Труд в природе детей старшего дошкольного возраста - как метод сенсорного воспитания
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А главные истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Поэтому значение сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста трудно переоценить, ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, мелкой моторики пальцев рук, а также накопления представлений об окружающем мире. Таким образом, по мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать. Тогда ребенок, опираясь на полученный опыт, сможет намного лучше усвоить материал. В данном случае работает познавательный процесс - восприятие - ориентирующий ребенка в потоке признаков, воздействующих на него. Ведь известно, что, чем больше подключено анализаторов (слуховой + зрительный + анализаторный (тактильный) + и др.), то в процессе получения новой информации, успешней будет ее усвоение. Т.В. Башаева считает, что восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств дает полное и правильное представление о предметах, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам. Воспоминание о каком-либо ярком свойстве предмета может вызвать у ребенка воспоминания обо всем предмете. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрывать индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность каких-то органов.
Следовательно, сенсорное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одним из основных направлений в работе ДОУ, выдвигая тем самым перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов развития сенсорных представлений и умений у детей. Главным условием развития сенсорики является наличие наглядности. Невозможно ребенку «на пальцах» объяснить цвет и форму предметов, характерные особенности их поверхностей и т.п. Малыш должен все сам увидеть, потрогать, выполнить требуемые действия. для этого существует множество пособий, но так как материальные возможности детских садов весьма ограничены, то чаще всего необходимые пособия педагоги изготавливают самостоятельно, используя любые подручные материалы и собственную фантазию. А можно жесткую основу обшить плотной тканью и прикрепить к ней различные детали: бусы из разноцветных кругов на «липучке», кармашек, застегивающийся на кнопки, в который надо положить аккуратно сложенный платочек, отлетные детали на «молнии» или пуговицах и т.д. Таким образом, эти яркие, эстетичные пособия служат для развития мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников и их представлению о цвете, форме, величине предметов, для воспитания положительных нравственных качеств детей: доброты, умения замечать красоту вокруг себя и бережного к ней обращения.
Подобным же образом изготовлены «Котик со шнуровкой» и «Клумба с цветами». Но если «Матрешки со шнурками» знакомят лишь с процессом продевания шнурков в дырочки, то <Котик» уже учит выполнять шнуровку по всем правилам (как на ботиночках), поочередно вставляя шнурок в петельки. А «Клумба» помогает малышу контролировать свои действия по пристегиванию цветочков на пуговицы, подбирая их по цвету и величине. Вот такие замечательные пособия можно сделать для детей, и, главное, постараться использовать в работе все их возможности. «Матрешки>, «Котик», «Клумба» имеют довольно сложную в изготовлении форму. Порой гораздо проще взять за основу обыкновенные прямоугольные жесткой формы, на которой аппликативно выполняются детали лица нейтрального цвета (круги - щеки, квадраты - глаза, прямоугольник - нос). Затем, уже с помощью «липучек» и пуговиц, ребенок прикрепит соответствующих форм, но яркого цвета «глазки», «щечки» и «носик» человечка. И станет человечек веселым и красивым. Последний штрих - ручки и ножки (шнурки с помпонами). Забавно и, опять же, полезно для развития дошкольника. «Дракончиков» сделать сложнее, но зато каждый из них учит малышей различным навыкам. Детали головы, хвоста, лап одинаковы по размеру и формы для всех дракончиков. Туловище выкраивается по размеру дощечки - основы и в зависимости от функционального назначения пособия. У одного дракончика можно сделать на спине «гребень» для прищепок, у другого - отлетные. А этот дракон - девочка. Нежные пастельного тона, длинные ресницы… Вначале малыши учатся правильно развязывать ленты, а уж потом становится задача посложнее - нашу девочку - дракона нужно привести в порядок, вновь красиво и аккуратно завязывать банты, Очень трудная задачка! Количество дракончиков в «семье» - любое, все зависит от фантазии и возможностей педагога. Главное, чтобы пособия были практичны и добротны, эстетичны и целесообразны в применении. Ну а мы, воспитатели, всегда готовы им в этом помочь. Проект для детей старшей группы «Комнатные растения» Проблема: недостаточные представления воспитанников о комнатных растениях, отсутствие разнообразия цветущих растений в группе.
Цель: обогащение представлений воспитанников о комнатных растениях и формирование основ экологической культуры всех участников проекта. Задачи: - познакомить с многообразием цветущих комнатных растений; научить правильно ухаживать за комнатными растениями; формирование начальных предпосылок поисковой деятельности; создавать условия для поисковой деятельности детей; воспитывать бережное отношение ко всему живому; привлекать родителей и воспитанников к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта; пополнить состав цветущих комнатных растений группы. При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты: Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей многообразием комнатных растений: · Оформление групповой энциклопедии «Мир комнатных растений» · Составление картотеки стихов, загадок. · Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности по данной теме (рисование, аппликация). · Выпуск стенгазеты «Опасные растения». · Оформление мнемотаблиц «Как ухаживать за цветами», «Что нужно для роста растений», «Что нам нужно для труда». Более бережное отношение воспитанников к растительному миру. Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности. Активное участие большинства родителей в реализации проекта. Участниками проекта являются педагоги, дети, родители. Приложение 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|