и уметь учитель, для того чтобы провести урок по развитию связной речи учащегося ?

Для того чтобы грамотно спроектировать и провести урок по развитию связной речи учащегося, учитель должен знать, какие существуют виды изложений и сочинений, требования программы, типы и стили речи, структуру уроков.

Безусловно, учитель должен понимать, как меняется план урока, в зависимости от вида изложения и сочинения. Он должен уметь анализировать текст, проверять его и оценивать творческую работу своих учеников. Важно, чтобы учитель соблюдал методические требования к каждому этапу урока, использовал разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...