Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные управленческие решения: виды, свойства, отличительные черты




Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государствен­ной структурой. Это обязательная для исполнения государствен­ная программа, содержащая цели и задачи, а также набор спосо­бов, средств и ресурсов материально-технического, финансово­го, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества. Это идеальная модель будущего состояния той или иной социальной системы, посредством которой государство формулирует свое представление о содержании, форме, желательности, обязательности того или иного будущего социаль­ного изменения. Его цель - мобилизовать, организовать и сори­ентировать людей на практическое преобразование социальной действительности в соответствии с ранее принятыми политичес­кими проектами и программами.

С формальной точки зрения это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляю­щих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления.

В самом широком смысле государственное управленческое решение - это облеченная в официальную форму властная воля государства, которая, будучи закрепленной в соответствующих государственных актах, обеспечивает целенаправленное воздей­ствие власти на социальную действительность.

Важнейшей его особенностью является то, что государствен­ное управленческое решение является источником права, порож­дает право и закрепляет право в определенных правовых формах. Причем источником права оно является не только по форме сво­его документального закрепления (закон, указ, постановление, решение, приказ, инструкция, частное определение и т.д.), но и по своей социальной сущности. Управленческое решение принимается не по единоличной воле руководителя, разрабаты­вается не в «тиши хорошо обставленных рабочих кабинетов». Его источник (первооснова) - реальная жизнь общества, поли­тическое и правовое сознание народа (граждан, ученых, прези­дентов, депутатов, министров и других должностных лиц), т.е. все те процессы, которые в данный момент характеризуют эко­номику, политику, культуру, образование, здравоохранение, ЖКХ, сферу межнациональных и межконфессиональных отно­шений и т.д.

Развитие рыночных отношений, диктуют необходимость принятия государственных решений по поводу статуса и право­вого регулирования различных форм собственности, развития предпринимательства, оптимизации налогового регулирова­ния, проведения инвестиционной политики. Многонациональ­ная структура населения требует принятия массы решений, ка­сающихся федеративных и межнациональных отношений. Ни­щенское положение людей требует решений, направленных не только на преодоление безработицы, бедности и низкого уров­ня оплаты труда, но и на развитие реального сектора экономи­ки, формирование эффективного рынка труда, сильной систе­мы социальной защиты обездоленных, введения льгот и допол­нительных выплат.

В совокупности и по соподчиненное™ между собой государ­ственные управленческие решения образуют сложную систему, построенную как по вертикальному (иерархическому), так и го­ризонтальному (отраслевому, функциональному) принципу.

В зависимости от юридической иерархии государственные управ­ленческие решения делятся на а) конституционные; б) законода­тельные; в) подзаконные. Каждый нижестоящий субъект госу­дарственной власти и управления принимает свои управленчес­кие решения во исполнение либо с учетом требований решений вышестоящих инстанций. Любое инициативное решение не должно противоречить действующему законодательству, не должно нарушать принятые решения на высших этажах управ­ленческой иерархии, должно учитывать требования общих меж­ведомственных документов. Только в этом случае управленчес­кое решение будет законным и конструктивным.

По содержанию сформулированных в них задач государствен­ные управленческие решения делятся на политические и адми­нистративные. Политические представляют первичный уровень государственного управления, административные - вторичный, играющий в определенном, конечно, смысле подчиненное зна­чение.

Политические решения касаются наиболее крупных, страте­гически значимых, затрагивающих судьбы миллионов людей проблем - безопасности страны, ее территориальной целостно­сти и суверенитета, перспектив социально-экономического, на­ционально-территориального и культурного развития. Прини­маются такого рода решения либо путем референдума, либо высшим руководством страны - центральными органами госу­дарственной власти и руководителями, непосредственно испол­няющими полномочия государственных органов (президент, парламент, правительство, губернаторы, органы исполнительной власти субъектов федерации, министры и другие). Закрепляются в форме политических документов, которые, как правило, носят рамочный ненормативный характер.

