Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое цивилизация? Возникновение, развитие и распад цивилизаций. Цивилизационный подход к истории человечества




Цивилизация — термин от латинского слова civilis — гражданский, го­сударственный, общественный. Его ввел в научный оборот французский просветитель XVIII в. Мирабо в 1756 г. Под этим термином французские просветители подразумевали общество, основанное на началах разума и справедливости.

Проблемы цивилизации находились в центре внимания многих обще­ствоведов. Наиболее рельефное отражение они нашли в работах англий­ского историка XX в. А. Тойнби. Он выделил пять крупных живых циви­лизаций и две реликтовые (остаточные). Живые: «1) православно-хри­стианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Вос­точной Европе и России; 2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской сте­ны; 3) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии

4 Обществознание 97


к юго-востоку от аридной зоны»1; 4) дальневосточное общество в субтро­пическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном; 5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм. К реликто­вым цивилизациям английский исследователь относит, во-первых, группу стран, включающую монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта; во-вторых, группу ламаистских буддистов махаямы в Тибете и Монголии, буддистов хинаяны на Цейлоне, в Бирме и Таилан­де.

По утверждению Тойнби, каждая цивилизация в своем развитии про­ходит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) распад.

Генезис (происхождение) цивилизации. Анализируя различные концеп­ции происхождения цивилизации, Тойнби отмечает, что цивилизации не могли возникнуть ни вследствие разделения труда, ибо оно имело место и в первобытных обществах; ни из-за расовых различий, так как цивили­зации могут возникнуть и в результате взаимодействия различных рас; ни вследствие географических и климатических условий, так как можно найти на земле сходные естественные факторы, которые все же не приве­ли к появлению цивилизации. Поэтому «причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких; это не единая сущность, а отношение»2.

Цивилизация, продолжает английский историк, возникает из прими­тивных (первобытных) обществ в результате вызова, порождаемого ис­ключительными обстоятельствами разного характера, и успешного отве­та на этот вызов. Вызовы могут быть как природными, так и социальны­ми. «Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой исто­рии, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересека­ют маловодные степи, такие как засушливая Афразийская степь. В ниль­ской долине ответом стал генезис египетской цивилизации, в долине Ти­гра и Евфрата — шумерской, в долине Инда и его бывшего притока — так называемой индской культуры...»3 Процесс иссушения рек был вызовом природы, а ответом стало возникновение цивилизации. Когда бывшие па­стбища нильской долины превратились в пустыни, то первопроходцы двинулись в эти безжизненные места и своим героическим трудом пре­вратили их в благодатные земли. Природа была покорена, и возникла еги­петская цивилизация. Аналогичным образом, пишет Тойнби, возникли и другие цивилизации. Те племена, которые не смогли ответить на вызов и не сумели изменить свой образ жизни, погибли.

1 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 33.

2 Там же. С. 107.

Там же. С. ИЗ.


Рост цивилизации. Не все цивилизации выдержали испытание време­нем. Многие из них не смогли развиваться и в конце концов погибли. Цивилизации «развиваются благодаря порыву, который влечет их от вы­зова через ответ к дальнейшему вызову; от дифференциации через инте­грацию и снова к дифференциации»1. Рост проявляется как через куму­лятивное овладение внешним миром (например, географическая экспан­сия), так и через внутреннюю кумулятивную самодетерминацию и само­организацию цивилизаций. Те цивилизации, которые быстро распростра­няют свое влияние на окружающую социальную и природную среду, ус­танавливают разумные законы и нормы функционирования общества, ус­пешно развиваются. Те же, которые этого не смогли добиться, с течени­ем времени погибают.

Тойнби критерий роста цивилизации ищет в прогрессивном процессе самоопределения общества, члены которого должны находиться в гармо­ническом состоянии и должны быть включены в процесс преобразова­ний.

Главную роль в росте цивилизации Тойнби отводит творческому меньшинству. «Сам факт, что рост цивилизации — дело творческих лич­ностей или творческих меньшинств, предполагает, что нетворческое боль­шинство будет находиться позади, пока первооткрыватели не подтянут арьергарды до своего собственного уровня»2. Растущие цивилизации, на­ходящиеся в динамическом состоянии, отличаются от статических при­митивных обществ тем, что в первых благодаря творческому меньшинст­ву наблюдается поступательное движение.

В росте цивилизации, по мнению Тойнби, большую роль играет не только творческое меньшинство, она отводится и великим личностям. Они подтягивают нетворческое большинство (толпу, по выражению Тойнби) до творческого меньшинства. Это «решается благодаря свобод­ному мимесису — возвышенному свойству человеческой природы, кото­рое скорее есть результат коллективного опыта, нежели вдохновения»3. Мимесис (подражание) присущ человеку от природы, но его надо акти­визировать так, чтобы нетворческое большинство всегда подражало твор­ческому меньшинству.

