Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие речи детей на третьем году жизни.

Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи, очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложение.

Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения, связано с его переживаниями. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет.

Начинает формироваться планирующая функция речи. Ребенок может заранее сказать, что он будет рисовать или строить. Планирующая функция речи прежде всего проявляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании), и она очень важна для общего умственного развития.

На третьем году малыш может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого, что, безусловно, обогащает его знания и речевой опыт.

Как можно чаще читайте детям сказки, потешки, стихи. Вот где представлено богатство русской речи! Им доступны и интересны такие русские скалки, как «Колобок», «Три медведя», «Машенька и медведь», «Волк и семеро козлят» и др. Обратите внимание ребенка на меткое народное слово в этих произведениях. Имейте в виду, что мультики не дадут того, что дает книга. Все, что ваш малыш воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. В озникает описательная речь, речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (мышление, память, внимание, воображение). Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что видит, с чем действует).

В этот период, во второй половине третьего года жизни, дети начинают задавать огромное количество вопросов, что также свидетельствует о развитии речи и мышления. В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все незнакомое, непонятное, неизвестное порождает вопросы. Родителям следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные, понятные ответы. Это очень важно, так как именно в этом возрасте начинает развиваться диалогическая речь. Первые вопросы ребенка очень просты, они в основном о предметах и лицах, которые непосредственно его окружают. Малышу хочется получить фактическую информацию: «Это что такое?», «Что ты делаешь?», «Куда делись туфельки?», «Кто пришел?». «Куда ушла тетя?» и т. п. Родители не должны ограничиваться только ответами на вопросы, очень важно при случае самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию: «Какая шапочка у Кати?», «Что Катя ест?», «Какая собачка у дяди?», «Какие цветочки растут на лужайке?» и др. Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем его новыми словами.

Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое теперь привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко.

Можно и нужно рассказать ему о нем самом и близких людях (как зовут, чем занимаются, конечно, в самой доступной форме); о том, что он видел на улице или в детском садике; рассказать о домашних животных (курочке, коровушке, лошадке), о животных, живущих в лесу (зайчике, белочке с длинным пушистым хвостом, о медведе, спящем всю зиму), и еще о многом другом. Говорить с ребенком надо понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.

Все, что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к малышу, должны быть хорошо ему известны. Идти таким путем - значит не обогащать его речь и ум. Наоборот, советуем время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых, в круг рассказов о знакомом понемногу добавлять что-нибудь занимательное о том, что он видел на картинке. Одним словом, в новом малыш должен увидеть уже знакомое ему, тогда и это новое предстанет перед ним с большей наглядностью.

Хорошо иметь дома наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное, дерево, дом и т. д.). Одну и ту же картинку можно показывать ребенку много раз, и, если она интересна для него, он будет каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с удовольствием станет рассматривать новые картинки. Не надо только заставлять ребенка рассказывать, что на ней нарисовано. Захочет он рассказать - прекрасно, если нет - родители могут сами сочинить какой-нибудь незамысловатый рассказ, краткий и ясный. Неважно, что ребенок потом будет повторять слова вашего рассказа, а может, и весь рассказ. Надо только постараться, чтобы этот рассказ был простым и в то же время выразительным, достойным подражания, которое является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному словесному творчеству. Не соблазняйтесь только красочностью того или иного издания, полистайте, посмотрите его содержание, полезно ли оно для развития вашего малыша, доступно ли будет ему. На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки - это также существенный показатель развития их мышления, памяти и конечно же речи, причем речи образной, эмоциональной.

В этом возрасте формируется описательная речь детей — речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлений ребенка, с ростом его самостоятельности. Родителям следует знакомить малыша с примерами такой речи, ее эталонами, чаще рассказывать сказки, читать стихи, небольшие рассказы вместе с ребенком. Надо учить ребенка рассказыванию. Например, прочитали или рассказали сказку «Теремок», сразу задайте вопросы: «Кто сначала прибежал в теремок? Какая мышка была? Кто прискакал после мышки?» После диалога следует снова рассказать всю сказку. Считаем необходимым предупредить взрослых вот о чем. Бывает, что малыш быстро запомнил стихотворение, сказку и так забавно, по-детски их рассказывает маме и папе, бабушке и дедушке. Но вот пришли гости, и родителям очень хочется показать достижения своего любимца. Они просят его рассказать стихотворение. А ребенок не хочет, стесняется или рассказывает невыразительно. Не надо принуждать его. И даже если ребенок свободно держится, сам готов рассказывать еще и еще, не выставляйте его напоказ. Пусть он с малых лет понимает, когда и как можно похвастаться своими достижениями, не становясь назойливым.