Это ежегодные послания президента и конституционного су­да парламенту страны, доктрины, концепции, целевые програм­мы, приоритетные национальные и региональные проекты.

Указанные акты представляют собой документы стратегичес­кой важности, содержат главные направления развития общества и государства, их цели и перспективные задачи, принципы, фор­мы и режим реализации. Примером могут служить «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утверж­денная указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300; «Концеп­ция внешней политики Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300; «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789; «Концепция управления государствен­ным имуществом и приватизации в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1024; Федеральная целевая программа «Повышение безопас­ности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.10.2005 г. № 1707.

Административные решения производны от политических, направлены на обеспечение реализации решений политическо­го характера. Но это вовсе не означает, что государственные административно-управленческие акты второсортны. Без них нет и быть не может эффективного управления. Такие управ­ленческие решения носят нормативно-правовой, официальный характер, содержат нормы права, принимаются по специаль­ным процедурам компетентными государственными органами, представляют собой властные предписания государства, подле­жащие обязательному исполнению всеми субъектами, которых они касаются. Носят они либо «внутриаппаратный» характер (касаются проблем организации механизма государственного и муниципального управления), либо направлены «во вне» - на объект управления, обеспечивают взаимодействие субъекта управ­ления с внешней средой. Одни из них направлены на исполне­ние постановления вышестоящих субъектов управления - ис­полнительные решения. Другие являются инициативными, т.е. принимаемые по собственной инициативе, на основе выявлен­ных проблем и самостоятельной постановки задач по их пре­одолению.

Закрепляются административно-управленческие решения в форме федеральных и региональных законов, указов Президен­та РФ, постановлений правительства страны, решений губер­наторов и правительств субъектов РФ, приказов министров и руководителей других органов исполнительной власти. Адми­нистративные управленческие решения, как правило, носят опе­ративно-тактический характер. Тем не менее, как и политичес­кие, они могут быть стратегическими. Например, решение о про­ведении административной реформы. Точно также многие политические решения носят оперативно-тактический характер. Не все они предполагают решение долгосрочных программ, мно­гие реализуются в среднесрочной и краткосрочной перспективе.

По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть а) общенародными (принимаются по итогам выборов и референдумов); б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными; в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти; г) едино­личными и коллегиальными. В современных условиях государ­ственное управление, естественно, развивается в сторону демо­кратизации и коллегиальности, что полностью соответствует об­щим тенденциям развития социально-политической ситуации и внутренней логике формирования новых форм государствен­ного и муниципального управления.

По масштабу действия: общегосударственные, которые реа­лизуются в масштабах всей страны; локальные, реализуемые в пределах отдельных отраслей, отдельных национально- или административно-территориальных единиц; внутриведомствен­ные; межведомственные.

По целям и времени действия: стратегические, тактические и оперативные; долгосрочные; среднесрочные и краткосрочные.

По порядку принятия и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (зако­ны, указы, постановления, приказы) и вторичные, вводимые в действие в качестве приложений к первичным управленческим решениям. Например, «Положение о Министерстве иностран­ных дел Российской Федерации» введено в действие Указом Пре­зидента РФ от 11 июля 2004 года № 865 «Вопросы Министер­ства иностранных дел Российской Федерации». Типовой регла­мент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти введен в действие постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30.

По механизму действия решения могут быть: прямого (непо­средственного) и рамочные (отсылочного) характера.

По характеру воздействия: стимулирующие, протекционист­ские, мотивационные, ограничительные, запретительные и др. Особую группу составляют акты, предусматривающие меры адми­нистративного пресечения за нарушение установленных правил. Примером могут служить карантинные правила, правила противо­пожарной безопасности, санитарные правила, правила по пере­планировке и эксплуатации жилых и нежилых помещений.

По степени публичности: закрытые - совершенно секретные; секретные и для служебного пользования и открытые - несе­кретные общего пользования. Они открыты для всех.

