Тема: Факторы, механизмы и закономерности развития психики
Вопросы для обсуждения: 1. Биогенетические (Э. Геккель (теории рекапитуляции), С. Холл, К. Гетчинсон (периодизация на основе теории рекапитуляции), З. Фрейд, К. Бюллер и др.) социогенетические (Д. Локк, Д. Уотсон, М. Мид, Э. Эриксон и др.) концепции психического развития, теория конвергенции двух факторов (В. Штерн); 2. Механизмы развития психики; 3. Закономерности, предпосылки и условия психического развития; 4. Движущие силы психического развития. Основные понятия: Интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, необратимость, сензитивность, неравномерность, интеграция психики, преемственность психического развития, мобильность границ возраста, индивидуализация, пластичность, компенсаторность, цикличность, эволюция, инволюция. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий. 2. В чем принципиальное различие в трактовке понятия «социализация» в биогенетических и социогенетических концепциях психического развития? 3. Законспектируйте статью А.В. Запорожца «Условия и движущие причины психического развития ребенка»: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. 4. Законспектируйте статью Д.И. Фельдштейна «Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе»: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2002. 2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012. 5. Психология развития [Текст] / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. 6. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. 8. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012. Семинарское занятие №4 Тема: Периодизация психического развития в онтогенезе Вопросы для обсуждения: 1. Категория «возраст», виды возрастов; 2. История различных подходов к периодизации жизни человека; 3. Проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского; 4. Возрастная динамика и периодизация развития Д.Б. Эльконина; 5. Стадии развития взрослого человека; 6. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития. Основные понятия: Возраст (абсолютный, условный, хронологический, биологический, психологический, социальный), детство, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, личностное новообразование, кризис. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий. 2. Законспектируйте статью Д.Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. 3. Законспектируйте § 1 «Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен», глава XI «Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе». Источник: Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.
Литература: 1. Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 2. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2002. 3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. 4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. 5. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 6. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста [Текст] / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2006. 7. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 8. Фельдштейн, Д.Н. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] / Д.Н. Фельдштейн. – М.: Флинта, 1999. 9. Хухлаева, О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002. 10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. 11. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012. 12. Шихи, Г. Возрастные кризисы [Текст] / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 1999. Семинарское занятие №5 Тема: Особенности психического развития и обучения ребенка Дошкольного возраста Вопросы для обсуждения: 1. Динамика ведущего вида деятельности дошкольника; 2. Изменение социальной ситуации развития в дошкольном возрасте; 3. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте; 4. Развитие личности и познавательной сферы в дошкольном возрасте; 5. Особенности общения ребенка на протяжении дошкольного детства; 6. Кризисы дошкольного возраста (кризис рождения, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет): симптомы и особенности протекания; 7. Развивающие возможности дошкольного образования. Основные понятия: «Комплекс оживления», общение, госпитализм, биологическая беспомощность новорожденного, безусловные рефлексы, условные рефлексы, доречевое общение, система «Я», предметная деятельность, ситуативно-деловая форма общения, наглядно-действенное мышление, ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, ситуативная речь, сюжетно-ролевая игра, произвольность поведения, соподчинение мотивов, способность к замещению, символическая функция сознания, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь, контекстная речь.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий. 2. Ознакомьтесь с официальными документами: «Конвенция о правах ребенка» и «Концепция дошкольного воспитания», какие развивающие возможности они предполагают? 3. Проанализируйте программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Детство», «Школа 2100», «Программа под ред. М.А. Васильевой» и др.). 4. Проанализируйте одну из зарубежных систем дошкольного образования с позиции развивающих возможностей. 5. Решите задачи (письменно): Миша Г. (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол. Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у ребенка при подобных действиях с игрушками, предметами? Коля Д. (2 г. 5 мес.) охотно играет с такими игрушками как пирамидка, матрешка, вкладыши. Мама, знакомя сына с пирамидкой, научила его различать кольца по величине, цвету, учила правильно нанизывать кольца. Научившись играть с пирамидкой, Коля так же охотно играет с вкладышами. Он активен, эмоционален, радостен, произносит слова «больше, меньше, равно» и т.д. в соответствии с действием. А в семье Светы Н. (2 г. 8 мес.) подобные игрушки даются все сразу. Девочка в первый момент реагирует активно, но быстро теряет интерес к игрушке.
В чем причина разного отношения детей к одинаковым игрушкам? Дайте психологическое обоснование действиям Колиной мамы. Ознакомьтесь с записями игр. Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу взаимоотношения их в игре: 1) Даша построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Даши. Даша расплакалась. 2) Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет. 3) Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись к Саше, въехал со своими машинками в гараж Саши. 4) Миша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась. 6. Подготовьте конспект двух методик по изучению особенностей психического развития в дошкольном детстве (на выбор студента). 7. Проведите психодиагностическое обследование ребенка дошкольного возраста, пользуясь методикой, которая представлена в приложении 3. Представьте протоколы и анализ полученных данных. 8. Просмотрите психологические журналы за последние 2 – 3 года, выберите статьи по проблемам дошкольного детства. Какие статьи показалась вам наиболее интересными и актуальными? Подготовьте резюме одной из статей: какие методы исследования были использованы, какие выводы сделаны. 9. Дайте характеристику развивающей технологии «Шаг за шагом». Литература: 1. Андрющенко, Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога [Текст] / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шолилова. – М.: Академия, 2003. 2. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Сфера, 2001. 3. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2002. 4. Волков, Б.С. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Сфера, 2000. 5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. 6. Кайл, Р. Детская психология: тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. – СПб.: Прайм-еврознак, 2002. 7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004.
8. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагенство, 1996. 9. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста [Текст] / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2006. 10. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2003. 11. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. 12. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000. 13. Шаграева, Д.Б. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / Д.Б. Шаграева. – М.: Владос, 2001. 14. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004.
Семинарское занятие №6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|