Очень большое значение для развития речи детей имеет практическая деятельность. Двухлетний малыш все больше играет самостоятельно, а чуть позже берет на себя роль мамы, папы, шофера и др. При этом он много говорит со своими игрушками, сам с собой. Это следует всячески поощрять.

Очень полезно, если и Вы сами будете играть с малышом. Во время ваших совместных разговоров ребенок услышит много слов, легко запомнит их и, мы уверены, повторит затем в самостоятельной игре. В каждой совместной с ребенком деятельности старайтесь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Ребенок ищет сотрудничества с взрослым. Помогите ему.

Вы видите, что ваш малыш начал строить что-то из кубиков: «Что ты хочешь построить, Сашенька? Домик для петушка (или гараж для машины)? Давай вместе построим домик. Принеси мне кубики, пожалуйста. Что ты принес? (Кубики.) Какого цвета кубики? (Красные.) Какой домик будет у петушка? (Красный.) А где петушок? Позови петушка, скажи: «Петя, Петя, петушок, иди сюда». Какой петушок? Красивый петушок. Теперь будем строить домик (стройте и говорите)». Малыш, конечно, будет помогать вам. Спрашивайте его, что он делает, какой кирпичик берет, куда поставит. В конце строительства вместе с ребенком полюбуйтесь: «Какой хороший красный домик для петушка мы построили! Теперь он будет жить в домике, ему не будет холодно...» Можно строить домики для разных животных, гараж для машинок. И во время совместной работы ребенок услышит и запомнит немало слов: высокий, низкий, длинный, короткий, широкий, узкий, названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов (строить, построить, принести, поставить, подвинуть), прилагательных, наречий (близко, далеко, высоко), предлогов (в, на, под, за) и т. д. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок услышал, выделил слово, повторил его, и не раз.

Организуя какую-либо деятельность ребенка, родителям следует помогать ему вступать в речевой контакт со сверстниками: «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик (совочек), поиграйте вместе». Этим вы активизируете словарь ребенка, помогаете ему овладевать словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Итак, на третьем году жизни значительно совершенствуется активная речь ребенка.

• Очень быстро растет словарь (до 1200—1500 слов).
• В речи детей появляются глаголы, причем они могут употребляться в прошедшем и будущем времени. Это уже результат становления практической деятельности самого ребенка (игра, рисование, труд), в
которой он больше всего сопровождает свои действия словами.
• В речи широко представлены личные и притяжательные местоимения (я, мы, мои, твоя и т. д.).
• Дети начинают пользоваться предлогами, в их речи увеличивается количество прилагательных и наречий. Это позволяет им оформлять свои мысли, выражать их предложениями.

Начинает оформляться грамматический строй детской речи, хотя она и состоит преимущественно из простых повествовательных предложений. Дети уже нередко пользуются восклицаниями, вопросами, выражая свою мысль не только интонацией, но и словами. Появляются сложные предложения с предлогами и союзами, но с чисто детской конструкцией («Что ли пойдем гулять?»).

Развивается эмоциональная выразительность речи, умение слушать и рассказывать небольшие стихотворения, сказки, рассматривать картинки в книге, говорить о них. Формируется умение вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой. Совершенствуется звуковая сторона речи малыша. У него развивается способность к различению звуков языка (фонематический слух), формируется правильное произношение многих звуков речи, за исключением «р», «л», свистящих и шипящих. Но необходимо знать, что правильное произношение звуков на третьем году жизни еще не закреплено, не автоматизировано.

Пытаясь воспроизвести правильно новый звук, дети могут искажать уже освоенные: «Неня» (Лена), «ибка» (рыбка), «Дед Амоз» (Мороз), «сан-дат» (солдат), «хавья» (халва). Нет необходимости приводить еще примеры: они имеются в достаточном количестве в опыте каждой семьи. Недостатки произношения могут наблюдаться до 3-4 лет. Они не должны особенно беспокоить родителей и не требуют постоянных поправок и тем более специальных занятий с ребенком, так как являются результатом не отсталости в развитии, а слабости речедвигательного аппарата, его недостаточной тренированности.

