Сфера политики и сфера морали
Главное в политике — интересы. Они бывают личными, классовыми и групповыми, кастовыми, сословными, этническими и т. д. Естественно, кроме этих интересов, есть государственные (национальные) интересы, которые играют доминирующую роль. Что касается морали, то в широком смысле слова она есть некоторая совокупность норм, принципов и правил, которыми руководствуются люди в процессе совместной деятельности и общения. Как и политика, мораль тоже является своего рода регулятором взаимоотношений людей и в этом плане имеет некоторые общие черты с политикой. И в этом смысле можно говорить о диалекти- Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. Т. III. Курс русской истории. М., 1988. С. 48-49. 66 ке политики и морали. Но даже эта общность проявляется совершенно по-разному и в зависимости от конкретных условий. И это потому, что у морали и политики разные функции. Иначе говоря, они играют разные роли в обществе. Существенно заметить, что если политика возникает вместе с появлением государства и классов, то мораль появляется вместе с формированием первобытного общества. Именно моральные принципы и нормы были основными регуляторами отношений между людьми. Многие племенные вожди имели гораздо больше авторитета, чем некоторые официальные короли и цари. И этот авторитет они заслужили именно благодаря своим высоким моральным качествам. Но с течением времени, с возникновением классового общества моральные нормы уже не могли выступать в роли универсальных регуляторов. Появляются политические регуляторы, что в конце концов приводит к разграничению сферы политики и сферы морали. Мораль оперирует понятиями «совесть», «хорошо», «плохо», «добро», «зло», «справедливость», «несправедливость», «гуманизм» и т. п. Они отражают социальные реалии, отношения людей друг к другу и к обществу. На протяжении тысячелетий выработались такие нормы и принципы морали, без соблюдения которых общество не может нормально функционировать, оно просто-напросто погибнет. Возьмем понятие совести. Оно очень объемно и включает в себя, по существу, все моральные принципы. Совесть, по выражению Канта, есть удивительная способность человека. Она предполагает справедливость, добро, гуманность, любовь и т. д. «На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили»1. Совесть — это внутренний судья человека, к голосу которого он должен прислушиваться постоянно. Человек без совести способен на любое преступление.
Моральные нормы связаны с ценностями. Следует различать ценности и оценки. Оценка, как правило, имеет субъективный характер. Один может оценивать тот или иной поступок человека высоко, а другой, наоборот, низко. Но здесь имеется некий универсальный критерий, который выработался в ходе длительной истории человечества, совместной деятельности людей и их совместного общения. Убийство ни в чем не повинного человека вызывает осуждение у всех тех, кто руководствуется моральными принципами. Что касается ценностей, то они имеют объективный характер и не зависят от субъективной оценки индивидов. Скажем, картины Ван Гога представляют собой величайшую ценность, хотя при жизни автора их оценивали невысоко. Моральные ценности, как и все в жизни, меняются в ходе общественного развития. Если, например, в прошлые времена вызванный на дуэль Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 115. человек обязан был явиться на место дуэли, поскольку общественная мораль предписывала ему не проявлять малодушия и не бояться смерти, то в настоящее время сам термин «дуэль» вызывает лишь улыбку. Нельзя забывать и то, что понятия морали относительны. Скажем, добро и зло относительны: в одном случае добро может оказаться злом, в другом зло — добром. И тем не менее для всех генераций общества понятия морали имеют универсальный характер. Совесть в эпоху Сократа исполняла те же функции, что и в современную эпоху.
В отличие от морали политика исходит не из добра или зла, не из справедливости или несправедливости, не из гуманности или негуманности, а из интересов. Политик руководствуется интересами, и если он уверен в том, что в данных обстоятельствах интересы его класса или государства требуют принятия такого решения, которое противоречит моральным принципам, то он как политик игнорирует эти принципы. Петр I принес в жертву родного сына во имя интересов России, Сталин «не поменял солдата на фельдмаршала», потому что интересы государства он ставил выше отцовского долга (морального долга). Надо сказать, что поступок Сталина в данном случае оказал не только политическое, но и огромное моральное воздействие на солдат, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Нельзя требовать от политика действовать как политик в соответствии с моральным кодексом. Талейран как человек был аморален1, но Наполеон его не отстранил, потому что ценил его политические качества, по крайней мере, не находил ему замены. Политик исходит из целого, т. е. он заинтересован в сохранении целого и поэтому жертвует частью. Политика обращена к общему, а мораль к личности. Настоящий политик понимает, что если погибнет целое, то погибнет и часть, если, скажем, погибнет народ, то погибнет и человек, являющийся представителем этого народа. Не случайно Ленин в гражданскую войну подчеркивал, что для сохранения жизни сотен тысяч людей приходится расстреливать сотни. Скажут, что это цинично. Согласен. Но в том-то и дело, что политика сама по себе «грязна», цинична и безжалостна. И если вы хотите ликвидировать политику как специфическую сферу общественной жизни, то тем самым вы хотите уничтожить Вот как характеризует аморальность Талейрана Шатобриан: «Ставший министром по рекомендации госпожи де Сталь, которая хлопотала о его назначении перед Шенье, господин де Талейран, в ту пору весьма нуждавшийся, принялся сколачивать состояние; он пополнял свои капиталы пять или шесть раз: когда получил миллион от Португалии взамен обещания подписать мирный договор — договор, который Директория так и не подписала; когда скупил бельгийские облигации накануне заключения Амьенского мира - мира, о котором он, господин де Талейран, узнал раньше всех; когда основал эфемерное королевство в Этрурии; когда нажился на конфискации имуществ духовенства в Германии; когда торговал своими мнениями на Венском конгрессе. Князь был готов продать Австрии все вплоть до старых бумаг из наших архивов...» {Шатобриан Франсуа Ренеде. Замогильные записки. М., 1995. С. 577).
