Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие речи детей на втором году жизни

Чем раньше будут выявлены конкретные проблемы в речевом развитии дошкольника, тем больше будет времени у родителей, логопеда, воспитателей для их преодоления. А это значит, что родители должны быть внимательны к речи своего малыша и, при малейших сомнениях, проконсультироваться со специалистом-логопедом.

Для ребенка первого года жизни важно обратить внимание на следующее:
• к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» - эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции);
• гуление появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса;
• переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев);
• к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.);
• в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.);
• ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова;
• у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания.

Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие отклонения в речевом развитии:
• присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»);
• в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета;
• наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования);
• при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет;
• к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой - маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник).

Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями отклонения в речевом развитии являются следующие:
• отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-4 слов;
• ребенок НЕ называет величину предметов (большой - маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
• нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»);
• стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения;
• нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков (М, Н, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х);
• искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты);
• ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов; плохая слуховая память;
• ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества».

Особое внимание необходимо уделять малышам, входящим в «группу риска». Это дети, родившиеся с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (расщелинами губы, неба), дети, испытавшие неблагоприятные воздействия во внутриутробный период развития, в момент рождения или в первый год жизни. Речевое и психическое развитие таких ребят обычно проходит с затруднениями, а, стало быть, родители этих малышей как можно раньше должны начать сотрудничество с логопедом, дефектологом, чтобы оказать грамотную помощь своим детям.

На консультации логопед подскажет родителям, как общаться с ребенком, чтобы его словарный запас пополнялся, и он начал говорить фразами. Научит простым играм для развития моторики пальцев рук и всего тела, артикуляционной моторики и дыхания, подскажет задания для развития познавательных способностей, восприятия и внимания малыш.

Развитие речи на первом году жизни. Первый звук, который издает ребенок, — это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. И каждая мама первые дни жизни младенца с особой нежностью и тревогой прислушивается к тому, как он причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит — то требовательно, то жалобно, с каждым часом приближаясь к моменту «величайшего открытия».

С чего начинается общение? Известно, что первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе его внимание. Любящая мать с первых дней всматривается в лицо малыша, стараясь поймать его взгляд. Ей даже кажется, что он узнает ее и радуется ее появлению. Так оно и есть. Как только вам покажется, что малыш смотрит на вас — улыбнитесь ему. Этим вы поддержите его первые инициативы в общении.

 

К концу второй недели жизни ребенок может фиксировать объекты взглядом, а чуть позже — прослеживать их движение. В этом возрасте он уже хорошо знает маму — ее голос, запах, звук шагов. Лицо матери, ее глаза с самых первых дней — богатый источник информации и подкрепление первых активных попыток малыша установить связь с миром.

В возрасте от трех до пяти-шести недель такое общение глазами особенно важно для младенца. Он упорно, день за днем, в течение всего времени бодрствования старается поймать и удержать взгляд матери. Он еще не умеет улыбаться, но в ответ на ласковый разговор и улыбку матери мышцы его лица расслабляются, и мама видит, что малыш испытывает удовольствие от общения с ней.

К полутора месяцам контакт глазами становится уже прочным, самостоятельным средством общения. Ведь к этому времени у него появляется новое средство, которое уже активно употребляет мать, а ребенок еще только осваивает, — улыбка. Улыбка — выражение радости и удовольствия, средство общения, безотказный способ привлечь внимание взрослого, удержать его около себя, заставить вступить в общение и, конечно, заговорить.

Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до тридцати голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и бессонные ночи, и плач без видимых причин. Общеизвестно, что плач — это плохо, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т.д. Но ведь плач — это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания и понимания.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании, доброжелательности, любви. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка в первые месяцы, делает его очень восприимчивым к общению. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Так, эмоциональное общение ребенка с взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, становится ведущей деятельностью ребенка первого полугодия жизни. Ничто не может заменить теплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком. Если ребенок этого лишен — возникает отставание и сложности в развитии: он растет вялым, безынициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение своей нужности другому, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе. Подготовка к овладению языком начинается уже в 2—4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. В психологии этот этап принято называть периодом гуления. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки, чем-то напоминающие сочетания «ГХАИЫ», «ГХОИУ» — отсюда исток доброй традиции «огукать» с детьми. Следующая ступень в подготовке к овладению языком — период лепета или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить есть, а сказав «мама», можно позвать маму.

Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Наблюдательная мама может заметить, что примерно в 8 месяцев ребенок подражает звукам, которые слышит. Ребенок называет собаку «ав-ав», корову — «му», появляется ряд подражаний словам, которые произносят взрослые.

Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11—12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13—14 месяцев — в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 4—5 месяцев.
Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности, характерологических особенностей.

Желательно, чтобы каждая мама вела дневник и фиксировала не только знаменательные даты в физическом развитии ребенка, но и периоды речевого развития малыша. Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам: оториноларингологу, детскому невропатологу-неонатологу, педиатру, логопеду.

Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6-7 месяцев ребенок определяет направление звука — колокольчика, дудочки, погремушки. Продемонстрировав, как они звучат, родители могут предложить ребенку по подражанию постучать то громко, то тихо.
Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить» какая ему больше нравится. Уже в период гуления он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. Позже, месяцев с 7-8, приплясывает, хлопает в ладоши, «поет». Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.

В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Мы говорим: «Покажи носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» — и он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.
В первые шесть месяцев жизни малыш особенно нуждается в эмоциональном общении со взрослым и важно не содержание, а веселая интонация, улыбка — он оживляется, усиливаются голосовые реакции. А после шести месяцев одной эмоциональности в общении ребенку уже недостаточно. Его надо учить понимать короткие, легкие, не больше двух слогов слова, заканчивающиеся гласным звуком.

Допустимы звукоподражательные слова: «киса», «ам-ам», «бобо», «ав-ав». Каждая мама, да и все взрослые в семье, должны следить за своей речью, за правильностью и четкостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания. Взрослые, ухаживающие за детьми, должны постараться избавиться от недостатков собственной речи. Не стоит непрерывно говорить с ними — это их утомляет.

И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания. Во время кормления мама может привлечь его внимание к чашке, тарелке, ложке. С детьми надо говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, им необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы их желания не предупреждались прежде, чем они успеют выразить их словом или жестом.

После шести месяцев можно заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Например, ребенок улыбается — активизируются мышцы губ. Для активизации языка подходит упражнение «лошадка». Чем раньше вы научите малыша щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л и т.д.).

К концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше интересоваться окружающими предметами. На первый план выходят совместные предметные действия, они и становятся ведущей деятельностью ребенка во втором полугодии жизни. Конечно, внимание, ласковые прикосновения по-прежнему необходимы малышу, но теперь они становятся лишь фоном — ребенок хочет играть, действовать с предметами. Проявляя интерес к окружающим предметам, он пробует и кусать их, и извлекать из них звуки. Но часто уже через 2-3 минуты игрушка брошена, а малыш опять зовет маму. И снова просит ту же игрушку, пытаясь объяснить ей, что мир они должны осваивать вместе! Самостоятельно, один на один, ребенок может познать только то, что доступно. Только в совместной деятельности с ним малыш может все это освоить. Конечно, малыш должен (и будет!) играть самостоятельно. Но игрушка не замена взрослого. Находите такие игры, которые нравились бы и ребенку, и Вам и научитесь играть с малышом, включаясь в его жизнь. Например, позанимайтесь с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
С 6-7 месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук — массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать и поглаживать их в течение двух-трех минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки: Сорока-белобока
Кашку варила.
Детишек кормила,
Этому дала... При этом указательный палец одной руки выполняет круговые движения по ладони другой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Дети загибают в кулачок и разгибают поочередно пальчики левой и правой руки. Мама помогает удерживать их от непроизвольных движений.
Можно использовать и такие стишки:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик— Я.
Сначала все упражнения родители демонстрируют сами. Например: «пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек побежал» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. Для тренировки пальцев рук можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. «Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. Если у родителей богатое воображение, они придумают и расскажут сказки, сопровождая их изображением различных фигурок, сложенных из пальцев. Занятия должны приносить ребенку радость и выполняться им легко, без лишнего напряжения.