Для того чтобы помочь ребенку преодолеть трудности произношения, взрослые, обращаясь к нему, должны говорить спокойно, внятно, отчетливо, не проглатывая отдельных звуков и окончаний, избегая длинных слов. Желательно, чтобы вы следили за своей речью не только при обращении к ребенку, но и в разговорах друг с другом.

Родителей должно насторожить, если малыш в этом возрасте почти не говорит или говорит мало, употребляет лишь простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи, необходимо выяснить его причины.

Специалисты выделяют три основные: заболевание ушей и носоглотки, а также другие заболевания; органические поражения центральной нервной системы; недостатки воспитания, когда ребенок растет запущенным, ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.
В первых двух случаях необходимо как можно раньше обратиться к врачам-специалистам (отоларингологу, невропатологу и др.), чтобы своевременно начать соответствующее лечение. Но главная причина - педагогическая запущенность, когда ребенку не уделяется должного внимания. Нельзя забывать, что, чем дольше длится отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.

Праздники для детей раннего возраста. Для детей раннего возраста достаточно праздника дома и в детском саду. Не надо водить ребёнка до 3 лет на праздник во дворец или театр. Быстрая смена действия, много громкой музыки, двигающиеся персонажи, быстрое и шумное передвижение более старших детей вызовут если не слёзы, то сильное нервное напряжение малыша! Многие малыши настороженно относятся к персонажам, которых играют взрослые. Кроме того, скопление детей на празднике во дворце или в театре – это потенциальная возможность подхватить инфекционное заболевание.
Если ребёнок идёт на праздник в детском саду или Вы устраиваете его дома, необходимо подготовиться. Заранее вместе с малышом празднично украсьте дом. К празднику обычно готовится и костюм. Наряжаться дети очень любят. Но обычно шапочки костюма радуют ребёнка не больше нескольких минут. Во время проведения праздника будьте внимательны к своему ребёнку. Никогда не заставляйте его что-либо делать (петь, читать стихи и т.п.) без его желания, будьте готовы поддержать его, подбодрить.

 

20 ИДЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Идея 1. В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).
Например: «Поставь обувь на место. Давай расставим посуду на столе – какую посуду поставим для завтрака? Какой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? Отгадай, из каких фруктов приготовлен компот? Отгадай, какие овощи я купила в магазине. Давай положим одежду на место. Помоги папе достать инструменты».

Идея 2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.
Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.
Для этого купим в магазине вместе с ребенком несколько настоящих овощей для супа и салата, по дороге домой обсудим с малышом, чем эти овощи отличаются друг от друга (по размеру, по цвету, по вкусу, по форме, по характеру поверхности – гладкий или нет). Потом вместе с ребенком выложим все овощи, рассмотрим их и найдем, чем они похожи друг на друга. И выведем вместе с малышом свое собственное определение – что такое овощи.
Вопрос к ребенку, который нам поможет – чем похожи друг на друга все овощи? Например, все овощи похожи друг на друга тем, что:
а) растут на огороде на земле или в земле,
б) их выращивают люди, сами по себе они не растут,
в) овощи съедобные — из них готовят супы, пюре, рагу и т.д.
Сделайте вместе с малышом вывод – какие растения называются овощами.
Затем понадобится лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», «Какие овощи принес папа из магазина?», «Я загадала овощ, отгадай, какой?». И еще — поиграть в магазин, где ребенку надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки.
Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (мебель, посуда, одежда и т.д.) и уточнить их.

Идея 3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.
Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки.
Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.
Например: «У Ваниного комбинезона есть капюшон, а у маминой куртки капюшона нет. Куртка короткая, а комбинезон длинный. У куртки высокий воротник, а у комбинезона низкий воротник. У комбинезона есть манжеты, а у куртки нет» и т.д. Аналогично в следующий раз сравните обувь. Можно сравнить два дома, мимо которых Вы проходите. Во время приготовления обеда сравните кастрюлю и сковороду, чашку и стакан, назовите их части, форму, цвет, материал, назначение. На прогулке сравните троллейбус и автобус, грузовую и легковую машину, ель и сосну, березу и дуб.

