Роль семьи в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Развитие и воспитание дошкольников Работа дошкольников в уголке природы. «Ознакомление детей с природой» Живой уголок в детском саду Растения. В старшей группе дети знакомятся с новыми комнатными растениями, запоминают их названия, выявляют отличие их строения от уже известных растений. Большая работа проводится по формированию и закреплению представлений детей о потребности растений в определенных условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Формирование этих представлений, закрепление их в условиях повседневной жизни лучше всего осуществлять посредством проведения несложных опытов. Опыт с водой. Отбираются растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины и др.). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растений. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения внимания детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже быть в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями. Дети вместе с воспитателем рассматривают оба растения, сравнивают, выявляют различие в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостает воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе). Опыт с почвой. Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой - песок. «Посмотрим, - говорит педагог, - в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети раза два в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева.
Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время наблюдения детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее наблюдение проводится на занятии, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках. В дальнейшем осуществляется работа по подкормке и пересадке растений и наблюдение за ними. Опыт со светом. До наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: две - в темноте, одну - на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, воспитатель приглашает детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: желтые и искривленные листья у тех луковиц, которые проросли в темноте (в подвале). В подтверждение этого одну луковицу из тех, что росли в темноте, выставляют на свет, другую оставляют в прежних условиях. Второе наблюдение проводят, когда луковица с желтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют и третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится занятие, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представления о значении благоприятных условий (света) для роста растений. Ведутся также систематические наблюдения за состоянием комнатных растений. Детей обучают умению определять растения, которые испытывают световой голод (по вытянутым стеблям и бледным листьям), ухаживать за ними: переставлять на хорошо освещенное место, мыть. Опыт с ветками (выявление потребности растений в тепле). В зимнее время вносят ветки тополя, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят между рамами. Затем наблюдают за распусканием веток.
Первое наблюдение проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих на подоконнике. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях. В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.
Дидактические игры Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников «Почему осенью бывает грязно» . Познакомить детей со свойствами почвы . Развивать мелкую моторику рук. . Воспитывать интерес к явлениям природы Пульверизатор с водой, чашка с землей В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь «Лепим колобки» . Познакомить детей со свойствами песка. . Развивать мелкую моторику рук. . Воспитывать аккуратность Различные формочки округлой формы, песок. Дети экспериментируют из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить колобки «Веселые кораблики» . Познакомить детей со свойствами воды и бумаги. . Развивать наблюдательность . Способствовать становлению дружеских взаимоотношений Таз с водой, лодочки Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними делают «волны - ветер» «Вот какая пена» . Познакомить детей со свойствами мыла. . Развивать навыки самостоятельности. . Воспитывать желание соблюдать пипиену Таз с водой мыло или мыльный раствор Дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике «Блестящие комочки» . Познакомить детей с различными видами бумаги . Развивать тактильные ощущения. . Способствовать становлению дружеских взаимоотношений Фольга Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними Нырки» . Познакомить детей со свойствами воды и воздуха. . Развивать любознательность . Воспитывать самостоятельность Таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки Дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.
