Тема: Особенности психического развития и обучения лиц юношеского возраста
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Вопросы для обсуждения: 1. Ведущий вид деятельности в юношеском возрасте; 2. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте; 3. Возрастные новообразования юноши; 4. Современные модели и технологии обучения старшеклассников: обучение в сотрудничестве, игровые технологии, проблемное обучение, технология проведения дискуссий, технология «Дебаты», технология современного проектного обучения и исследовательской деятельности, технология уровневой дифференциации, КСО, развивающее обучение, личностно ориентированное обучение, ИКТ, модульное обучение и др. Основные понятия: Технология, учебно-профессиональная деятельность, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, нравственное самоопределение, ценностные ориентации, мировоззрение, мораль, притязание на признание, взрослость, жизненные задачи, социальные роли, смысл жизни, юношеский максимализм. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий. 2. Составьте план осуществления психологической помощи юноше в выборе последующего образования. 3. В каких формах может реализовываться «обращенность в будущее» у старшеклассников? 4. Становление личности в юности по Р.С. Немову: формирование и развитие морали, становление мировоззрения, нравственное самоопределение. 5. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопределению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9-го и 11-го классов средней школы. 6. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?
7. Проведите психодиагностическое обследование юноши, пользуясь методикой, которая предлагаются в приложении 3. Представьте протоколы, заключение. 8. Решите задачи (письменно): Родители часто наблюдают, что их пятнадцатилетние сыновья и дочери заняты нескончаемыми и бесплодными разговорами, пытаются рассуждать о вещах, которые в их возрасте и с их знаниями понять трудно. Родителей это коробит, они считают, что лучше бы уделяли больше внимания учебе. Вопрос: как реагировать на философствования в юности? Надя (19 лет) убеждена, что налаживанию отношений с другими ее кривые ноги совсем не мешают. Лена (16 лет) считает, что ей трудно знакомиться с людьми, т. к. у нее кривые ноги. Вопрос: обоснуйте психологически различие позиций этих девушек? Одна моя знакомая всю жизнь переживала из-за чуточку «сливовидного» носика, который, впрочем, полностью соответствовал анатомии ее немного пухленького личика. Врачи долго не соглашались менять ей профиль. Но она настояла на своем: поехала в Лос-Анджелес и за большие деньги сделала операцию. Но радовалась она недолго. Мало того, что нос был с «другого портрета», нарушились пропорции лица оттопырились уши. Вопрос: дайте психологический анализ ситуации. Лена (17 лет): «Все, хватит! Девочки, надоело читать ваши жалобы: я толстая! Некрасивая. Меня обижает сосед! На меня мальчики не смотрят! Раньше я часто гуляла с подругой и наслушалась от нее кучу жалоб. Но потом мне купили собаку, и я стала гулять с ней. И вот, пожалуйста, каждый второй парень стал подходить и знакомиться. Воспользуйтесь моим опытом: Когда бродишь по городу, надеясь встретить кого-то, ничего не выйдет. Когда нет ни времени, ни желания этот кто-то появляется сам. Так что у меня один совет: занимайтесь спортом, шейпингом, читайте книги в библиотеке, гуляйте с собакой, чтобы день был расписан по минутам. Проблемы тут же исчезнут». Вопрос: проведите психологический анализ данного письма.
Арина (23 года): «У меня в детстве был страшный комплекс по поводу курносого носа. Я его люто ненавидела и, гуляя по улице, даже прикрывала ладошкой. В первом классе мне дали прозвище "утка", и оно прочно приклеилось ко мне на несколько лет. Родители только смеялись, а я боялась лишний раз подойти к зеркалу собственное безобразие просто сводило меня с ума». Наташа (20 лет): «Сколько себя помню, мама постоянно внушала мне, что я просто крокодил, которого не украсят никакие бантики. Ей казалось, что другие дети гораздо симпатичнее, понятливее и веселее, чем я, и она без устали делилась со мной этими соображениями. Очевидно, ей хотелось, чтобы я изменилась в лучшую сторону». Вопрос: почему благие пожелания мамы не имели успеха? Рита (16 лет): «Я бы никогда не осмелилась написать, если бы не мое отчаяние. Дело в том, что у меня очень короткие и кривые ноги. Нигде не могу появиться в юбке или в шортах. Мне даже физкультуру из-за этого приходится прогуливать». Вопрос: как называется это состояние Риты? Дайте совет Рите. Подросткам и юношам предложено было закончить одни и те же незаконченные рассказы. В результате подростки чаще описывали действия, поступки, события. Юноши же чаше мысли, чувства, внутренние проблемы персонажей. Вопрос: какие могут быть сделаны выводы из проведённого исследования? «Моей дочери 19 лет, пишет мать. Ира любит уединяться: и дома, и на даче, и в гостях. После занятий в техникуме она нигде не задерживается, может часами сидеть в своей комнате: смотреть в окно, слушать музыку, вязать... Я не знаю, радоваться или огорчаться, что дочь такая домашняя?» Вопрос: почему сложилась такая ситуация. Десятиклассница Нина училась на «отлично». Всегда относилась заинтересованно к учебе, внимательно слушала учителя, задавала много вопросов. Вызывала симпатию у учителей, производила впечатление умной и старательной ученицы. Но отношения с мальчиками строились трудно. Вину Нина брала на себя, исходя из ложного самобичевания: если мне плохо, у меня что-то не получается, значит, я в этом виновата. Вопрос: почему личная жизнь отличницы Нины складывается трудно?
Ученики 9-го класса сдавали экзамен. Петя сдал его плохо и стал говорить о придирчивости учителя. Вася же при своих неудовлетворительных результатах говорил, что ему никогда не усвоить такой объем материала. Вопрос: каким образом успех учащихся зависит от их самооценки? 8. Законспектируйте Теорию психосоциального развития Э.Г. Эриксона, источник: Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. [Текст] / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. Литература: 1. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. 2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1986. 3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006. 4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. – М.: Академия, 2007. 5. Климов, Е.А. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Академия, 1996. 6. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение,1989. 7. Короленко, Ц.П. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2007. 8. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, Т.2, 2005. 9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012. 10. Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры [Текст] / Е. Омельченко. – М.: Ин-т социологии РАН, 2000. 11. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. 12. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012. Семинарское занятие №9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|