Идея 4. Помните, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта.
По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Утром – попросите рассказать сон, который ему снился или вечером придумать интересный сон. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку, как он собирается поиграть.
А вечером после садика обязательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Папе вечером расскажите вместе с малышом о событиях дня, о книжках, которые Вы читали (перескажите самый интересный и полюбившийся фрагмент).
Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.

Идея 5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.

Идея 6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».
Нет, это не малыш пишет. Это Вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Давайте начало фраз: «Сегодня мы были….где? Там мы видели…? Они были…. Мы стали….. И уточки….». Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.

Идея 7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия. Когда Вы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что Вы делаете, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Ванечку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Вани ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т.д. Не важно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит.

Комментированием Вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Это воздастся сторицей, когда он начнет разговаривать.


Идея 8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.
Вместо того чтобы сказать «надевай штаны» назовите предмет точно – «надень брюки (или – джинсы, шорты, рейтузы, колготки). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и рейтузы? Чем похожи и чем отличаются берет и кепка (панамка)? Чем похожи и чем отличаются чашка, стакан и бокал? Стул, табуретка и кресло? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.

Идея 9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.
Анализ речи малышей показывает, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях со взрослыми! А значит, формируется грамматический строй речи ребенка.

Идея 10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.
Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять!

Идея 11. Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься даже с трехлетками и прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте.
Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Они любили… Один раз …. Вдруг… Бабочка спросила…Тогда…И зверята решили…» и т.д. Такие сказки очень хорошо придумывать даже с малышами везде — в дороге, в очереди, в ситуации, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Вы заметите через несколько месяцев такого сочинения, что малыш стал сам в своей речи употреблять слова — связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.

Идея 12. Играйте с малышом в загадки.
Играть можно «по пути», во время приготовления ужина, на прогулке, на детском празднике, то есть когда угодно и где угодно. Самые простые загадки, доступные для сочинения ребенком примерно с 4 лет строятся на сравнении. Например: «Он желтый как… (ребенок продолжает –«солнышко»), но не солнышко. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок), но не вата. Он пищит как …. (резиновая игрушка), но не игрушка. Кто это?» (Цыпленок). Или «Зеленый как…. (крокодил), но не крокодил. Прыгает как…. (заяц), но не заяц. Живет на пруде, но не (утка). Кто это? (Лягушонок)».
Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности. Загадайте придуманную загадку папе, старшему брату, бабушке и дедушке. Сначала Вы будете начинать фразы, а ребенок заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам!
Идея 13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.
Ребенку очень важно пощупать, потрогать, увидеть результат его речевого творчества.
Согните несколько альбомных листов пополам и сшейте их. Подпишите красиво обложку. На каждой страничке сверху Вы приклеиваете картинку, а под ней пишите загадку, сказку или рассказ, придуманный малышом.
Можно сделать книжку и более интересно оформленной – с использованием фотографий малыша, картинок из журналов и каталогов, его рисунками. Здесь простор для творчества!

Идея 14. Играйте с ребенком в рифмы.
Например: «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал), «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала) и т.д. Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.

Идея 15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «красныя платья» вместо «красные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой»), то Вам поможет грамматическая игра.
Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:
«КрасивОЕ новОЕ – это платье или футболка? Отгадай!».
«КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»
«КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка)»
«КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платья)»
Если малыш ошибся, скажите: «Разве мы так говорим – красивОЕ футболка? Как мы говорим о футболке? Она какая? Правильно, красивАЯ. Значит, красивОЕ – это что? Да, платье».
В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ – это береза или дуб?», в магазине «СвежИЕ хрустящИЕ – это огурцы или арбуз?», в траспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?».
В игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.

Идея 16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался, чтобы малыш научился уже в 8 месяцев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год - сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовался ложкой (взрослый докармливает).
В более старшем возрасте полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, прыжки в резиночки, школа мяча, спортивные игры.

Идея 17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».

«Собирайте» их в волшебный сундучок – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать.

Идея 18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.
Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается.

Идея 19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).
Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Младенцы перестают активно лепетать и прислушиваться к своим звукам, а дети постарше перестают вслушиваться в речь.

Идея 20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.
Они идеально подходят для развития речи, так как в них повторяющиеся слоги находятся в сильной позиции (в начале или в конце фразы), и потому хорошо выделяются на слух малышом. А ритм, рифма, движение, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...