Что такое латеральное мышление?
Denk-Lat или Lat Denk — это особый вид мышления, который, прежде всего, доставляет удовольствие. Требуются не только знания и умение комбинировать. Самое важное в латеральном мышлении — это применять фантазию и иметь мужество. Фантазия и мужество играют особую роль. Латеральное мышление часто сравнивают с деревом. Дерево растет не только вверх, но в ширину, вперед, назад. Некоторые ветви растут вниз. В нашей летней программе юноши в девушки получат возможность думать так, как растут ветви деревьев. Здесь огромное пространство для развития латерального мышления. При данной методике можно и нужно рассматривать также фантазии, которые сначала кажутся молодым людям сумасшедшими, например, идеи решения вопроса «Как яблоко попало в бутылку?» В словаре иностранных слов я нашел следующее определение: «Латеральное мышление — это разновидность мышления, которое пытается подключить к осмыслению все стороны проблемы, причем могут быть использованы необычные, неиспользуемые при логическом мышлении методы». Вместо выбора определенного направления перед или во время размышления (к чему стремится обычная школа) нашим юношам и девушкам предлагается подумать в разных направлениях, чтобы узнать, не скрываются ли там еще какие-нибудь интересные возможности. В этой связи важно обращать внимание на то, чтобы мыслящие латерально, невзирая на свободу выбора идей, не забывали о цели, которую они хотели достичь. Мы проводим различие между латеральным и вертикальным мышлением следующим образом: Латеральное мышление... — допускает параллельное существование разных идей! Учитель ставит перед классом проблему на обдумывание. Разные ученики предлагают разные
начальные варианты решения проблемы. Каждый ученик получает возможность подойти к решению проблемы по-своему. При сравнении вариантов решения станет ясно, есть ли особо эффективное решение. Латеральное мышление... — позволяет ученикам использовать воображение в разных направлениях! — означает использование окольного пути, если он приведет к цели! Путь в школу, которым ученики пользуются по традиции, стал привычным для многих. Те же самые ученики знают другую дорогу, более длинную, которая ведет мимо лугов и лесов. Этот путь требует немного больше времени. Зато ученики могут порадоваться лугам и полям и получить новые впечатления. Латеральное мышление... — означает, что, размышляя, разрешено «делать ход конем»! Существуют вопросы, а также проблемы, при которых создается впечатление, что обдумывать их бессмысленно, так как кажется, что они не имеют решения. В таких случаях молодым участникам целесообразно попытаться «сделать ход конем» и просто испробовать то, что в обычной ситуации они не' стали бы делать. Латеральное мышление это... — творчество и созидание! Если Вы создаете много идей, то Вы открываете перед собой много разных — особенных и очень личных — путей решения проблемы. Ваше воображение и ваши идеи помогают вам использовать свои возможности и играючи достичь цели. Латеральное мышление... — дает много путей решения проблемы! Речь не идет о том, чтобы найти единственно правильный путь, а о том, чтобы открыть как можно больше способов решения проблемы. К примеру, исследовательские туры в рамках Университетских летних программ. Юноши и девушки хотят пойти в поход. Старт и финиш находятся на некотором удалении друг от друга. Существует много различных способов преодолеть это расстояние. Есть долгий, равнинный путь, есть короткий и крутой, есть извилистый и прямой, а также комбинированный путь. Решающим является и всегда будет попытка найти как можно больше путей, ведущих к желаемой цели.