Второе полугодие жизни — период освоения ребенком мира предметов и их свойств. Существенно вырастает двигательная активность ребенка: он ползает, требует игрушки, пытается выпрыгнуть за пределы манежа. Ушибы, физическая боль не самые опасные последствия нового периода жизни во второй половине первого года жизни малыша. Гораздо хуже, если активность младенца вызывает неприятие взрослого, торопящегося поскорее завершить необходимый уход за ребенком и уложить его спать. Очень часто одни и те же события имеют для взрослого и ребенка разную психологическую ценность. То, что взрослому кажется пустяком, часто оказывается очень важным для ребенка. Например, в ванне малыш заинтересовался блестящими кранами, рассматривает и изучает их. Взрослый хочет быстрее закончить купание и насильно отрывает ребенка от кранов, тот кричит от возмущения. Ребенка нужно понять — прервано обследование, формирующее в данный момент психологические механизмы восприятия, создающее индивидуальные установки на преодоление препятствий и самостимуляцию познавательной активности.

Развитие интеллекта, памяти, внимания малыша в этом возрасте во многом зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с предметами, поэтому искусственное прерывание спонтанной активности вашего малыша может тормозить его интеллектуальное развитие.

Развитие речи детей на втором году жизни

Своевременное развитие речи ребенка — это одна из важнейших задач его психического и личностного развития.
Необходимо создать условия для максимального развития речи именно в первые три года жизни. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей старшего возраста кроются в условиях их жизни на этом раннем этапе. К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года – 1000-1500! Могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.

Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное - появляется самостоятельная речь.
На первом этапе (примерно до полутора лет) главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, как малыш уже запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Заметим: если дети своевременно не овладеют пониманием речи, то может наблюдаться отставание не только в развитии их самостоятельной речи, но и в психическом развитии в целом.

Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, однако она может оказаться непрочной. Например, малыш хорошо знает предмет (куклу, мишку), но, если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда мы просим принести его. Надо учесть и как можно чаше показывать данный предмет среди других и давать точное его название. Ошибку ребенок может допустить и потому, что у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны (миска — мишка). К концу второю года жизни слуховое и зрительное восприятие совершенствуется, и ребенок уже вряд ли перепутает предметы, сходные по внешнему виду или имеющие похожие названия.

О понимании ребенком вашей речи говорит его двигательная реакция. К примеру, просите малыша: «Покажи, где петушок. Дай мне петушка». Ребенок смотрит на петушка, а подает, например, мишку. Что это значит? Ребенок не понял вас? Нет, он понял все правильно, но у него недостаточно сформирован «двигательный ответ».

К концу второго года жизни комплексные ответы (слово в сочетании с жестом или действием) у малыша приобретают большую четкость. Для того чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с предметом — не просто рассматривать, а, если можно, держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета (большой мячик, круглый мячик). Чем чаще вы будете этим заниматься с ребенком, тем быстрее он начнет понимать ваши слова и раньше заговорит.

Используйте активнее разные режимные моменты: кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать, причем ненавязчиво для малыша. Например: «Сейчас наденем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Сашеньки? Покажи.А где шапочка? Дай мне шапочку, неденем шапочку…» Если ребёнок делает это – значит. Он начинает понимать Вас, а может, даже произносит какие-то звыки: «на», «те» и т. д. «Сейчас будем кушать суп, суп вкусный. Саша любит суп? Скажи: «Да». Где ложка у нас? Покажи ложку, возьми ее, скажи: «Дай, дай...» Так же называем другие блюда, предлагаем ребенку сказать «спасибо» (хотя бы покачать головой).