«Разные ножки бегут по дорожке» . Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. . Развивать ориентировку в пространстве Влажный песок, игрушки Дети экспериментируют отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами «Чудесный мешочек» . Учить детей сравнивать различные овощи, отмечать их особенности . Развивать тактильные ощущения сенсорное восприятие. . Воспитывать внимательность Различные овощи Определение путем обследования формы, цвета величины, запаха, вкуса различных овощей «Игры с тенью» . Познакомить детей с особенностью появления теней. . Развивать творческое воображение . Воспитывать наблюдательность Лампа, белая скатерть или экран различные предметы Дети по своему желанию экспериментируют с тенями (с отражением предметов) «Бульбочки» . Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха . Развивать чувство любопытства. . Воспитывать аккуратность Таз с водой, резиновые ипрушки. резиновая груша В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха «Игры с тенью» . Продолжать знакомить детей со свойствами света и тени . Развивать творческое воображение. . Воспитывать наблюдательность Лампа белая скатерть или экран Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с отражением своих рук, движений пальцев «Цветная водичка» . Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность). . Закрепить названия цветов. . Воспитывать эстетический вкус Вода прозрачные стаканы, гуашь Воспитатель с детьми рассматривают воду в стакане, кидают в него предметы. Почему их видно? Потому что вода прозрачная. Далее педагог с детьми с помощью гуаши делают цветную воду «Снежки» . Познакомить детей со свойствами бумаги. . Развивать мелкую моторику рук. . Способствовать становлению дружеских взаимоотношений Бумага
Дети комкают бумагу, делают «снежки - и бросаются ими «Делаем фигурки» . Познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега. . Развивать мелкую моторику рук. . Воспитывать интерес к деятельности Снег, разные формочки Дети экспериментируют с разными формовками. пытаются сделать фигуры из мокрого и рассыпчатого снега «Куда дует ветер» . Познакомить детей с определением направления ветра . Развивать интерес к явлениям природы . Воспитывать внимательность Ветродуи (ленточка намотанная на палку) Воспитатель выносит на прогулку ветродуи, и дети наблюдают, в какую сторону они крутятся в каком направлении «Украсим елочку сосульками» . Познакомить детей с превращением воды в лед. . Развивать сенсорное восприятие. . Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника Вода, гуашь, формочки, нитки В группе воспитатель с детьми окрашивает воду, напитую в формочки, кладет нитку Формочки выносят на улицу, где они застывают Ледяными фигурками украшают елку на участке Игровой комплекс «Разноцветные ежата» (сенсомоторное развитие) Цель: развивать познавательную сферу ребёнка. Задачи: закреплять основные цвета, знакомить с оранжевым цветом; закреплять умение группировать однородные предметы по цвету; развивать моторику кистей и пальцев рук; развивать настойчивость, умение довести начатое дело до конца; воспитывать уверенность в себе и своих возможностях; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Предварительная работа: дидактические игры на закрепление цвета и группировку однородных предметов по одному основному признаку «Ваза с цветами», «Воздушные шары», «Зонтик», «Собери домик», «Помоги зайчишке» и др. Материалы: сюжетная игрушка Ёж, д/и «Подбери ёжику грибочек», д/и «Кто под ёлочкой сидит», корзинка с грибами - печеньем. Ход игрового комплекса: Знакомство с сюжетной игрушкой. Слышится шорох и из-за ёлки появляется ёжик. Ёжик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я ёжик. Потрогайте мои колючие иголки. А теперь давайте поприветствуем друг друга. Упражнение «Приветствие» Дети вместе с воспитателем берутся за руки и здороваются друг с другом. «Ручки здороваются» - крепко пожимают руки друг другу. «Ножки здороваются» - топают ногами. «Глазки здороваются» - каждый ребёнок улыбается соседу слева, справа, а затем всем остальным. «Пальчики здороваются» - поочерёдно соединяют пальцы обеих рук соответственно: большой с большим, указательный с указательным и т.д. Ёжик: Я, ребята, пришёл не один, а со своими друзьями. Воспитатель уточняет у детей, сколько ёжиков у него в одной и другой руке.
Ёжик: Посмотрите, мои друзья все разного цвета. Воспитатель уточняет у детей цвет каждого ёжика. Воспитатель: Ребята, давайте отправимся на грибную полянку, но сначала выберете ёжика, который вам больше всего понравился. Дети с воспитателем подходят к столу с разноцветными грибами. Воспитатель: Ёжики так резвились на полянке, что всё перепутали и теперь не могут найти свои грибочки. Давайте выберем грибок того же цвета, что и ёж у вас в руках, и положим гриб ему на спинку. (Дети выполняют задание). Ёжик благодарит вас за помощь и хочет с вами поиграть. Игра с ёжиком.
