Требования к минимуму содержания по дисциплине
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Русский язык и культура речи
Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов заочного отделения УПК по специальностям: 0601, 0602, 1201, 1806, 1006
Екатеринбург
Содержание учебно-методического комплекса
1. Программа 2. Введение 3. Теоретический материал 4. Практические работы 5. Образец выполнения практической работы 6. Методические указания по выполнению домашней контрольной работы 7. Задание для контрольной работы 8. Вопросы для самоконтроля 9. Краткий словарь терминов 10. Список литературы 11. Приложение Программа 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по русскому языку и культуре речи в соответствии с рабочими планами Уральского политехнического колледжа. Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины «Русский язык и культура речи», разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык культура речи» для средних специальных учебных заведений. М.,2002.
Основные задачи курса:
-совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному осознанному владению норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями.
- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи.
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. В процессе обобщающего повторения фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, частей речи и синтаксиса студенты обогащают свои знания о соответствующих единицах русского языка – фонетических, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических – и в то же время овладевают соответствующими языковыми нормами письменной и устной речи, наиболее убедительными выразительными средствами литературного языка, выявляют орфоэпические, лексические, словообразовательные или иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и своей речи. Особую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне естественно и даже предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов, профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессионально и социально значимой тематики планируемых сообщений, высказываний студентов, тематики анализируемых тестов.
Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тесте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике. Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не является предметом специальных занятий. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над тестом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть и некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты не знакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные для данной профессии слова специально лексики, словосочетаниями с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг.
Требования к минимуму содержания по дисциплине (основные дидактические единицы) - язык и речь; основные единицы языка и речи; монолог и диалог, устная и письменная формы речи; -понятие о литературном языке, его книжной и разговорной разновидностях; основные типы норм литературного языка и качества хорошей литературной речи; основные словари русского языка; - фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности; орфоэпические ошибки и недостатки;
- лексические и фразеологические единицы русского языка и их использование в построении выразительной речи; лексические фразеологические ошибки; - состав слова; способы словообразования; стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки; - части речи; самостоятельные и служебные; стилистика частей речи; ошибки в формообразовании и употреблении частей речи; - основные синтаксические единицы; словосочетание и предложение; предложения простые и сложные; актуальное членение предложений; выразительные возможности русского синтаксиса; -русская орфография и пунктуация в аспекте норм и речевой выразительности; - текст и его структура; описание, повествование, рассуждение; стили литературного языка; жанры деловой и учебно-научной речи. Структура курса «русский язык и культура речи» составлена в соответствии с логикой учебного материала, наименование и последовательность изучения разделов выбрано на основе структурно-логической межпредметной связи. Программа состоит из 9 разделов, которые отражены в тематическом плане. В 1 разделе дается общая типология норм, которые в последующих разделах раскрываются, дополняются, закрепляются. 9 раздел является обобщающим, т.к. для выполнения лингвистического анализа текста требуются знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения материала курса. К концу обучения студент должен знать: - понятия норм стилей; -определения «культура речи», «лексическая норма», «орфоэпическая норма», «морфологическая норма», «синтаксическая норма», «функциональный стиль», «текст», «типы речи»; - орфоэпические и пунктуационные правила; - виды словарей; - понятия и определения изобразительно-выразительных средств языка; Студент должен уметь: - классифицировать виды норм; - находить и исправлять речевые ошибки; - различать и определять признаки текста, типы речи; - говорить и писать: * правильно; * точно; * логично * выразительно; * целесообразно и уместно; * убедительно; - определять стили речи и их специфику.
2.Тематический план для специальности 0601, 0602, 1201
Тематический план для специальности 1006, 1806
Содержание дисциплины Повышение речевой культуры студентов – одна из актуальных задач при подготовке специалистов. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствие языковым нормам. Курс «Русский язык и культура речи» имеет важное значение для будущего специалиста, т.к. он должен владеть точной, логичной, правильной и выразительной речью, уметь пользоваться современным литературным языком. Данный курс – практический, ориентированный не только на получение знаний, но и, прежде всего на отработку умений и навыков анализа и построения самых различных текстов в зависимости от их функционально-стилистических особенностей.