Подчеркиваем, что в разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака, автобус и т. д. Разговаривать с малышом в любой удобный момент. На кухне мама готовит обед, ребенок рядом. Это прекрасный момент поговорить: «Мама будет готовить суп, вкусный суп. Наш мальчик (девочка) любит суп? Скажи: «Да, да». Смотри, что делает мама: картошку режет — «чик-чик». Покажи ручкой, как мама режет картошку. Молодец, помощник мой хороший». Можно использовать моменты уборки квартиры, стирки. Сколько новых слов малыш услышит, «увидит» их значение, а это основа для будущей активной речи. Любой момент неожиданности вызывает у ребенка повышенный интерес. Пробежала кошка, проехала машина. Очень многое для развития речи и обогащения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом. Гуляя с малышом, поговорите с ним, покажите, назовите то, что видит ребенок. «Посмотри, собачка бежит. Покажи собачку». Такие наблюдения и разговоры направлены на развитие у ребенка понимания слов-названий и слов-действий. Чуть позже он будет использовать эти слова в своей самостоятельной речи. Подобные наблюдения следуем проводить как можно чаше, но важно не переусердствовать при этом. Постоянные вопросы, разговор могут утомить ребенка, все будет зависеть от его самочувствия, желания в данный момент общаться.

На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения - мысленного выделения общего в предметах и явлениях действительности и основанного на этом мысленного объединения предметов, т. е. ребенок начинает не только соотносить слово с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме (на вопрос: «Где стол?» - малыш может показать и большой обеденный, и письменный стол). Дети могут узнавать увиденные ранее предметы на картинках, в книжках. Конечно, овладевая обобщением, на первых порах они делают немало ошибок: не могут выделить существенные признаки предметов, ориентируются в основном на несущественные, случайные - цвет, детали, форму и т. п.

Так, упрощенным словом «пу» ребенок может назвать не только пуговицу, но и отверстие в туфле, родинку и еще что-либо похожее. Постепенно ребенок научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь.


Показывая малышу игрушки или какие-нибудь другие предметы, точно называйте их, характеризуйте их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз. («Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собака большая, черная. Собачки бегают или спят. Это большой, пушистый белый мишка, он рычит, а этот мишка маленький, желтый».)

Очень хорошо, когда у ребёнка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть малыш чаще с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а в это время назовите правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть.

К 1 году 6 месяцам ребенок может:

• выделять и обозначать (что говорит о понимании речи) себя, других людей, различные предметы, т. е. знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, средств передвижения, животных;
• выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза,
уши, рот), а также животных (игрушек). Если и не называет, то всё показывает;
• понимать слова, обозначающие действия, совершаемые в быту (ложись
спать, садись, будем одеваться, пойдём гулять и т. д.), а также действия с игрушками и другими предметами (сними, одень, открой, закрой и т.д.);
• понимать элементарный сюжет (когда ему рассказывают и показывают
сказку, используя игрушечных животных).

В озраст от 10 месяцев до полутора лет является критическим периодом в развитии детской речи. Расширение сферы жизнедеятельности ребенка создает возможность стрессовых ситуаций. Помните, что любой, даже самый, казалось бы, незначительный, стресс (например, малыш испугался лающей собаки) может стать причиной некоторой задержки развития детской речи. Поэтому надо делать все возможное, чтобы исключить из жизни ребенка стрессовые ситуации.

При всем несовершенстве своей речи маленький ребенок ухитряется использовать ее для выражения своих желаний, для достижения своих целей. Как это ему удается? Во-первых, одно и то же слово ребенок употребляет для обозначения самых разнородных вещей, имеющих в развитой речи различные названия, как бы обобщает их (например, словом «киска», «киса» может называть и кошку, и пушистую шапку; «ди-ди» - звенящую игрушку и ложку и т. п.). Во-вторых, на помощь слову малыш привлекает мимику, жесты, гримасы, крики. Подкрепленное таким образом слово в состоянии теперь выразить его просьбу, требование, мысль. Одно слово заменяет целое предложение или даже несколько предложений. Так, например, слово «ти-ти» может означать: «Дай часы», «Вот часы», «Часы идут»; слово «моко» - «Дай молока», «Я пью молоко» и т. д. Ребенка пока могут понять только взрослые люди, причем самые близкие. Период, когда вследствие крайней ограниченности словаря одно слово заменяет целое предложение, длится несколько месяцев. И это нормальное явление.