Закрепляются государственные управленческие решения так­же в различных формах. Это могут быть как правовые, так и не­правовые (организационно-управленческие) формы.

Правовыми являются законы (конституционные, федераль­ные, законы субъектов федерации, законы кодированные и теку­щие); указы, декреты (царские, президентские, губернатора, мэ­ра); постановления (палат парламента, правительств, коллегии министерства, суда, прокурора); распоряжения (президента, пра­вительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); приказы (министров, глав администраций); указания, правила, положения, инструкции; межгосударствен­ные договора и соглашения. Законы, указы, постановления, при­казы, инструкции, правила и положения называют государствен­ными актами управления. Издание таких актов в форме писем и телеграмм не допускается. Правом издавать нормативные пра­вовые акты не обладают структурные подразделения и террито­риальные органы исполнительной власти.

В решениях, выраженных в правовых формах, содержатся правовые нормы, которые формируют новые правоотношения, изменяют или прекращают ранее сложившиеся отношения, вводят в действие новые, изменяют или отменяют ранее действо­вавшие решения. Они всегда влекут определенные юридичес­кие последствия. Такими формами закрепляется практически вся управленческая, в том числе правотворческая, правоприме­нительная и правоохранительная деятельность государства. Вне правовых форм невозможна никакая законная предприни­мательская деятельность, без государственной регистрации, лицензирования и аккредитации невозможно никакое легаль­ное производство. Невозможна никакая контрольно-надзор­ная, инспекционная, ревизионная и прочая управленческая деятельность.

Важнейшей формой правового регулирования государствен­ного управления являются законы, определяющие как статусное положение, так и юридический порядок ведения тех или иных общественных дел.

Закон (англ. law) - это решение в форме нормативного акта, принятое в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлени­ем народа, обладающее высшей юридической силой и регулиру­ющее наиболее важные, сложные и устойчивые общественные отношения. Это высшая форма выражения государственной во­ли. Поэтому понятно, что среди всех государственных управлен­ческих решений ведущее место занимают те, которые обладают статусом и юридической силой закона. Все другие решения должны соответствовать им и не противоречить им.

Правовое регулирование посредством законодательной формы пользуется высоким авторитетом в обществе. Оно отли­чается большой стабильностью и обеспечивается мощной систе­мой ресурсов и средств, находящихся в распоряжении государ­ства. Обладая «наибольшей нормативной концентрированностью, законы гарантируют органическое единство и придают правовую стабильность всему управленческому механизму. Главное, чтобы в нем было поменьше противоречий, неувязок и пробелов.

Мировая государственная практика знает множество законо­дательных актов: конституционные (органические) законы, про­граммные и рамочные законы, законы-декреты, чрезвычайные законы, модельные законы, билли, декреты. Законы Российской Федерации бывают конституционными, обычными федеральны­ми и законами субъектов РФ. Подразделяются они на текущие и кодифицированные (кодексы, основы законодательства, уста­вы, положения, правила).

В перечне форм правового регулирования государственного управления не менее важное место отводится подзаконным нор­мативно-правовым актам, представляющим собой юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не

противоречащий. Подзаконные нормативные акты закрепляют и регулируют общественные отношения, которые не урегулиро­ваны законом, либо конкретизируют те отношения, которые уже урегулированы законом. Подзаконные нормативные акты весьма разнообразны: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) ве­домственные; г) местные, в том числе органов местного само­управления; д) локальные (внутриорганизационные).

Подзаконным является постановление палаты парламента (англ. resolution of Parlament Chamber). Это правовой акт государ­ственного управления, принимаемый Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам, исчерпывающим образом перечисленным в ст. 102 и 103 Конституции Российской Федера­ции. Принимаются постановления по вопросам изменения гра­ниц между субъектами РФ, введения военного и чрезвычайного положения, решения кадровых вопросов по высшим государ­ственным должностям, амнистии, импичмента, об использова­нии Вооруженных Сил РФ за пределами страны.

