Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъективный фактор государственного управления, его структура и качественные характеристики




Среди руководителей, в том числе политических, распростра­нено мнение, будто люди могут все, надо только их убедить, ор­ганизовать, мобилизовать, а то и просто заставить. Результат же такого понимания управления один: людям навязываются искус­ственные, часто надуманные конструкции, чуждые им идеалы и ценности, которые в лучшем случае остаются без последствий. В худшем порождают социальные катаклизмы и трагедии целых поколений.

Достаточно вспомнить результаты «научного вывода» о воз­можности построения основ коммунизма в одной отдельно взя­той стране к 80-му году, кукурузную эпопею, лозунги об ускоре­нии и двойном увеличении ВВП за 15 лет, о предоставлении каж­дой советской семье отдельной квартиры, о построении рынка за 500 дней. Ясно, что авторы такого рода инициатив прекрасно по­нимали их чисто пропагандистский политико-идеологический смысл и нереальность. Но люди верили, честно трудились и искренне стремились к лучшему. А что получили? Развал госу­дарства, упадок производства и легализацию «теневой» экономи­ки, бедность одних и несметное богатство других, правовую неза­щищенность, национализм, всеобщее социальное недовольство и морально-психологическое разложение населения. Рухнули прежние структуры системы управления, на месте которых воз­никли новые, часто с сугубо хищническим устремлением к при­ватизации общественного достояния.

Разве удивительно после этого, что сегодня мало кто верит власти. Слово «демократия» стало ругательным, ложь и правовой нигилизм стали массовыми. В этих условиях легко деморализо­вать, подогреть эгоизм, вызвать другие низменные чувства и устремления. Чем, кстати, прикрываясь лозунгами демократи­зации, антикоммунизма и возрождения национального самосо­знания, умело пользуются соответствующие силы.

Недальновидными политиками игнорируется тот научный факт, что каждому народу присуще свое мироощущение и свое миропонимание, каждая нация обладает своим собственным вполне определенным стилем мышления и образом жизни, отли­чается только ей присущей предрасположенностью (своего рода талантом) к определенным видам деятельности. А это как раз и есть субъективный фактор, который мы исследуем.

При этом следует иметь в виду, что субъективное и субъект - это не одно и то же. Субъект (дословно лежащий внизу, находя­щийся в основе) является носителем предметно-практической деятельности и познания. Это индивид (или социальная группа), существующий во времени и пространстве, включенный в опре­деленную культуру, находящийся в коммуникативном взаимо­действии с другими индивидами в процессе воздействия на объект. Субъект - это источник познания и преобразования.

Субъективное - это то, что характеризует внутренний мир субъекта. Причем, это не просто представления, переживания и поступки отдельных индивидов. Субъективное - это то, что является интегрирующим итоговым результатом взаимодействия человека с другими людьми. Это нечто такое, что сознательно планируется, является результатом воли и целенаправленной деятельности людей. Оно может соответствовать, а может и противоречить действиям объективных закономерностей. Вот почему незнание и непонимание субъективного фактора, зако­номерностей его формирования и функционирования таит в се­бе немало опасностей, нередко сводит «на нет» всю систему управления.

Понимание этого тем более важно, если учесть, что сегодня в эволюционный процесс вовлекаются гигантские массы людей, огромные материальные и интеллектуальные ресурсы, резко воз­растает степень запланированности, осознанности, подконтроль­ности и проектируемости социальных явлений. То есть субъектив­ные факторы эволюции человечества приобретают особое зна­чение, что в свою очередь, существенно сокращает степень непредсказуемости исторических событий, расширяет возмож­ности их предсказания и даже планирования.

