Не множеством картин старинных мастеров
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Не психиатрией единой: Загадка читающей Мадонны (опыт психологического исследования)
П.В.Морозов, профессор кафедры психиатрии ФДПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова.
Он имел одно виденье, Непостижное уму, И глубоко впечатленье В сердце врезалось ему. Путешествуя в Женеву, На дороге у креста Видел он Марию Деву, Матерь Господа Христа. С той поры, сгорев душою, Он на женщин не смотрел, И до гроба ни с одною Молвить слова не хотел. Александр Пушкин. Жил на свете рыцарь бедный
Есть в Москве церковь. Сооружена она в 1701 г. и была построена на том месте за Калужскими воротами, где послы иранского шаха Аббаса I передали царю Михаилу Федоровичу и его отцу – патриарху Филарету – Ризу Господню, похищенную персами в православной Грузии. На том памятном месте на Донской улице до сих пор обелиск стоит. Тогда и был учрежден нашей церковью праздник Положения Ризы Господней [празднуется 10 (23) июля, в день коронации царя Михаила]. Строил церковь знаменитый Яков Бухвостов – гений нарышкинского барокко. В память о том, что в создании храма Ризоположения принимали участие царственные особы (сын Петра I – царевич Алексей Петрович и первая супруга – царица Евдокия Федоровна Лопухина), крест на главной церкви увенчан короной-венцом. Строился храм трудно, более 15 лет, ведь в те далекие годы шла Северная война, возводился Санкт-Петербург, царь Петр запретил каменное строительство в иных местах. Да и сама царица впала в немилость, была насильно пострижена в монахини и отправлена в Суздальский Покровский монастырь. Долго скиталась несчастная царица, пока не была освобождена своим внуком Петром II. Сохранилось ее изображение той нелегкой поры в одеянии игуменьи.
Интересно, что частица Ризы сберегалась в семье Пушкиных, переходя к старшему в роде. По преданию, она досталась Пушкиным от святого Алексия, митрополита Московского, которому она в свою очередь могла быть подарена в бытность его в Константинополе. По словам Натальи Николаевны, А.С.Пушкин 10 июля, в день празднования Положения Ризы Господней, обычно ходил в церковь или же приглашал священника к себе домой. За всю свою историю храм никогда не закрывался, в нем отпевали графа Алексея Григорьевича Орлова – знаменитого Алехана, похитителя княжны Таракановой, победителя турок в Чесменском сражении, убийцу императора Петра III, создателя породы орловских рысаков. В северной части храма находится большая икона с изображением святой Нины, покровительницы Грузии. Рискну предположить, что это знак особого уважения к стране, где много веков хранили Ризу Господню. Интересно, что живший неподалеку в Нескучном дворце Алексей Орлов называл свою единственную – и весьма набожную – дочь Анну «Нинушей». Видимо, та часто молилась перед этим образом. В новейшее время в храме отпевали св. Матрону Московскую, здесь находится икона с частицей ее мощей. В 1951 г. в церковь вернулась и частица Ризы Господней. Есть в храме и другие почитаемые православные святыни и образа. «Один меня влечет всех больше» С думой новой всегда остановлюсь пред ним – И не свожу с него моих очей.
Александр Пушкин
В южном, Екатериненском приделе храма, в киоте, мое внимание привлекает образ молодой женщины с книгой, похожий больше на картину итальянского Возрождения, чем на православную икону. Ее тонкое, поразительной красоты лицо напоминает флорентийских мадонн кисти Пинтуриккио или даже самого Рафаэля Санти. Мадонна сидит вполоборота, глаза полуопущены и обращены в книгу. К сожалению, картина плохо освещена, мешают блики стекла, к тому же она сильно почернела и, по всей видимости, никогда не реставрировалась. Надпись славянской вязью не вводит в заблуждение – очевидно, что текст появился на картине позже. Тем загадочнее она выглядит. Кто ее автор, как она попала в православную церковь, наконец, кто на ней изображен? Выражение лица Девы Марии напомнило мне образы, созданные современниками Леонардо, но еще одна ассоциация неотступно преследовала меня. Где я видел зтот образ инокини в черном? И память не подвела: конечно же, это акварель молодого М.Ю.Лермонтова, изображающая его возлюбленную Варвару Лопухину в виде испанской монахини.
Я приходил сюда вновь и вновь, завороженный читающей Мадонной, и долго стеснялся спросить священников о происхождении этого образа. Наконец подходящий момент настал. И я обратился к одному из них с вопросом, кто изображен на картине. Он внимательно посмотрел на меня, как бы оценивая характер моего интереса, а затем просто и честно сказал: «Я не знаю». Я извинился, но остался перед иконой, где и стоял. Через некоторое время он снова подошел ко мне и сказал: «Это образ Калужской Божией Матери». Богоматерь Калужская
Не множеством картин старинных мастеров
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|