Ёжик выбился из сил - (Гладим себя, жалеем.) Яблоки, грибы носил. Мы потрём ему бока - (Трём, похлопываем бока.) Надо их размять слегка, А потом погладим ножки, (Гладим ножки.) Чтобы отдохнул немножко, А потом почешем брюшко, (Чешем, щекочем соответственно) Пощекочем возле ушка. Ёж в лесочек побежал, Нам «спасибо» пропищал. Раздаётся чей-то плач. Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то плачет. Давайте поищем на ёлочке, перед ёлочкой, под ёлочкой, за ёлочкой. (Из-за ёлки достаёт оранжевого ёжика без иголок). Ой! Кто это? (ответы детей). Какого цвета этот ёжик? (ответы детей). Давайте спросим, что произошло, где он растерял свои иголки? Ёжик: Я зацепился за ёлку и иголки остались на ней (на ёлке оранжевые иголки - прищепки и несколько прищепок других цветов). Воспитатель: Давайте поможем ёжику отыскать оранжевые иголки. (Дети снимают с ёлки оранжевые прищепки и одевают их на спину ёжика). Ёжик: Спасибо, ребята! За помощь и доброту угощу вас сладким печеньем, похожим на грибочки! Дети прощаются с ёжиком и уходят. МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ «Цветной снег» . Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание). . Закрепить названия цветов. . Развивать творческую активность Резиновые груши, окрашенная вода Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры «Тает снежок» . Познакомить детей с превращением снега в воду. . Развивать чувство любопытства. . Воспитывать желание выполнять трудовое поручение Ведерки, лопатки На участке дети собирают снег в ведерки, несколько ведерок заносят в группу. К концу дня смотрят, что произошло со снегом февраль «Следы на снегу» . Продолжать знакомить детей со свойствами снега (плотность). . Развивать любопытство Игрушки Дети экспериментируют, отпечатывая следы на утрамбованном и рыхлом снегу. Почему на снежных тропинках не остается отпечатка снега? «Бумажный вихрь» . Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (плотность). . Воспитывать наблюдательность Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше, почему9 «Для чего нужен нос» . Знакомить детей с особенностями своего организма. . Развивать любопытство. . Воспитывать культурно-гигиенические навыки Фрукты, различные духи и другие предметы с ярко выраженным запахом Воспитатель предлагает детям понюхать разные предметы, а потом попробовать сделать то же самое зажав нос «Где живет ветер?» . Продолжать знакомить детей с ветром. . Развивать интерес к явлениям неживой природы. . Воспитывать внимательность Ветродуи Дети с воспитателем в ветреную погоду наблюдают, с какой скоростью крутятся ветродуи на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике) «Ушки на макушке» . Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма. . Развивать интерес к своему организму. . Воспитывать культурно-гигиенические навыки Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозапись с различными звуками (журчит ручей, гремит гром и т.д.) Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое закрыв уши «Теплый камешек» . Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой, . Развивать сенсорное восприятие Камешки разного цвета (обязательно - черный) Воспитатель кладет камни на солнце, дети проверяют, какие камешки нагрелись сильней. Почему черный камень оказался самым теплым? «Делаем узорные дорожки из песка» . Продолжать знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть). . Развивать творческую активность. . Воспитывать самостоятельность Сухой песок, маленькая лейка, ведерко с дырочкой на дне, кулечки с небольшими отверстиями Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу, делая узоры «Ловкие пальчики» . Продолжать знакомить детей со свойствами воды. . Развивать сенсорное восприятие. . Воспитывать аккуратность, ловкость Тазики, вода, поролоновые губки Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы, затем отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой «Высушим платочек» . Продолжать знакомить детей с температурой. . Учить сравнивать разные температуры (холодный, теплый, горячий). . Развивать любопытство Мокрые платочки Воспитатель сообщает, что постирала платочки, и предлагает их высушить на подоконнике, на батарее, в шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек, Почему? «Веселые путешественники» . Продолжать знакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага) и их свойствами . Развивать сенсорное восприятие . Воспитывать аккуратность Лодочки, кораблики, прищепки, резиновые игрушки Дети запускают в лужу, в ручеек разные предметы - лодочки, прищепки и др., наблюдают, какой предмет дольше останется на плаву «Для чего нужны глаза?» . Продолжать знакомить детей с организмом. . Развивать желание узнать о себе что-то новое. . Воспитывать культурно-гигиенические навыки Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое закрыв глаза «Солнечные зайчики» . Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы . Развивать интерес к явлениям природы Зеркала Воспитатель показывает детям, как с помощью зеркала можно поймать лучик солнца - «солнечного зайчика» «Сила ветра» . Продолжать знакомить детей с ветром и со свойствами предметов (тяжелый, легкий). . Развивать сенсорное восприятие Стол. Предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик В ветреную погоду на столе в ряд выкладываются предметы разного веса. Какой предмет ветер сдует, а какой нет? Почему9 «Руки-помощники» . Продолжать знакомить детей с человеческим организмом. . Развивать любопытство. . Воспитывать самостоятельность Тарелка, ложка, карандаш, расческа Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук. Опыты с водой Окрашивание воды Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной). Как вытолкнуть воду? Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. Куда делась вода? Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Материал: Две мерные одинаковые ёмкости. Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда). Откуда берётся вода? Цель: Познакомить с процессом конденсации. Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка. Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара. Опыты с воздухом Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды). Опыт 4. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами). Опыт 5 После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Опыт 6 Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет. Опыт 7 Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды. Опыт 8 Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. Опыт 9 Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами). Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха. Опыт 10 Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны. Опыт 11 Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать). Опыт 12 Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер). Опыт 13 А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод
Опираясь на образовательную программу дошкольного образования, была создана развивающая предметно - пространственная среда. В группе имеются разнообразные шнуровки («ежик», «корзинка с фруктами», «паровоз» и др.); игры с пуговицами («Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»), игры с прищепками («Солнышко», «Бабочка» и др.); разнообразные вкладыши разной величины; матрешки; пирамидки; кубики; конструкторы; мозайки. Для развития интереса к окружающему, стремление узнавать новое, созданы игры: «С какого дерева лист», «Большой и маленький листочек», «Рыбаки и рыбки». Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного воспитания проведено родительское собрание «Страна сенсорики», анкетирование, семинар - практикум «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук». На семинаре родители получили информацию о значении развития ребенка направленных на развитие мелкой моторики рук. Разработана папка - передвижка «Развитие мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала»; разработан буклет «Поиграем малыш», с практическими рекомендациями. Таким образом, в процессе игры дети сами того не осознавая совершенствуются и само развиваются. Ведь познавательное развитие - это залог успеха для становления личности сегодня, завтра и навсегда! Помогают сформировать экологическую культуру такие методы, как труд детей в природе, в живом уголке, элементарная поисковая деятельность. На мой взгляд, эти методы являются наиболее эффективными в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста, т.к. в процессе использования этих методов активизируется мыслительная деятельность, психические процессы (памяти, мысли, воображения и др.), восприятие, ребёнок приобщается к труду взрослых, узнаёт новое и интересное. «Труд детей в природе» - это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значительный результат. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. «Работа в уголке природы» - поможет познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней. В процессе ухода за животными и растениями, находящимися в уголке, дети получают представление о разнообразии растительного и животного мира, о том, как растение развивается и растет, условие для них нужно создавать. «Элементарная поисковая деятельность» - помогает развивать наблюдательность, активизирует мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Таким образом цель исследования: изучить влияние и значение объектов природы и природных материалов на сенсорное развитие детей дошкольного возраста - достигнута.
Литература
1. Андрухович Ю.В., Войлокова Е.Ф., Ковалёва Л.Ю. Сенсорное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - М.: Каро, 2005. - 304 с. . Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998. . Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978. . Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателей детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с. . Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 286 с. . Зебзеева В.А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. - С. 75 - 79. . Зебзеева В.А. Экологическая депривация и пути её устранения // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С. 6 - 10. . Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3 - 8. . Лавриченко В. Формирование экологической культуры // Педагогика. - 2004. - №3. - С. 43 - 46. . Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. - М., 2004. . Марченко Л.И. Зима: Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. - Уфа: Китап, 2008. - 232 с. . Марченко Л.И. Лето: Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. - Уфа: Китап, 2008. - 240 с. . Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320 с. . Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Книголюб, 2007. - 120 с. . Надольная Т.П. Экологическое воспитание дошкольников в рамках Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №6. - С. 6 - 9. . Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995. . Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. - М. Новая школа. 1999. . Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М.: Мозаика - синтез, 2002. . Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. . Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1999. . Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 1993. . Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 336 с. . Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. - М.: АСТ, 1998. . Павлова Т.Н. Развитие пространственной ориентировки у дошкольников и младших школьников. - М., 2004. . Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М.: Просвещение, 1983. . Рыжова Н.А. Воздух-невидимка: Пособие по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 1998. . Рыжова Н.А. Волшебница вода: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 1997. . Рыжова Н.А. Деревья: от акации до ясеня. - М.: Карапуз, 2006. . Рыжова Н.А. Напиши письмо мартышке: Методический комплект. - М.: Экология и образование, 1996. . Рыжова Н.А. Не просто сказки: Экологические рассказы и праздники. - М.: Линка-Пресс, 2002. . Рыжова Н.А. Почва - живая земля. - М.: Карапуз, 2005. . Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. - М. Карапуз, 2006. . Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»: Методическое пособие. - Тамбов, 1995. . Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. - М.: Карапуз, 2001. . Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 1996. . Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с. 37. Учебная программа дошкольного образования/М-во образования Респ. Беларусь. - Минск: НИО; Аверсэв, 2013.-416 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|