Надлом цивилизации. Тойнби считает, что причины надлома цивилиза­ций не следует искать за их пределами. Они находятся внутри самих ци­вилизаций. Со временем внутри цивилизации появляются трещины. Творческие личности постоянно заняты тем, чтобы вести за собой не­творческую массу, постоянно призывают ее к подвигам и к непрерывно­му совершенствованию. «Однако нетворческая часть общества всегда и везде численно превосходит творческое меньшинство и в косной массе

1 Тойнби А. Указ. соч. С. 214.

2 Там же. С. 259.

3 Там же. С. 260.

4* 99


своей является тормозом, ибо не в состоянии преобразиться полностью и одновременно»1. Она перестает подражать творческому меньшинству, и последнее начинает терпеть неудачу в продвижении по пути прогресса, в результате чего цивилизация начинает терять самодостаточность.

Распад цивилизаций. Тойнби пишет, что в процессе надлома цивилиза­ции творческое меньшинство превращается в господствующее меньшин­ство, которое, не желая уступить власть, начинает прибегать к силе, что вызывает еще большее отчуждение между правящим меньшинством (оно же творческое меньшинство) и неправящим большинством, т. е. нетвор­ческим большинством. Противоречия между правящим меньшинством и неправящим большинством приводят к гибели цивилизации.

Тойнби утверждает, что цивилизации существовали замкнуто, изоли­рованно, локально, хотя не исключает их сходства.

Прежде всего следует подчеркнуть, что цивилизация есть такая ста­дия в развитии человечества, когда собственно социальные связи начина­ют доминировать над природными и когда общество развивается и функ­ционирует на своей собственной основе.

Генезис цивилизации по времени совпадает с формированием клас­сового общества, с переходом от собирательского хозяйства к производя­щему. Цивилизация не могла возникнуть на базе родового строя, когда человек полностью был связан с родом или племенем и не выделял себя из него, когда родоплеменные отношения были для него священны и не­прикосновенны и когда он не мог выйти за их пределы. Люди первобыт­ного общества в основном занимались собирательским хозяйством, и их отношения основывались на кровнородственных связях, собственно же социальные связи носили очень ограниченный характер.

Переход от первобытного строя к классовому обществу означал не только рост производительных сил, но и разрыв кровнородственных свя­зей. Появляется государство, взаимоотношения людей регулируются не столько традициями и обычаями, сколько юридическими нормами и за­конами. Общество становится более сложным и более целостным образо­ванием. Духовная жизнь приобретает новое качество: появляется пись­менность — величайшее изобретение человечества.

Возникновение цивилизации — качественно новый этап в развитии человеческого общества. Отсюда начинается его подлинная история.

Фундамент цивилизации — общественное богатство. Оно состоит из материальных и духовных ценностей. Материальные ценности включают в себя все, что было создано человечеством на протяжении всей его исто­рии: дома, предметы потребления, орудия производства, разные виды транспорта, техника и т. д. Они характеризуют материальную сторону ци­вилизации. Духовные ценности включают в себя философские, художест­венные, этические, эстетические и другие произведения, а также обычаи, традиции, короче, все, что удовлетворяет духовные потребности людей.

1 Тойнби А. Указ. соч. С. 302. 100


Это общественное богатство появляется вместе с прибавочным продук­том, дающим возможность определенной части общества заниматься ин­теллектуальным трудом, создавать духовные ценности.

Критерий цивилизации — человек. Первобытный человек — нециви­лизованный человек. Он не размышлял ни над собственным бытием, ни над бытием окружающей природной и социальной действительности. Че­ловек эпохи рабства — цивилизованный человек. Он задумывался, прежде всего, над собственным бытием, над смыслом собственной жизни и над бытием окружающего мира. Человеку хотелось знать мир, в котором он жил, природу, которая его окружала. Он стремился выяснить, откуда этот мир произошел, откуда взялся космос.

Движение к цивилизации нужно рассматривать как процесс станов­ления и наращивания социальной основы, социального потенциала раз­вития общества. Но это возможно лишь при условии преемственной свя­зи различных поколений. Иначе говоря, одним из существенных призна­ков цивилизации является преемственность. Без преемственности, без пе­редачи от поколения к поколению материальных и духовных ценностей нет стабильности в обществе, а без стабильности нет развития, но без развития нет цивилизации. Одна из причин гибели многих цивилизаций как раз состоит в отсутствии преемственности, в отсутствии передачи ценностей данной цивилизации следующей генерации (поколению) или же неспособность этой генерации сохранить прежние ценности и создать на их базе новые.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...