Главенствующее положение среди всех подзаконных актов за­нимают указы Президента Российской Федерации.

Указ (англ. edict, decree) - решение в форме нормативного ак­та президента страны или президента республики в составе Рос­сийской Федерации. Указы обязательны для исполнения на всей территории страны или соответствующего субъекта РФ. Никако­го дополнительного утверждения не требуют (за исключением случаев введения военного и чрезвычайного положения). Мно­гие из них носят оперативно-распорядительный характер. Их предмет - основные направления внутренней и внешней поли­тики страны. Указы обеспечивают правовой характер управления важнейшими общественными отношениями, которые не подпа­ли под регулирующую силу законов. Многие указы содержат пер­вичные нормы права, а значит, по своей юридической силе их можно приравнивать к закону. Особо значимы для государствен­ного управления указы и распоряжения президента по форми­рованию системы органов исполнительной власти, назначению руководителей, кадровым перемещениям. На основе прези­дентских указов в нашей стране проводилась приватизация, фор­мировались основы государственной службы, сейчас реализуют­ся приоритетные национальные проекты.

 

Далее идут управленческие решения органов исполнительной власти. Они являются основной правовой формой реализации целей, задач и функций исполнительной власти. Это постанов­ления, распоряжения, решения, приказы, положения, планы, правила, инструкции. Носят они, как правило, императивный обязательный характер. В них устанавливаются правовые стату­сы, принципы, формы и методы ведения различных обществен­ных дел. Многие такого рода документы имеют внутренний от­раслевой характер, их действие распространяется на предприя­тия, организации и учреждения данного министерства или ведомства.

Но есть акты, которые носят межведомственный характер, их действие распространяется на более широкий круг субъектов. К таким решениям относятся многие управленческие решения Минфина, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Мино­бразования, МЧС. Чаще всего это приказы по вопросам управле­ния в сфере финансов, налогов и сборов, трудовых отношений, образования, экологической, санитарной и противопожарной безопасности, предотвращения техногенных катастроф и т.д.

Управленческие решения органов исполнительной власти бы­вают нормативными и индивидуальными; федерального значе­ния и актами субъектов РФ; политического, экономического, со­циального и культурного содержания.

Остановимся на некоторых из них.

Постановление правительства (англ. decision Gaverment Regulation) - управленческое решение общенормативного со­держания, издаваемое Правительством РФ в пределах его компе­тенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федераль­ных конституционных и обычных законов, а также указов Прези­дента Российской Федерации. Их предметом являются вопросы экономического и социально-культурного развития страны. Ти­пичным примером такого рода управленческого решения может быть постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормати­вов потребления коммунальных услуг».

Целевая программа правительства (англ. target gaverment pro­gramme) - документ, определяющий цели, задачи и планы пра­вительства в конкретной сфере внутренней и внешней политики,

ресурсы и систему мероприятий по их реализации. В настоящее время в России в перспективе до 2010 года реализуется более 50 федеральных целевых программ. Среди них программы «Жи­лище», «Культура России», «Социальная поддержка инвалидов», «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сель­скохозяйственного назначения и агроландшафтов как нацио­нального достояния».

Решение (англ. resolution) - управленческое решение в форме правового акта государственного органа, органа местного само­управления или должностного лица в пределах его компетенции, влекущего соответствующие юридические последствия.

Приказ (англ. order) - акт управления, издаваемый руководи­телями министерств, служб и агентств, управлений и департа­ментов органов исполнительной власти, а также руководителями акционерных обществ, концернов, предприятий, учреждений и организаций в рамках своей компетенции. По своей юридиче­ской природе приказы могут быть как нормативными (содержа­щими нормы права), регулирующими определенный срез обще­ственных отношений, так и актами только лишь применения действующих правовых норм.

