Для развития речи очень важно проводить специальные игры и упражнения.
«Показ игрушек» (животные, куклы, машинки и др.). Цель: вызвать у ребенка потребность в обращении («Дай Катю», «Дай собачку (ав-ав)», «Дай машину (дуду)»), а также развивать его активным словарь. Количество предметов увеличивается постепенно (от одного до 4-5, в зависимости от возраста ребенка). Игрушки расставляют в разных местах комнаты, но так, чтобы ребёнок мог достать их и принести вам. В зависимости от уровня развития речи вашего малыша задание может быть разное: просто найти игрушку по вашему предложению; принести и обязательно назвать («Что это? Что ты принес?»); сказать, какая игрушка (большая, маленькая, красивая); попросить отнести на место, спросить, что он отнес. Или еще вариант: вы берете все игрушки и предлагаете ребенку попросить себе любую из них, побуждаете к обращению («Скажи: «Дай Ля-лю», «Дай зайку»), отдаёте игрушку и говорите: «Возьми Лялю», «Возьми зайку». Следите, чтобы малыш произносил не только упрощенное слово-название, но и полное, особенно после полутора лет. Игру можно проводить в разных вариантах (прятать игрушки, показывать, снова прятать и все время стимулировать речь ребёнка вопросами: «Кто это?», «Кто убежал?», «Куда спрятался зайка? Давай поищем вместе»). «Волшебный мешочек». В этой игре при той же цели больше внимания уделяется звукоподражанию. Для этого в мешочек (яркую, красивую сумочку, пакетик) кладете игрушки - животных (кошку «мяу-мяу», собаку «ав-ав», гуся «га-га», уточку «кря-кря» и др.). Можно заинтриговать ребенка - спрятать мешочек, внезапно найти, «с трудом» открывать: «Что же здесь в мешочке? Что принесла тетя (дядя или мишка)?» Можно придумать многое, что заинтересует ребенка. Вы лучше знаете своего малыша. Постарайтесь как можно больше активизировать его речь: «Скажи, как кричит киска (лает собачка). Повтори, давай вместе скажем» (несколько раз повторить). Но и здесь должка быть мера - если ребенок не хочет, не принуждайте, повторите игру в следующий раз.
Варианты игры могут быть разные. Один из них: убираете всех животных в мешочек и предлагаете малышу попросить любую игрушку: «Скажи: «Дай Петю - ку-ка-реку», «Дай утю - кря-кря» и т. д. По такому же типу проводится игра «Кто в домике живет?», когда игрушки не в мешочке, а в домике (можно домик построить из кубиков, стульев). Вы имитируете голосом звуки животных и спрашиваете: «Кто так кричит? Возьми кису, покажи, как она мяукает» и т. д. Во все игры вам, конечно, придется активно включаться, стараться вызвать речевые реакции ребенка, чаще вместе с ним произносить слова и повторять. Игры с куклой. Их может быть несколько: «Укладывание куклы спать», «Кормление куклы», «Пойдем с куклой Катей гулять». Их цель: научить простейшим действиям с куклой - заворачивать ее, баюкать, кормить, одевать, произносить слова: «Ляля», «спи», «бай-бай», «на», «каша», «здравствуй», «кушай», «пойдем гулять» и др. Конечно, в один день проводится одна какая-то игра. Например, ваши действия и слова в игре «Укладывание куклы спать». Вы садитесь с ребенком за стол, ставите кукольную кроватку с постельными принадлежностями, показываете и называете каждый предмет: «Смотри, Сашенька, это кроватка, вот подушка, одеяло, простынка, а это стул». Показываете куклу: «Ляля хочет спать. Иди, Лили, спать в кроватку. Я сейчас раздену Лялю». Снимаете с куклы одежду, кладете ее на стульчик, укладываете куклу, покрываете одеялом, баюкаете, приговариваете вместе с ребенком: «Баю-бай, спи, Ляля, спи. Предложите поместить рядом еще игрушки (куколку или зайчика) и обязательно побаюкайте их: «Скажи: «Баю-бай, Ляля, спи, спи». Эта игра не только вызывает речевую активность ребенка, но и упражняет его в умении самому последовательно раздеваться, укладываться спать.
Рассматривание картинок. Цель этого занятия в привлечении внимания ребенка к изображению, в том, чтобы вызвать слуховое сосредоточение на словах взрослого и связать изображение со словом. Картинки могут быть разные. Сначала надо использовать изображение одного и обязательно хорошо знакомого по виду и слову объекта (кошка, собака, птичка и др.). Картинки должны быть яркие, четкие. Игра проводится так. Вы показываете картинку, спрашиваете, что нарисовано на ней, называете объект вместе с ребенком, просите повторить название (два-три раза). Потом прячете картинки по очереди, спрашиваете: «Кто убежал, кого нет?» Находите картинку, просите назвать, кто это, как он (она) кричит и т.д. Постепенно, особенно после 1 года 6 месяцев, можно предлагать для рассматривания по две картинки, а уже к 2 годам — несколько. В таких упражнениях учите ребенка искать и находить название изображения, узнавать его, показывать картинку в ответ на вопрос «где то-то?», отвечать действием на слово «дай», подражать звукам животных. После полутора лет можно показывать картинки с изображением действий. И цель здесь будет другая: понимать наряду со словами -обозначениями предметов слова-обозначения действия (спит, ест) И качеств (большой, маленький, сердитый), побуждать говорить предложениями из двух-трех слов, переходить от облегченных слов к полным. Конечно, такие занятия с ребенком проводятся регулярно, и взрослые должны быть терпеливы, эмоциональны. Помните, любая ваша отрицательная реакция (в голосе, жесте) сразу же скажется на его настроении, а значит, и результаты будут соответствующие. Хочется также отметить, что на всех взрослых в семье ложится большая ответственность: не допускать в общении с малышом вольностей, которые нередко встречаются в разговоре взрослых между собой. Ведь ребенок копирует речь взрослых, и часто вы можете услышать от него Ваши излюбленные обороты речи и выражения, повторяемые с теми же интонациями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|