Измерение множественных способностей
Традиционные тесты интеллекта, независимо от того, проводились ли они индивидуально или с группами, разрабатывались для получения одной-единственной, глобальной меры общего уровня когнитивного развития индивидуума, такой как IQ. Вскоре, однако, и практические, и теоретические результаты работы с ними привлекли внимание к ряду дифференцируемых способностей внутри того рыхлого конгломерата, который характеризовался с помощью первых тестов интеллекта. Это привело, с одной стороны, к конструированию отдельных тестов для измерения нескольких широко применимых способностей, а с другой — к уточнению определения и более полному пониманию того, что измеряли сами тесты интеллекта. Росту интереса к измерению различных способностей способствовал ряд событий. Во-первых, происходило все большее осознание интраиндивидуальной вариации результатов выполнения тестов интеллекта. Грубые попытки сопоставить относительное положение индивидуума по разным субтестам или группам заданий многие годы предшествовали созданию батарей для оценки комплекса способностей или, короче, комплексных батарей способностей. Сами тесты интеллекта, однако, не предназначались для этой цели. Их субтесты или группы заданий часто были слишком ненадежны для того, чтобы можно было обоснованно проводить интраиндивидуальные сравнения. Кроме того, при конструировании тестов интеллекта задания или субтесты выбирались обычно таким образом, чтобы давать унитарную и внутренне согласованную меру. Поэтому при таком отборе все усилия прилагались к минимизации, а вовсе не к максимизации интраиндивидуальной вариации. Субтесты или задания, слишком слабо коррелирующие с остальной шкалой, как правило, исключались из теста. Хотя, вероятно, именно такие субтесты и задания как раз и следовало сохранить, если бы акцент ставился на дифференциации способностей. Вследствие такого способа конструирования большинства тестов интеллекта маловероятно, чтобы деятельность по выполнению этих тестов можно было значимо разделить более чем на две категории, таких как вербальная и невербальная или лингвистическая и количественная.
Дополнительным стимулом разработки комплексных батарей способностей послужило постепенное осознание того, что так называемые тесты общего интеллекта в действительности являются менее общими, чем первоначально предполагалось. Вскоре стало очевидным, что многие из этих тестов на самом деле служили средствами измерения вербального понимания. Определенные области, такие как область механических способностей, обычно в них не затрагивались, за исключением некоторых Шкал действия и неязыковых шкал. По мере того как эти ограничения тестов интеллекта становились все очевиднее, психологи начали уточнять сам термин «интеллект». Одни из них предложили разграничивать «академический» и «практический» интеллект. Другие стали говорить об «абстрактном», «техническом» и «социальном» интеллекте. В дополнение к тестам интеллекта начали также конструировать тесты Специальных способностей» (special aptitude). Однако более тщательный анализ показал, что, вообще говоря, тесты интеллекта сами измеряют определенную комбинацию специальных способностей, таких как вербальные и числовые способности. Мощный импульс развитию дифференциального тестирования способностей был "Ридан также ростом активности психологов, работающих в сфере профконсультиро- 6ания и планирования карьеры, а также занятых отбором и распределением персонала Промышленности и вооруженных силах. Самые ранние разработки специализиро-
318 Часть 3- Тестирование способностей ванных тестов для отбора конторских служащих, инженерно-технических работников и представителей ряда других профессиональных областей как раз и служат отражением таких интересов. Составление тестовых батарей для отбора абитуриентов поступающих на медицинский, юридический, инженерно-технический, зубоврачебный и другие факультеты университетов, представляет собой аналогичную линию развития тестирования, сохранявшуюся в течение многих лет. Более того, ряд дифференциальных батарей способностей, таких как батареи, подготовленные военными и Управлением размещения и регулирования рабочей силы США (U. S. Employment Service), были прямым результатом деятельности специалистов, занимавшихся профотбором или распределением персонала. Наконец, исследования структуры черт с помощью методов факторного анализа1 обеспечили теоретическую основу для конструирования комплексных батарей способностей. Благодаря таким исследованиям появилась возможность систематически выявлять, классифицировать и определять разнообразные способности, связанные между собой весьма слабо, единственно за счет применения к ним общего термина «интеллект». Теперь тесты можно было отбирать таким образом, чтобы они являлись наилучшими из имеющихся средств измерения одного из факторов или одной из черт, выявляемых путем факторного анализа. , Дифференциальные тесты способностей. Одной из наиболее широко используемых комплексных батарей способностей являются Дифференциальные тесты способностей (Differential Aptitude Tests [ DAT ]). Впервые эта батарея тестов была издана в 1947 г. и в последующем периодически пересматривалась (5ch ed., Form С, 1992). DAT предназначались главным образом для использования в профессиональном и образовательном консультировании учащихся 8-12-х классов. Пятая редакция ЙЛГдоступ-на пользователям в форме тестов двух уровней. Тесты 1-го уровня предназначены в основном для учащихся 7-9-х классов и взрослых с 7-9-летним образованием; тесты 2-го уровня предназначены для учащихся 10-12-х классов и взрослых с незаконченным средним (т. е. не менее чем 9-летним) образованием.
ДАГвключают в себя следующие восемь тестов: Вербальное рассуждение, Числовое рассуждение, Абстрактное рассуждение, Перцептивная скорость и точность, Пространственные отношения, Механическое рассуждение, Орфография и Словоупотребление. Образцы заданий из четырех тестов DAT показаны на рис. 10-6. Для предварительного ознакомления тестируемых с этой батарей имеется Тренировочный тест, охватывающий все восемь проверяемых областей. Существует также специальная форма DAT — Дифференциальные тесты способностей для оценки персонала и карьеры (Differential Aptitude Tests for Personnel and Career Assessment), — в которой каждый из восьми тестов сокращен и отпечатан в виде отдельной брошюры. Такая форма позволяет подбирать конкретные тесты для конкретных профессий и проводить их порознь.2 Подобно большинству основных современных тестов, DA Гможно полностью пр0' водить в компьютеризованной версии. В настоящее время опробуется более совре' ' Эта тема будет обсуждаться в главе 11. 2 Инвентарь профессиональных интересов (Career Interest Inventory) был стандартизован вместе 5-й редакцией DAT. Поэтому для решения задач профессионального и образовательного консуль*1 рования его можно проводить, подсчитывать и интерпретировать его показатели в сочетании с "л Глава 10. Групповое тестирование 319 Вербальное рассуждение Выберите правильную пару слов и заполните пробелы в предложении. Первое слово пары вставляется в пробел в начале предложение, а второе — в пробел в конце предложения. ...... нужен плавник, как птице...... А вода — перо С рыба — крыло В акула — гнездо D дельфин — полет Е рыба — небо Правильный ответ: С Числовое рассуждение Какое число нужно подставить вместо R в этом примере на сложение?
Правильный ответ: 9 Механическое рассуждение Какой груз будет легче везти по мягкому грунту? Правильный ответ: t.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|