Инструкция (англ. instruction, regulation) - правовой акт, изда­ваемый органом государственного управления (или утверждае­мый его руководителем), который содержит правила и рекомен­дации по регулированию организационных, кадровых, техноло­гических, финансовых и других сторон деятельности управляемого объекта. В инструкции содержатся также разъясне­ния по вопросам применения законодательных актов и распоря­дительных документов. Например, Инструкция Федеральной на­логовой службы РФ «О порядке формирования списка граждан, работающих в органах федеральной налоговой службы, имею­щих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу» от 19 августа 2005 г. № ММ-3-15/397.

Об управленческом значении актов судебных органов - по­становлений, решений, приговоров, заключений, частных опре­делений пока единого мнения не сложилось. Многие ученые считают, что судебные решения прямой управленческой нагруз­ки не несут, чаще всего не содержат норм права и в основном являются актами толкования законов, т.е. имеют ярко выраженный юрисдикиионный характер. Мы придерживаемся несколько иной точки зрения.

Конечно, судебные решения в прямом смысле управленчес­кими не являются. Они не оказывают прямое упорядочивающее воздействие на различные стороны общественной и государствен­ной жизни. Тем не менее, без них государственное управление невозможно. Разве не несут управленческую нагрузку решения судебных инстанций по поводу споров, возникающих между раз­личными государственными органами, между различными субъек­тами хозяйствования? Разве возможно грамотное правовое управ­ление без учета решений Конституционного суда РФ, руководя­щих разъяснений, содержащихся в постановлениях пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ? Государствен­но-управленческие функции очень часто реализуются с помо­щью судебных решений общеобязательной значимости. Тем бо­лее в ситуациях, когда законом не предусмотрено правовое регу­лирование тех или иных жизненных ситуаций, в том числе конфликтных. Судебная власть не только самостоятельно, пуб­лично, т.е. от имени народа, а порой по обязанности принимает общеобязательное решение по поводу того или иного конфликта, но еще и гарантирует обществу его исполнение. Тем самым поз­воляет сторонам конфликта избежать неоправданного примене­ния силы и самоуправства.

К государственно-управленческим решениям можно отнести и некоторые акты органов местного самоуправления. К числу та­ких актов относятся уставы городов и районов, уставы местного самоуправления, решения, распоряжения, приказы, которые обязательны для населения данной территории. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципаль­ной собственностью, правила общественного порядка и иные ус­тановления местного значения.

Все более широкое распространение в практике государст­венного управления получают решения, вырабатываемые в ходе договорной практики - межгосударственные двух - и многосторонние соглашения, административно-правовые договоры между субъектами управления различных уровней и ветвей власти, государственно-правовые договоры между субъектами Российской Федерации, госзаказы, совместные ре­шения двух министерств; контракты о службе в органах госу­дарственной власти. Их предмет - управление государствен­ной собственностью, госзаказы и закупки для государственных нужд, некоторые аспекты федеративных и межбюджетных отно­шений, проведение исследовательских работ, отбор граждан на государственную службу.

В будущем, несомненно, договорные отношения в государ­ственном управлении будут развиваться, поэтому уже сегодня следует позаботиться о более тщательной проработке их право­вых основ, технологий заключения и контроля исполнения дого­воров. Это тем более важно, если учесть, что в государственном управлении договоры в значительной степени, как правило, носят комплексный характер, регулируются на смешанной меж­отраслевой основе нормами административного, гражданского, финансового, трудового и других отраслей права.

Правовые формы государственного управления определяют юридически значимую деятельность государственных структур и должностных лиц во взаимоотношениях с субъектами регули­руемых отношений. В правовых формах опосредуются базовые субъектно-объектные управленческие взаимосвязи и отношения. Тем не менее, действенность правовых форм во многом зависит от качества неправовых (организационных) форм управленчес­кой деятельности.