Латеральное мышление... — ничего не исключает, а, наоборот, включает. (Старается найти новые пути.) Даже тот путь, который кажется участникам программы неудобным или бесполезным, не исключается латеральным мышлением в нашей летней программе. Каждый путь имеет свои особенности и демонстрирует преимущества, которые участники, вероятно, не увидели с первого взгляда, но которые могут оказать ценную помощь в приобретении информации. Представьте себе, например, заснеженный зимний ландшафт. Участникам дается следующее задание: «Свои каникулы ты проведешь с родителями и несколькими друзьями в лесу в одиноко стоящей горной хижине. Половину пути на гору вы проделаете на автомобиле, далее вам придется выйти из машины и идти пешком, так как продолжать путь на машине невозможно. На выбор предоставляется два возможных пути. Более широкая дорога удобно ведет в гору, делая большие повороты. Вторая дорога крутая, но почти не имеет поворотов и приводит почти к самой хижине. Взрослые ни в коем случае не хотят идти по крутой дороге, так как к хижине необходимо принести груз. Ты решаешься вместе с двумя друзьями, несмотря на рюкзак, пойти по крутому подъему. Карабкаясь на гору, вы замечаете чудесно расположенное замерзшее горное озеро, которое позже все используют как место катания с горы. Если бы все отказались от использования этого пути, возможно, что это озеро вовсе не было бы открыто, и все были бы лишены возможности покататься с горы». Далее, я остановлюсь на вертикальном или логическом мышлении. Вертикальное мышление — это другой метод мышления, которому преимущественно учат и который практикуют в немецких школах. Вертикальное или логическое мышление можно сравнить с домом, в котором один этаж строится над другим. Его отличают следующие признаки: Вертикальное мышление... — допускает различные мысли только в определенной последовательности! — означает, что мысли должны следовать одна за другой, как один этаж дома следует за другим! — означает мышление по прямой линии! — логично и целенаправленно! — выбирает самый многообещающий путь решения.
— ищет путь, исключая другие пути решения. Я предостерегаю Вас от мысли, что эти методы мышления взаимоисключают друг друга. Оба метода превосходно дополняют друг друга. Представляя следующую модель латерального мышления, я разъясню, как хорошо оно дополняется вертикальным мышлением. Первым методом латерального мышления считается мышление «ход конем». Мы, педагоги — представители педагогики обогащения Университетской программы для школьников — наблюдаем, как участники в процессе поиска решения проблемы «заходят в тупик». В этот момент мы предлагаем молодым людям приемы латерального мышления для того, чтобы прийти к цели другим путем. Этот процесс я проиллюстрирую на одном примере. Ученик получает математическое задание, решение которого кажется не очень сложным. Чтобы принять решение, он пытается рассуждать логически, шаг за шагом в соответствии с принципом вертикального мышления, однако ему не удается найти решение. Он «зашел в тупик». Используя латеральное мышление, можно было бы начать поиск решения не с начала, а, например, с предположительного результата или с середины, в обратной последовательности или как-нибудь иначе. Приведем пример подобного задания, которое мы охотно предлагаем 10— 18-тилетним участникам. У отца было трое сыновей. Когда они достигли возраста, позволяющего начать собственное дело, он собрал их вместе и сказал: «Мои дорогие сыновья, мне принадлежат 19 верблюдов, которых я сейчас, когда пришло время, хочу разделить между вами. Я решил, что мой старший сын получит половину, мой второй сын — четверть, а мой младший сын — пятую часть всех верблюдов. «Но отец, — взволнованно закричали братья, перебивая друг друга,—число 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Как же нам поделить верблюдов?» Такую трудную проблему не может решить даже мудрый отец. Об этой проблеме услышал мудрец (им мог бы стать участник программы с латеральным мышлением). Он предложил свою помощь, и вскоре после того все верблюды были поделены точно в соответствии с указаниями отца.