Примером может служить развал социалистической системы. Есть немало веских оснований считать, что это была хорошо за­планированная операция глобального мирового масштаба. Даже несмотря на то, что здесь было немало объективного, непредвиденного и стихийного. В созревание кризиса главную роль, ко­нечно, сыграли факторы объективного характера. Но вот сам пе­реворот 1991 года и последующие вслед за ним события были ре­зультатом действия субъективного фактора: непрофессионализм властей, тщеславие лидеров, их нерешительность в осуществле­нии, с одной стороны, разумных и необходимых реформ и бес­прецедентная готовность, с другой стороны, «бороться с консер­ваторами» по указке радикальных реформаторов и зарубежных политических советников. Немало такого рода «друзей» есть и у современной России. Противостоять им непросто, но надо. В противном случае перспективы страны могут быть самыми непредсказуемыми.

Важнейшими предпосылками научного понимания государ­ственного управления как субъективного фактора являются:

а) понимание субъективного фактора как сознания в действии, как слияния в единое целое мыслительного и практического.

Именно по воплощению сознания в конкретные дела, по его «материализации» можно судить о содержании и созидательных возможностях субъективного фактора;

б) учет того, что субъективный фактор включает в себя эле­менты разного уровня иерархичности и зрелости: единство и борьбу противоположностей (противоречивость), истинность и неопределенность, сбалансированность и неустойчивость, ди­летантизм и профессионализм, плюрализм и идеологический монополизм. Разве удивительно после этого, что одни и те же явления разными субъектами управления интерпретируются по-разному, причем нередко весьма отдаленно от аутентичного их понимания. Истина всегда относительна, хотя и содержит в себе значительную долю абсолютно достоверного. Вот почему в ре­альной практике управленческие решения одними людьми под­держиваются и с энтузиазмом реализуются. Другие к ним отно­сятся пассивно-безразлично, третьи же однозначно негативно и даже враждебно;

в) восприятие субъективного фактора как сложного, противо­речиво и неравномерно развивающегося процесса. Объясняется это достаточно просто: поскольку сознание имеет разные уровни (научное и обыденное, массовое, коллективное и индивидуаль­ное) и выступает во многих формах (мифологической, религиоз­ной, научной, художественной, исторической, правовой), то ха­рактеризуется оно массой различных параметров. В результате люди по-разному отражают объективную действительность, по-разному учитывают ее в своей повседневной жизненной, в том числе управленческой практике;

г) понимание того, что различные составляющие субъектив­ного фактора с разной силой, направленностью и рационально­стью воздействуют на объективную реальность. Естественно, что последствия такого влияния тоже различно - от конструктив­но-созидательных до негативно-разрушительных;

д) тот факт, что субъективный фактор не только совершенству­ется и усиливается, но и подвергся значительному разрушительно­му воздействию как извне, так и изнутри. В результате он стано­вится рыхлым, инертным и невыразительным, постепенно слабе­ет, теряя свою социальную прочность. Каждому известны случаи, когда эгоизм, некомпетентность, коррупция, бюрократизм даже великие государственные намерения и цели превращают в фик­цию. Из этого можно сделать лишь один вывод: стране, заботя­щейся о своем будущем, необходима подлинно демократическая власть, способная своевременно уловить и решительно преодолеть разрушающие тенденции, обеспечить гармонию интересов обще­ства государства и человека.

А теперь вернемся к содержательной стороне субъективного фактора. Она имеет достаточно сложную структуру и включает в себя:

- Потребности (испытываемая нужда в чем-то). Потреб­ность - это объективная характеристика субъекта как потреби­теля материальных и духовных благ. Например, потребность че­ловека в труде, профессиональной самореализации, потребность общества в укреплении общественного правопорядка, в развитии рыночных отношений и т.д. Для многих самоцелью являются власть, стремление к властвованию и публичности.

Потребности достаточно обширны и разнообразны как по со­держанию, так и объемам. Они меняются, но никогда не исчеза­ют - все зависит от источников и реальных возможностей их удовлетворения, от сознания, культуры, эмоционального настроя субъекта на овладение теми или иными благами.

