Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста
Старшая группа (от 5 до 6 лет) Познавательное развитие Образовательная область: Ребенок и природа Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека). Задачи развития воспитанника в деятельности развивать чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы; умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе; стремление и навыки активного участия в охране природы; формировать представления: объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, животных, растений; общевитальных признаках человека, животных и растений: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях их внутренних органов (систем); том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества; воспитывать нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе; уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет; внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания; ответственность за состояние природы ближайшего окружения. Неживая природа Представления о:
ü характеристиках каждого сезона: температуре воздуха, осадках, долготе дня, состоянии растений, животных, людей; ü Свойствах объектов и явлений неживой природы (свет, тепло, вода, почва - песок, камни, глина); ü Земле, Луне, Солнце, звездном небе. Умения ü Замечать изменения погоды, природы и отмечать в календаре природы. Растения Представления о: ü Дифференцированных потребностях растений в свете, влаге, тепле; ü Разнообразии способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками; ü Растениях естественных природных сообществ (леса, луга, водоема); ü Сезонных изменениях в состоянии растений; ü Лекарственных растениях (лук, чеснок, подорожник, дуб, ромашка, смородина, малина и т.д.); ü Опасных для человека растениях (волчье лыко, вороний глаз, борщевик, молочай и др.); ü Отличительных признаках конкретных растений: 5-6 растений цветника (пион, георгин, хризантема, примула, маргаритка и др.), 6-8 растений огорода (морковь, томат, картофель, салат, укроп, петрушка, зерновые культуры, разные виды лука, чеснок, пырей, мокрица и др.), 3-4 растения сада (яблоня, груша, вишня, земляника и др.), 3-4 растения луга (ромашка, василек, смолка, колокольчик и др.), 4-5 растений леса (ель, сосна, орешник, черника, голубика, сон-трава и др.), 3-4 растения водоема (кувшинка, кубышка, рогоз, касатик, аир и др.), 6-7 комнатных растений (традесканция, кливия, амариллис, зигокактус, плющ, комнатный виноград и др.). Умения: Соотносить: Типичных представителей с группами растений (деревья, кустарники, травы; овощи, фрукты); Растения с природными сообществами (лес, луг, водоем); Состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе; Осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка, опрыскивание. Животные
Представления о: ü Видовых признаках групп животных: птицы, рыбы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся; ü Дифференцированных потребностях животных в свете, влаге, тепле, пище, жилище, защите от врагов; ü Приспособлениях животных к среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной); ü Животных леса, луга, водоема; ü Сезонных изменениях в жизни животных; ü Отличительных признаках конкретных животных: (5-6 животных леса (лось, зубр, барсук, кабан, жук-олень, кукушка и др.), 5-6 животных луга (пчела, кузнечик, стрекоза, дрофа, махаон и др.), 3-4 животных сада (скворец, дрозд, тля, гусеница и др.), 3-4 животных Красной книги Республики Беларусь (зубр, медведь, жук-олень, журавль, цапля и др.). Умения: ü Соотносить типичных представителей с группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся); Животных с природными сообществами (лес, луг, водоем); Сезонные изменения в неживой природе с состоянием животных; ü Осуществлять элементарный уход за животными: подготовка корма и кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, пресмыкающихся, мытье кормушек, поилок, поддонов, чистка клеток, уход за аквариумом. Организм человека Представления о (об): ü Элементарном строении, функциях и защите органов чувств: (языка, глаза, нос, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества; ü Внутреннем строении тела человека: скелет и мышцы, сердце и кровообращение, дыхание, пищеварение; ü Условиях, от которых зависит здоровье организма человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей; ü Росте и развитии человека ü Возрастных периодах в жизни человека и их сменах: младенец-дошкольник-школьник-взрослый-старый; ü Неповторимости каждого человека. Умение соблюдать правила личной гигиены. Взаимосвязи в природе Представления о ü Приспособленности растений и животных к обитанию в водной, воздушно-наземной, почвенной средах обитания; ü Климате в холодных краях (зима длинная, холодная; лето холодное, прохладное); в жарких краях (зимы нет, жаркое лето); в средней полосе (не очень холодная зима и нежаркое лето), о типичных обитателях разных климатических зон (по 2-3 животных и растения);
ü Сезонных изменениях природных сообществ; ü Состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге Республики Беларусь (3-4 животных и растения); ü Правилах поведения человека в природных сообществах. Умение соотносить животных со средой обитания (вода, почва, воздушно-наземная среда). (от 6 до 7 лет) Познавательное развитие Образовательная область: Ребенок и природа Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности. Задачи развития воспитанника в деятельности развивать чувство радости от осознания себя частью живой природы; формировать - представления: о взаимосвязях неживой природы, животных, растений; условиях, необходимых для того, чтобы живой организм был здоровым; животных и растениях разных климатических зон; умения и навыки разнообразной деятельности в природе воспитывать - субъектное отношение к природе; уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет; ответственность за состояние природы ближайшего окружения; развивать стремление и навыки активного участия в охране природы. Неживая природа Представления о: ü Планете Земля и космосе: фазы Луны, Солнце, созвездия на небе и другие объекты; ü Свете, тепле и их источниках (солнце, огонь, электричество); свете (тепле) в жизни человека, животных, растений; воде; почве (почвенных срезах); воздухе: ü Сезонных изменениях в неживой природе. Умения ü Бережливого использования света, тепла, воды. Растения Представления о: ü Общности животных и растений - живой природы; ü О том, что каждое животное и растение неповторимо; каждое живое существо - единое целое, сохранение целостности организма - одно из условий его жизни и здоровья;
ü Том, что здоровое животное и растение всегда красиво; нужно беречь каждое живое существо; ü Условиях, необходимых для того, чтобы животные и растения были здоровыми (в сравнении с собственным организмом); ü Том, как животное и растение дышит, питается, двигается, растет; ü Органах чувств у животных и растений (в сравнении с организмом человека). Умение осуществлять дифференцированный уход за растениями и животными в соответствии с их потребностями в помещении учреждения дошкольного образования и на участке. Организм человека Представления о (об): ü Том, что человек - представитель живой природы; ü Элементарном строении, функциях и защите органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; получить сведения о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества; ü Физической уникальности каждого человека; общности со всем живым; ü Том, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение; что внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов; ü Том, как человек дышит, питается, двигается, растет, изменяется. Умение соблюдать правила безопасного поведения. Взаимосвязи в природе Представления о ü Планете Земля на географической карте и глобусе (Земля круглая, суша и водные пространства, полюса); ü Географических зонах; ü Разнообразии животных, растений на Земле; о типичных обитателях различных климатических зон (2-3 животных и растения), Умение соотносить животных с климатическими зонами их обитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|