<...> Следовательно, логическое и латеральное мышление не конкурируют друг с другом, а превосходно дополняют друг друга. Обе разновидности мышления действенны и необходимы, причем, латеральное мышление является творческим, создающим идеи инструментом мышления, а логическое мышление является контролирующим. Все идеи и мысли, которые ителлектуаль-но одаренный создает с помощью латерального мышления, должны быть впоследствии логичными. Без логики они не были бы ни полезны, ни пригодны для повседневной жизни, как для интеллектуально одаренных, так и для других людей. Из сказанного выше я делаю вывод: как логическому, так и латеральному мышлению можно научиться! Во время Университетской летней программы интеллектуально одаренные и высокомотивированные молодые люди учатся метакогнитивнои компетенции и учатся мыслить латерально. Латеральное мышление дает возможность детям и молодым людям вскрывать свои модели мышления, изменять их структуру и перестраивать в оптимальную форму. Они сохраняют свои прежние модели мышления, приобретают новые и расширяют таким образом свои мыслительные способности. Мне абсолютно ясно, что при латеральном мышлении не идет речь ни о новом направлении развития, ни о специальном творческом таланте. Латеральное мышление дает возможность интеллектуально одаренным, а также всем остальным людям, эффективнее использовать потенциал своего мышления и мощности обработки информации. Я подвожу итог: латеральное мышление отличается своей продуктивностью. Латеральное мышление создает много идей и мыслей в независимости от того, являются ли они «правильными», логичными, сумасшедшими или утопическими. Линус Пау-линг формулировал поиск идей таким образом: «Лучший путь получения хорошей идеи — это создание большого количества идей». Логическое мышление, напротив, характеризуется претензией на «правильность» своих высказываний. Речь идет не о том, чтобы найти много ответов, а о том, чтобы найти «правильный». Латеральное мышление не исключает, а, наоборот, стремится открыть и освоить новые, необычные и до сих пор спорные пути. Логическое мышление, наоборот, ищет один путь, исключая все остальные. При таком способе мышления очень вероятно, что будут исключены другие, не менее эффективные пути. При латеральном мышлении очень важно, чтобы думающий принимал свои идеи даже в том случае, если они кажутся «сумасшедшими». Часто такие «сумасшедшие» идеи являются мостиком к другой идее, которая, вероятно, выведет интеллектуально одаренного на правильный след. Нильс Бор считал, что, в первую очередь, «сумасшедшее» мышление является важным фактором создания решающих идей. Однажды во время проведения мозгового штурма было сказано: «Все мы знаем, что ваша идея сумасшедшая. Вопрос в том, достаточно ли она сумасшедшая». Огромная заслуга «сумасшедших» идей в том, что они действуют как толчок и тем самым побуждают к дальнейшему мышлению. Инструменты мышления, которые я представил вам в начале
статьи, должны побудить вас, читателя, покинуть путь линейного мышления и начать «делать ход конем» в процессе мышления для того, чтобы испробовать другие возможности подхода к проблеме или заданию. Особенно в том случае, когда на выбранном сначала пути думающий зашел в тупик. Том Хиршфильд поддерживает нас, утверждая: «Второй заход к одной и той же проблеме следует делать в совершенно другом направлении». Таким образом, латеральное мышление порождает максимальное количество предложений решения проблемы, в то время как логическое мышление довольствуется, как правило, одним правильным путем решения проблемы. В определенных обстоятельствах один правильный путь решения действительно может быть достаточным, например, если должно быть решено математическое задание. Если же думающий имеет только одну идею, но и довольствуется этим решением, он сам лишает себя возможности подобающе оценить качество этой идеи. Я спрашиваю вас: «Откуда вы знаете, что этот ответ лучший, если выбрали единственный ответ как правильный». Эмиль Чартье говорит: «Нет ничего более опасного, чем идея, которая окажется вашей единственной идеей». Эксперт по проблемам мышления Рей Долби писал относительно темы изобретений следующее: «Придумывать новое — это дар, которым обладают некоторые люди. Однако можно научиться изобретать. Нужно только иметь силу воли, не использовать сразу первое решение, так как действительно элегантное решение находится «за ближайшим углом». Изобретателем является тот, кто говорит: «Да, так это сделать можно, но мне кажется, что это еще не оптимальное решение». И тогда он снова принимается размышлять. Латеральное мышление открывает возможности для выражения и поиска новых идей. Мысля и действуя, можно значительно расширить свои возможности. Инструменты мышления, представленные в Университетской летней программе, дают опору и ориентацию для того, чтобы не потеряться среди многообразия идей. Хеллер К.А. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Из книги: Основные современные концепции творчества и одаренности, ст. «Диагностика и развитие одаренных детей и подростков». Под ред. проф. Д. Б. Богоявленской М: Молодая гвардия, 1997. С. 243-259. Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. В отличие от этого проблемы людей с физическими недостатками и связанные с ними вопросы помощи так называемым ущемленным социальным группам были главной темой обсуждения в 70 — 80-е гг., пока не было признано, что и высокоодаренные дети и подростки заслуживают внимания и им также необходимы консультирование и помощь. Еще в 1916 г. в Гамбурге Уильям Штерн выступал с требованием диагностики и помощи особо одаренным ученикам, которое в Германии практически на полвека было предано забвению. Ниже в свете современных теорий одаренности рассматриваются понятие одаренности и используемые программы, далее подробно обсуждаются методические проблемы диагностики, а также особые основания для консультирования одаренных и стратегии помощи им.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|