само общество. Если вы как политик будете заниматься морализаторством, а не решением неотложных политических задач, то тем самым вы объективно погубите тех, чьи интересы обязаны защищать. Политик не писатель и не обязан постоянно думать о той или иной личности. Он должен, прежде всего, заботиться о целом, а затем о части. Подлинный гуманный писатель, как свидетельствует опыт истории мировой литературы, всегда выступает на стороне униженных и оскорбленных. Великий Ф. М. Достоевский в своих произведениях показывает людей, которых некому защищать, которые ужасно страдают от нищеты, от голода и холода. Он бы никогда не стал оправдывать такие рыночные отношения, которые выжимают из человека все соки и делают одних сверхбогатыми, а других абсолютно нищими. И это потому, что призвание писателя — описывать в образной форме жизнь личности, отдельного человека, выражать ему симпатии или антипатии. Таковы законы художественного жанра. Политик же, руководствуясь политическими законами и принципами, если даже защищает интересы социального класса, может пренебрегать интересами отдельного представителя этого класса. В противном случае он проиграет политические баталии своим оппонентам.
Политика может способствовать моральному совершенствованию общества. Если государственные деятели проводят такую политику, которая направлена на благо по крайней мере большинства общества (ибо никогда абсолютно все члены общества не будут довольны существующими порядками), то и моральные принципы, правила и устои все больше укрепляются. Веком Перикла называли V в. до н. э., когда Перикл правил Афинами. Как политик он немало сделал для процветания афинских граждан. Плохая политика приводит к разложению общества, к росту преступности, формированию мафиозных структур, к моральной деградации, что в конечном итоге завершается гибелью социума. Политик как человек. Политик как политик не может и не обязан руководствоваться моральными нормами и принципами. Но как человек он должен быть высоконравственным, соблюдать и уважать все моральные правила, показывать во всем личный пример для своих граждан. Он обязан каждый свой неполитический шаг обдумывать с точки зрения морального кодекса. Он должен понимать, что во многом от его поведения в частной жизни зависит не только его политическая карьера, но и авторитет его государства. Он должен быть морально чистоплотным человеком и вести себя в соответствии с общепринятым кодексом поведения людей. Одним словом, безнравственному человеку нет места в политике (в этом тоже проявляется диалектика политики и морали). Моральные преступления. Если политик как человек нарушает общепринятые моральные нормы и принципы, то он совершает лишь моральные преступления, и его за это следует осуждать только с позиций морали. Одиозный римский император Калигула был крайне безнравственным человеком, о чем свидетельствует Гай Светоний Транквилл: «Стыд- ливости он не щадил ни в себе, ни в других... Не говоря уже о его кровосмешении с сестрами и о его страсти к блуднице Пираллиде, ни одной именитой женщины он не оставлял в покое. Обычно он принимал их с мужьями к обеду, и когда они проходили мимо его ложа, осматривал их пристально и не спеша, как работорговец, а если иная от стыда опускала глаза, он приподнимал ей лицо своею рукой. Потом он при первом желании выходил из обеденной комнаты и вызывал к себе ту, которая больше всего ему понравилась; а вернувшись еще со следами наслаждений на лице, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хорошего или плохого нашел он в ее теле и какова она была в постели»1. К моральным преступлениям относятся и подлость, продажность, предательство друзей и близких, алчность, использование своего высокого политического положения в личных целях. К такого рода преступлениям относятся и оскорбительные выпады против своего политического оппонента, афиширование его физических недостатков, распространение о нем различных сплетен. Этот вид преступления часто совершал Троцкий, когда вместо политических оценок своих оппонентов он их обзывал оскорбительными словами.
Политические преступления. Они имеют иной характер. Глава государства морально может быть чистым человеком, но допустить тяжкие политические преступления. Последние совершаются, по крайней мере, в следующих случаях: 1) когда нарастает внутренняя нестабильность общества, вызванная либо спадом экономики, либо межэтническими конфликтами, либо какими-то другими причинами, и лидер государства ограничивается успокоительными речами, вместо того чтобы действовать решительно; 2) когда глава государства не выполняет Конституцию, нарушает ее и тем самым способствует нарастанию конфликтов в обществе. А если его действия приводят к гибели людей или если он предает всех своих соратников и друзей, политическую партию, членом которой он состоял, то политические действия переходят в уголовные, и он уже несет не только политическую, но и уголовную ответственность. Но здесь надо иметь в виду, что в отличие от преступлений, совершаемых рядовыми гражданами, политико-уголовные преступления главы государства как бы совершаются не одним человеком (монархом, президентом и т. д.), а целым государственным аппаратом, политическими структурами, придающими политическим преступлениям законный характер. Поэтому очень трудно бывает привлечь к уголовной ответственности такого главу государства. Кроме того, привлечение к уголовной ответственности во многом зависит от традиций, стабильности и эффективности политических институтов, уровня политической культуры народа, отношения к такому лидеру мировых политиков и т. д.; 3) когда интересам государства угрожают внешние силы, но его глава не предпринимает никаких шагов по отражению агрессии, либо принимает меры, имеющие паллиативный характер; Гай Светоний Транквылл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988. С. 158. 70 4) когда открыто предаются интересы государства, что приводит к его распаду, когда полностью игнорируются интересы наций и классов. И в данном случае политические преступления переходят в уголовные; 5) когда проводится политика, направленная на разжигание национальной розни, на физическое уничтожение других рас и наций. Бывает так, что государственный лидер совершает одновременно политические, моральные и уголовные преступления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|