Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Концепции психического развития человека




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа семинарских занятий

Семинарское занятие №1

Тема: Психология развития человека в образовании: понятия,

Задачи, методы

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, разделы и задачи психологии развития;

2. Основные подходы к определению понятия «развитие», области развития;

3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие – тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь;

4. Понятие и психологическая сущность образовательных технологий.

Основные понятия:

Возрастная норма, воспитание, воспитанность, воспитуемость, научение, обучение, образовательные технологии, обученность, обучаемость, онтогенез, психология развития, развитие, развитие психики, рост, созревание, уход, филогенез, функционалгенез, методология, метод.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий.

2. Заполните таблицу: основные методы организации исследований развития человека

Название метода Характеристика
Эксперимент  
Наблюдение  
…….  
   

3. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения.

К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать …; исходя из …, составить … наблюдения; продумать … его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок – … об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться ….

4. Ответьте на вопрос: при проведении исследования экспериментаторы заинтересовались особенностями внимания детей 3-4 лет, причинами их частой отвлекаемости, особенно во время занятий по развитию речи. Какими методами следует воспользоваться исследователю, чтобы выяснить причину частой отвлекаемости детей? Составьте план исследования на основе одного из методов, пользуясь источником №5. Подготовьте протокол для регистрации исследования.

5. Попробуйте составить список проблем (вопросов), относящихся к области психологии развития, по вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных на современном этапе развития общества.

7. Как решается Л.С. Выготским проблема соотношения обучения и развития? Раскройте взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

8. Инструменты измерения обучаемости и обученности.

9. Соотнесите понятия «развитие», «уход», «воспитание».

10. Законспектируйте статью М.Я. Басова «Проблема развития человека»: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2002.

2. Ананьев, Г.О проблемах современного человекознания [Текст] / Г.О. Ананьев. – М.: Наука, 2001.

3. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 1991.

4. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2003.

6. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2002.

7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001.

8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000.

9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012.

10. Психология развития [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2001.

11. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста [Текст] / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2006.

12. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

13. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012.

 

Семинарское занятие №2

Тема: Концепции психического развития человека

Вопросы для обсуждения:

1. Психическое развитие человека: психоаналитический подход;

2. Психическое развитие человека с позиции бихевиоризма;

3. Когнитивные теории психического развития человека;

4. Гуманистическая психология о психическом развитии человека;

5. Психическое развитие человека как проблема социализации: теории научения;

6. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития Л.С. Выготского.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу: краткое изложение теорий развития человека

Теория Представители Основные положения теории развития
Психоаналитическая традиция    
Бихевиористический подход    
Когнитивные теории    
Гуманистическая психология и теории «Я»    
Теории научения    
Культурно-исторический подход    

1. Раскройте психологические исследования детства в парадигме «ребенок-предмет» (К. Бюллер, Ст. Холл, В. Штерн, К. Коффка, А. Гезел и др.); психологические исследования детства в парадигме «ребенок-взрослый» (М. Клейн, А. Фрейд, З. Фрейд, А. Валлон и др.); психологические исследования детства в парадигме «ребенок-общество» (Ф. Ариес, М. Мид, Э. Эриксон и др.)

2. Прочитайте статьи ведущих психологов, посвященные творчеству Л.С. Выготского в журнале «Вопросы психологии» за 1996 год, № 5 и 6. Статьи В.П. Зинченко, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Л.Ф. Обуховой и др.; выделите следующие аспекты: 1) в каких сферах научного знания и социальной практики используются положения, сформулированные Л.С. Выготским? 2) какие выводы прошли проверку временем и последующим развитием научного знания? 3) какие положения вызывают критические замечания и нуждаются в уточнении?

3. Раскройте основные положения учения Л.С. Выготского о зонах развития, возможности измерения зоны ближайшего развития.

Литература:

1. Ефимкина, Р.П. Психология развития: методические указания [Текст] / Р.П. Ефимкина. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004.

2. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2002.

3. Психология развития [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2001.

4. Минюрова, С.А. Психология развития и возрастная психология [Текст] / С.А. Минюрова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007.

5. Психологияразвития / Под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005.

6. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.

7. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012.

Семинарское занятие №3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...