- Интересы (глубинные причины деятельности социально­го субъекта, направленная на удовлетворение его потребнос­тей). Интересы бывают политические, экономические, соци­альные, духовные, научные, бытовые. Именно интересы лежат в основе побуждений и мотивов тех или иных поступков и дей­ствий.

Важнейшей движущей силой общественного развития явля­ются социальные интересы, они проявляются на уровне любой социальной группы, класса, нации, народности, социальной прослойки, отдельной личности и общества в целом. Большое значение имеют классовые интересы, которые во многом опреде­ляют характер политического строя и систему государственного устройства страны, режим властвования и управления. Ни одна социальная группа, а тем более государство, добровольно посту­паться своими интересами (в том числе властными) не будет. Власть, как когда-то выразился Фазиль Эскандер, «это стол, из-за которого никто добровольно не встает».

В борьбе за удовлетворение собственных интересов, к сожале­нию, практически не действуют даже самые высокие мораль­но-гуманистические идеалы. Наоборот, господствующий субъект чаще всего удовлетворить их стремится за счет ущемления инте­ресов других. Столкновение интересов приводит к социальным конфликтам, гражданским, локальным и даже мировым войнам. И учитывать эту закономерность в управленческой деятельности нельзя.

- Цели (образ желаемого результата управленческого воздей­ствия, соотнесенного с интересами и потребностями субъекта государственного управления и условиями их удовлетворения). Цель - это модель будущих социально-политических и эконо­мических изменений. В контексте субъективного фактора важно заметить, что цель управления включает три важнейших компо­нента: а) знания об объекте управляющего воздействия и его по­требностях; б) понимание и стремление решить проблемы, кото­рые ждут своего разрешения; г) представление о том будущем, которое наступит в результате целенаправленной управленчес­кой деятельности.

- Воля (способность субъекта сознательно регулировать свое поведение, управлять своими действиями, направляя их в русло достижения намеченной цели). Воля опирается на авто­ритет, право и возможность повелевать, распоряжаться судьбой кого-либо.

- Социальные нормы (правила, регулирующие отношения между людьми, социальными общностями, государствами, наци­ями и народами). Социальные нормы наиболее эффективны тог­да, когда их смысл совпадает с интересами и потребностями общества, отдельных социальных сообществ и отдельных инди­видов. Это нормы традиций, обычаев, ритуалов, религиозных процедур и обрядов, морали, политики. Социальные нормы, признанные государством и закрепленные законодательно, на­зываются правовыми нормами.

- Мотивы (побудительные причины, повод к тому или иному действию по реализации своих потребностей). Мотивы - это предметное содержание потребностей, для удовлетворения кото­рых субъект осуществляет активную целенаправленную деятель­ность. В основе мотивов лежат потребности и интересы, осозна­ ние возможностей их удовлетворения. Мотивы бывают базовые (например, биологические) и производные (например, мотив к обогащению); материальные и духовные; общественно-поли­тические, экономические, социально-бытовые, профессиональ­ные, познавательные; реальные и потенциальные; адекватные и неадекватные; общественные, корпоративные и индивидуаль­ные, высоконравственные и меркантильные.

Государство (его органы, должностные лица) в своей управ­ленческой деятельности также руководствуется определенными мотивами, всегда стоят перед выбором, как мотивировать свою политику, какие мотивы развивать, а какие затушевывать, в ка­ком направлении менять структуру мотивации?

- Стимулы (факторы, побуждающие к высокоэффективной и качественной деятельности). Использование стимулов в управ­лении называется стимулированием. Это важнейший метод управляющего воздействия на людей посредством объективной оценки и поощрения их достижений и заслуг; это форма поощре­ния человека, проявления уважения к нему; это процесс созда­ния благоприятных условий и атмосферы здоровой заинтере­сованности людей в проявлении инициативы и творчества в процессе совместной деятельности. Без стимулирования нет эффективного управления. Не случайно стимулирование счита­ется важнейшей функцией управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...