III. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Дли нн ой бл и стающей полосой тянется с (З,з)апада на (В,в)осток (Т,т)аймырское озеро. На севере возвышаются каме нн ые глыбы, за ними маяч а т ч ё рные хребты. Весе нн ие воды приносят с верховьев следы пр е бывания человека: рва н ые сети, поплавки, полома нн ые вёсла и другие немудре н ые принадлежности рыбачьего обихода. У заболоче нн ых берегов тундра ог о лилась, только кое-(где) белеют и бл е стят на со л нце пятнышки снега. Ещё крепко держ и т ноги скова нн ая льдом мерзлота, и лёд в устьях рек и реч о нок долго будет стоять, а озеро очистит(х)ся дней через десять. И тогда песча н ый берег, залитый светом, перейдёт в таинстве нн ое свечение со нн ой воды, а дальше - в торжестве нн ые силуэты и пр и чудливые очертания противоположного берега. Заполните таблицу номерами предложений, в которых есть указанные грамматические ошибки.
Заполните таблицу номерами предложений, в которых есть указанные речевые ошибки.
Методические указания по выполнению Домашней контрольной работы При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие требования: 1. Контрольная работа выполняется на бумаге формата А4 и должна иметь титульный лист. 2. Работу выполнять чернилами (пастой) четко и разборчиво. 3. В работе необходимо оставлять поля (с соблюдением действующих ГОСТов) и место в конце работы для заметок, страницы пронумеровать. 4. При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться различными словарями. 5. В конце работы привести перечень использованной литературы. Задание для контрольной работы.
Энциклопедия одного слова. СХЕМА-ПЛАН. 1.Слово... и его лексическое(ие) значение(ия). 2.История слова... 3.Слово... и «слова-родственники»(однокоренные). 4.Слово... и его синонимы. 5.Слово... и его антонимы. 6.Слово... во фразеологических оборотах. 7.Слово... и слова (сочетания) — рифмы. 8.Слово... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках, в скороговорках, в притчах, легендах, приметах, обычаях, в народных играх, хороводах, в русских народных песнях, в народных сказках. 9.Соответствия слову... в пословицах и поговорках народов мира. 10.Слово... в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза).
11.Слово... в текстах художественной литературы. 12.Слово... в названиях газет, журналов, рекламных приложений. 13.Слово... в названиях картин художников. 14.Слово... в названиях художественных и документальных фильмов. 15.Слово... в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки). 16.Слово... в иллюстрациях, рисунках студентов. (Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с этим словом.). Вопросы для самоконтроля.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
1. Какие разделы науки о русском языке вы знаете? 2. Что изучает каждый из этих разделов? 3. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изучает орфоэпия? С какими разделами языка она связана? 4. С какими разделами науки о языке связаны орфография и пунктуация? 5. Что такое орфография? Что такое орфограмма? Назовите разделы орфографии, а в каждом из разделов – основные группы орфограмм. 6. Вспомните правописание морфем (значимых частей слова).
Корень слова 7. Назовите правила орфографии, которые помогут вам в безошибочном написании безударных гласных в корне. 8. Какое правило орфографии поможет вам не ошибиться в написании гласных е (ё) – о после шипящих в корне слова; в написании ы – и после приставок в корне слова? 9. Расскажите о правописании согласных в корне: проверяемых, непроизносимых, двойных согласных.
Приставка 10. Неизменяемые на письме приставки – что это такое? 11. Расскажите о правописании согласных в приставках на з (с); гласных в приставках пре-, при-.
Окончание 12. Сформулируйте правило правописания гласных е и и в окончаниях имен существительных; в личных окончаниях глагола. 13. Какое правило вам поможет в правильном написании безударных гласных в окончаниях прилагательных и причастий?
Суффикс 14. Вспомните правило, которое поможет вам избежать ошибок в написании гласных е (ё) и о после шипящих в суффиксах (и окончаниях) имен существительных и прилагательных. 15. Вспомните правило о написании н и нн в существительных и прилагательных. 16. Сформулируйте правило написания суффиксов существительных: -чик, -щик; -ек, - ик; суффиксов прилагательных: -ск-, -ов-, -ев-, -чив-, -лив-, и др.
17. Расскажите об употреблении ъ и ь. 18. Сформулируйте правила написания: а) ь после шипящих в конце слова; б) ь для обозначения мягкости согласного; в) ъ и ь, выполняющих разделительную функцию.
Лексика
1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова? 2. Расскажите об однозначных и многозначных словах; прямом и переносном значении слова. 3. Какие вы знаете выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова? Расскажите о них. 4. Расскажите об омонимах и их разновидностях. 5. В чем отличие многозначности слова от омонимии? 6. В чем различие омонимов и паронимов? 7. Расскажите о синонимах: лексических, стилистических, синтаксических. 8. Как проявляется взаимосвязь градации и синонимов? 9. Что вы знаете об антонимах? Что такое контекстуальные антонимы? 10. Расскажите о художественно-выразительных средствах языка, построенных на антонимии. 11. Назовите и охарактеризуйте группы слов русского языка по их происхождению. 12. Что вы знаете о диалектной и специальной лексике, сфере ее употребления? Что входит в понятие «специальная лексика»? 13. Расскажите о терминах и профессионализмах. Есть ли между ними различие? 14. Объясните значение слов историзм и архаизм. Какое общее понятие объединяет их? Чем они различаются? 15. Что вы понимаете под термином «неологизмы»? Расскажите о них подробнее. 16. Какие толковые словари вы знаете? Назовите их. 17. Расскажите о словарях антонимов, синонимов и других лингвистических словарях. 18. Какие школьные словари у вас есть, расскажите о них.
Фразеология 1. Что такое свободные и несвободные словосочетания? Каковы их отличия? 2. Фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое словосочетание, фразеологическое выражение – одинаково ли их значение? 3. Назовите группы фразеологизмов по их происхождению. 4. Бывают ли фразеологизмы -омонимы, -синонимы, -антонимы? 5. Какими еще особенностями обладают фразеологизмы, являясь частью словарного состава русского языка?
6. Различаются ли фразеологизмы сферой их употребления? 7. Расскажите о грамматической роли фразеологизмов в предложении. 8. Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами? 9. Есть ли фразеологизмы устаревшие, профессиональные? 10. Какие фразеологические словари вы знаете, расскажите о них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|