Студент должен овладеть навыком отбора речевых средств с учетом ситуации и обстановки речи, избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций. Студент должен иметь представление: - о процессах происходящих в современном литературном языке; - о нормах современного литературного языка; - о понятиях «речь правильная и речь хорошая»; Данный курс дает возможность применять приобретенные навыки и умения при изучении следующих дисциплин: «Этика деловых отношений», «Деловое общение», «Психология» и др.
Содержание Раздел 1. Введение
Основные составляющие русского языка; язык и речь; понятие о нормах литературного языка; виды норм. Студент должен знать: отличие письменной речи от устной, виды норм. Студент должен уметь: классифицировать виды норм.
Раздел 2. Фонетика и орфоэпия
2.1.Основные фонетические единицы (фонемы). Фонетические средства языковой выразительности (особенности звучащей речи) Студент должен знать: основные фонетические единицы. Студент должен уметь: находить фонетические средства языковой выразительности в художественных текстах Самостоятельная работа студента: основные фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности.
2.2. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка, понятие о фонеме. Студент должен знать: орфоэпические нормы русского языка, понятие «орфоэпия». Студент должен уметь: правильно произносить слова и пользоваться орфоэпическим словарем, различать пометы. Самостоятельная работа студента: работа с орфоэпическим словарем. Раздел 3. Лексика и фразеология.
3.1. Лексические нормы. Использование изобразительно-выразительных средств. Студент должен знать: языка изобразительно-выразительные средства и лексические нормы. Студент должен уметь: находить и исправлять речевые ошибки, использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка.
3.2. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Студент должен знать: роль фразеологизмов в обыденной речи, художественных произведениях, в публицистике, понятия «фразеология», «фразеологизм». Студент должен уметь: находить фразеологизмы в текстах художественной литературы и использовать их в речи., пользоваться толковым, фразеологическим и другими видами словарей Самостоятельная работа студента: работа с различными видами словарей: толковым, фразеологическим, словарем синонимов, антонимов, омонимов и др.
Раздел 4. Лексикография.
Основные типы словарей. Студент должен знать: все типы словарей, иметь представление о словарных статьях основных типов словарей, пометах. Студент должен уметь: пользоваться основными типами словарей. Самостоятельная работа студента: Основные типы словарей. Словарные статьи основных словарей. работа над контрольной работой «Энциклопедия одного слова».
Раздел 5. Текст. Функциональные стили речи.
Специфика и жанры художественного, разговорного, официально-делового, публицистического, научного стилей. Студент должен знать: понятия «стиль», «стилистика», функциональные стили речи. Студент должен уметь: определять стили речи и их специфику.
Раздел 6. Орфография.
Принципы русской орфографии, орфографическое правило, группы орфограмм. Студент должен знать: принцип русской орфографии, орфографические правила. Студент должен уметь: применять орфографические правила на письме. Самостоятельная работа студента: Орфографические правила.
Раздел 7. Морфемика и морфология.
Словообразовательные нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке, морфологические нормы. Студент должен знать: виды грамматических ошибок. Студент должен уметь: находить и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи. Самостоятельная работа студента: Основные способы словообразования. Работа со словообразовательным словарем.
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.
Основные единицы синтаксиса, знаки препинания и их значения, пунктуационные правила. Студент должен знать: определение понятий «синтаксис», «пунктуация», пунктуационные правила. Студент должен уметь: применять на письме знания по синтаксису и пунктуации. Самостоятельная работа студента: Пунктуационные правила, основные единицы синтаксиса.
Раздел 9. Лингвистический анализ текста. Студент должен уметь: анализировать художественный текст по плану
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|