Здесь существенны индивидуальные различия. Некоторые малыши уже в полтора года очень активны в речевых проявлениях, а некоторые и к двум годам мало говорят. Исследование таких детей показало, что если у них нормальный слух и есть понимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых центров активная речь появляется к полутора-двум годам, но может появиться и в более поздние сроки. К концу второго года жизни ребенок:

• совершенствуется в понимании речи. Он может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.);
• знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой – маленький), цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный), знает назначение предметов («Из чашки пьют чай»);
• начинает понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги». Это
очень важно для регуляции повеления ребенка;
• понимает и может выполнять несложные поручения из двух - тpёx действий
(«Сядь на стульчик и посмотри книжечку»);
• может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

В этот период быстро начинает формироваться самостоятельная речь ребенка. Малыш в общении с взрослыми в основном употребляет слова, подкрепляя их жестами и мимикой. Он усиленно подражает старшим: легкие слова произносит полностью, в трудных словах - отдельные слоги (чебурашка - бубашка, стул - тул и т. п.).

Как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Надо не подстраиваться под детскую речь, а напротив, чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению (скажи, повтори). Конечно, при этом необходим педагогический и родительский такт. Топорные методы здесь не годятся, излишняя ретивость окажется только вредна, и хорошие результаты могут быть достигнуты лишь теми родителями, которые будут действовать исподволь, в меру, не слишком навязчиво, почти незаметно.

Речевое развитие детей, конечно, не сводится только к формированию правильного произношения и обогащению словаря. С течением времени речь ребенка становится все более связной, т.е. начинается овладение грамматическим строем предложения. В его речи появляются двусловные предложения, а к концу второго года - предложения из трех-четырех слов, вопросительные и восклицательные. Хотя слов-вопросов в детской речи еще нет (или они очень редки), вопрос выражается интонацией. В конце второго года жизни дети начинают изменять слова в числе, роде и падеже. «Мама, дай обуську (подушку)». «Дед Амоз кикетю (конфету) принес».

Более высокий уровень понимания речи взрослых и овладения самостоятельной речью даст детям возможность делать элементарные обобщения. Они могут обозначать одним словом предметы с одинаковыми признаками или назначением (игрушки, посуда). К двум годам ребенок много говорит и может обращаться по собственной инициативе к взрослым по самым разнообразным поводам: чтобы сообщить о своей деятельности; при желании отдать или передать предмет; чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему; чтобы сообщить о своем состоянии, о случившемся с ним.

Такие инициативные словесные обращения ребенка к взрослому крайне важны в становлении его активной речи, и их надо поощрять. При этом следите, чтобы облегченные слова в речи ребенка сменялись обычными, приучайте его выражать желания и просьбы словами и короткими фразами. Нужно развивать у малыша потребность в речевом общении, чаще побуждать его к высказываниям: «Скажи то-то», «Что это?», «Кто это?».

Часто можно услышать от расстроенных родителей: «Ребенок все понимает, но не говорит». Не огорчайтесь, это бывает у многих нормально развивающихся в физическом и нервно-психическом отношении детей, особенно на втором году жизни.
Однако последите за собой - не вдаетесь ли вы в крайность: ловите каждое желание малыша и по его малейшему требованию, жесту тут же исполняете. В такой ситуации ребенок может долго не заговорить, ведь его и без слов понимают. Разумнее побуждать малыша выразить свое желание словами и только после этого выполнять его. Можно даже сделать вид, что не понимаете, чего он хочет. Такое поведение обострит потребность в речевом общении. Но затем желание ребенка обязательно надо выполнить, иначе он может замкнуться, тем более, если такое невнимание взрослого повторится не один раз.

Помните, что все занятия с ребенком, где действует кисть его руки и пальцы (рисование, игры с кубиками, с различными мелкими игрушками и т. п.), способствуют развитию речевых центров мозга. Эффективны также специальные упражнения и массаж кисти и пальцев руки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...