НЕПРАВОВЫЕ формы управленческих решений - это справоч­ные материалы и экспертные заключения, решения различных сове­щательных коллегий, итоги обсуждений, рекомендации по итогам осуществления тех или иных организационных мероприятий и тех­нических операций, научные прогнозы, экспертные заключения, ме­тодические разработки. Такие документы существенно влияют на весь процесс государственного управления, но при этом не носят нормативно-правовой характер. Они не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношения. Их назначение совершенно иное - организационно обеспечить выполнение государствен­ных решений, принятых в соответствующих правовых формах. Не случайно, они не предшествуют, а чаще всего следуют за ре­шениями в правовых формах.

Неправовые формы управленческих решений также весьма разнообразны:

□ справочно-информационные документы - протоколы, до­кладные, служебные и объяснительные записки, акты прове­рок, представления, деловые письма, телеграммы, телексы, факсограммы, телефонограммы, электронные сообщения, перечни, списки, отчеты;

□ аналитические справки, сводки, экспертные заключения, от­зывы, бухгалтерская и статистическая отчетность;

□ итоговые документы организационных мероприятий - реше­ния совещаний и планерок, рекомендации конференций, саммитов, семинаров и «круглых столов», различного рода ра­бочие программы;

□ материально-технические формы - решения, касающиеся веде­ния делопроизводства, оформления документов, финансового учета и отчетности, информационно-коммуникативной, справочно-аналитической и другой обеспечивающей деятельности.

В заключение параграфа представим в обобщенной форме основные свойства и отличительные черты государственно-управ­ленческого решения:

1. Это документ, носитель определенной управленческой ин­формации;

2. Это официальный акт высокой социально-практической зна­чимости предписываемых управляющих воздействий. Отличает­ся он активной организующей, созидательной ролью. Его глав­ное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;

3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют не­сколько целей и предполагают решение целого пакета задач;

4. Властность - принимается в одностороннем порядке спе­циально уполномоченным для этого государственным органом,

порождает соответствующие права, обязанности и предусматри­вают ответственность за последствия их реализации;

5. Публично-правовой характер. Принимаются только госу­дарственными органами, обладающими соответствующей ком­петенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев прини­маются не на основе договора двух-трех сторон, а в односторон­нем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.

Государственные решения, к какой бы сфере жизнедеятель­ности людей они не относились и на каком бы уровне управлен­ческой иерархии не принимались, должны: а) соответствовать ценностям права - идти от правды жизни, строиться на прин­ципах законности, социальной справедливости, гуманизма, бе­режного отношения к национальным богатствам, защищать права и свободы человека, обеспечивать целостность и незави­симость страны; б) отвечать букве и духу закона, быть направ­ленными на практическое исполнение закона, утверждение в обществе должного правопорядка; в) наделять реальными юрисдикционными полномочиями (компетенцией) те органы, организации и тех должностных лиц, которые их реализуют; г) оформляться в установленных для каждого государственного органа правовых формах; для парламента - закон; президен­та - указ и распоряжение; правительства - постановление, распоряжение и целевая программа; министра - приказ, ин­струкция и т.д.;

6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой со­циальной значимостью предписываемых действий, носит дирек­тивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем меро­приятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то;

7. Оформляются надлежащим образом в установленном по­рядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует боль­шое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его автор­ство не устанавливается. Государственное решение - это соб­ственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;

8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение пра­вовых норм различных отраслей права; высокое качество как са­мого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение про­цессуальных правил и технологий превращает решение в фик­цию, в документ ничтожной юридической силы;

9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а зна­чит, подконтрольны налогоплательщикам.

В качестве заключения можно сформулировать обобщающий вывод: по содержанию и иерархической структуре управленчес­кие решения представляют сложное многомерное пространство, которое можно исследовать с разных точек зрения - юридичес­кой (т.е. с позиции легитимности этих решений), социально-экономической (их социального смысла и экономической цен­ности), политической (их властной силе и степени выражения интересов общества), профессиональности (их интеллектуаль­но-кадровой обеспеченности), психологической (их стимулиру­ющей роли) и т.д. Все это следует помнить и учитывать в повсед­невной управленческой практике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...