Развитие речи детей на третьем году жизни.
Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи, очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложение. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения, связано с его переживаниями. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет. Начинает формироваться планирующая функция речи. Ребенок может заранее сказать, что он будет рисовать или строить. Планирующая функция речи прежде всего проявляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании), и она очень важна для общего умственного развития. На третьем году малыш может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого, что, безусловно, обогащает его знания и речевой опыт. Как можно чаще читайте детям сказки, потешки, стихи. Вот где представлено богатство русской речи! Им доступны и интересны такие русские скалки, как «Колобок», «Три медведя», «Машенька и медведь», «Волк и семеро козлят» и др. Обратите внимание ребенка на меткое народное слово в этих произведениях. Имейте в виду, что мультики не дадут того, что дает книга. Все, что ваш малыш воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. В озникает описательная речь, речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка. Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (мышление, память, внимание, воображение). Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что видит, с чем действует).
В этот период, во второй половине третьего года жизни, дети начинают задавать огромное количество вопросов, что также свидетельствует о развитии речи и мышления. В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все незнакомое, непонятное, неизвестное порождает вопросы. Родителям следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные, понятные ответы. Это очень важно, так как именно в этом возрасте начинает развиваться диалогическая речь. Первые вопросы ребенка очень просты, они в основном о предметах и лицах, которые непосредственно его окружают. Малышу хочется получить фактическую информацию: «Это что такое?», «Что ты делаешь?», «Куда делись туфельки?», «Кто пришел?». «Куда ушла тетя?» и т. п. Родители не должны ограничиваться только ответами на вопросы, очень важно при случае самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию: «Какая шапочка у Кати?», «Что Катя ест?», «Какая собачка у дяди?», «Какие цветочки растут на лужайке?» и др. Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем его новыми словами. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое теперь привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко. Можно и нужно рассказать ему о нем самом и близких людях (как зовут, чем занимаются, конечно, в самой доступной форме); о том, что он видел на улице или в детском садике; рассказать о домашних животных (курочке, коровушке, лошадке), о животных, живущих в лесу (зайчике, белочке с длинным пушистым хвостом, о медведе, спящем всю зиму), и еще о многом другом. Говорить с ребенком надо понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.
Все, что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к малышу, должны быть хорошо ему известны. Идти таким путем - значит не обогащать его речь и ум. Наоборот, советуем время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых, в круг рассказов о знакомом понемногу добавлять что-нибудь занимательное о том, что он видел на картинке. Одним словом, в новом малыш должен увидеть уже знакомое ему, тогда и это новое предстанет перед ним с большей наглядностью. Хорошо иметь дома наборы простых, но ярких картинок с четким изображением (человек, животное, дерево, дом и т. д.). Одну и ту же картинку можно показывать ребенку много раз, и, если она интересна для него, он будет каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с удовольствием станет рассматривать новые картинки. Не надо только заставлять ребенка рассказывать, что на ней нарисовано. Захочет он рассказать - прекрасно, если нет - родители могут сами сочинить какой-нибудь незамысловатый рассказ, краткий и ясный. Неважно, что ребенок потом будет повторять слова вашего рассказа, а может, и весь рассказ. Надо только постараться, чтобы этот рассказ был простым и в то же время выразительным, достойным подражания, которое является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному словесному творчеству. Не соблазняйтесь только красочностью того или иного издания, полистайте, посмотрите его содержание, полезно ли оно для развития вашего малыша, доступно ли будет ему. На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки - это также существенный показатель развития их мышления, памяти и конечно же речи, причем речи образной, эмоциональной.
В этом возрасте формируется описательная речь детей — речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлений ребенка, с ростом его самостоятельности. Родителям следует знакомить малыша с примерами такой речи, ее эталонами, чаще рассказывать сказки, читать стихи, небольшие рассказы вместе с ребенком. Надо учить ребенка рассказыванию. Например, прочитали или рассказали сказку «Теремок», сразу задайте вопросы: «Кто сначала прибежал в теремок? Какая мышка была? Кто прискакал после мышки?» После диалога следует снова рассказать всю сказку. Считаем необходимым предупредить взрослых вот о чем. Бывает, что малыш быстро запомнил стихотворение, сказку и так забавно, по-детски их рассказывает маме и папе, бабушке и дедушке. Но вот пришли гости, и родителям очень хочется показать достижения своего любимца. Они просят его рассказать стихотворение. А ребенок не хочет, стесняется или рассказывает невыразительно. Не надо принуждать его. И даже если ребенок свободно держится, сам готов рассказывать еще и еще, не выставляйте его напоказ. Пусть он с малых лет понимает, когда и как можно похвастаться своими достижениями, не становясь назойливым. Очень большое значение для развития речи детей имеет практическая деятельность. Двухлетний малыш все больше играет самостоятельно, а чуть позже берет на себя роль мамы, папы, шофера и др. При этом он много говорит со своими игрушками, сам с собой. Это следует всячески поощрять. Очень полезно, если и Вы сами будете играть с малышом. Во время ваших совместных разговоров ребенок услышит много слов, легко запомнит их и, мы уверены, повторит затем в самостоятельной игре. В каждой совместной с ребенком деятельности старайтесь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Ребенок ищет сотрудничества с взрослым. Помогите ему. Вы видите, что ваш малыш начал строить что-то из кубиков: «Что ты хочешь построить, Сашенька? Домик для петушка (или гараж для машины)? Давай вместе построим домик. Принеси мне кубики, пожалуйста. Что ты принес? (Кубики.) Какого цвета кубики? (Красные.) Какой домик будет у петушка? (Красный.) А где петушок? Позови петушка, скажи: «Петя, Петя, петушок, иди сюда». Какой петушок? Красивый петушок. Теперь будем строить домик (стройте и говорите)». Малыш, конечно, будет помогать вам. Спрашивайте его, что он делает, какой кирпичик берет, куда поставит. В конце строительства вместе с ребенком полюбуйтесь: «Какой хороший красный домик для петушка мы построили! Теперь он будет жить в домике, ему не будет холодно...» Можно строить домики для разных животных, гараж для машинок. И во время совместной работы ребенок услышит и запомнит немало слов: высокий, низкий, длинный, короткий, широкий, узкий, названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов (строить, построить, принести, поставить, подвинуть), прилагательных, наречий (близко, далеко, высоко), предлогов (в, на, под, за) и т. д. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок услышал, выделил слово, повторил его, и не раз.
Организуя какую-либо деятельность ребенка, родителям следует помогать ему вступать в речевой контакт со сверстниками: «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик (совочек), поиграйте вместе». Этим вы активизируете словарь ребенка, помогаете ему овладевать словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь. Итак, на третьем году жизни значительно совершенствуется активная речь ребенка. • Очень быстро растет словарь (до 1200—1500 слов). Начинает оформляться грамматический строй детской речи, хотя она и состоит преимущественно из простых повествовательных предложений. Дети уже нередко пользуются восклицаниями, вопросами, выражая свою мысль не только интонацией, но и словами. Появляются сложные предложения с предлогами и союзами, но с чисто детской конструкцией («Что ли пойдем гулять?»). Развивается эмоциональная выразительность речи, умение слушать и рассказывать небольшие стихотворения, сказки, рассматривать картинки в книге, говорить о них. Формируется умение вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой. Совершенствуется звуковая сторона речи малыша. У него развивается способность к различению звуков языка (фонематический слух), формируется правильное произношение многих звуков речи, за исключением «р», «л», свистящих и шипящих. Но необходимо знать, что правильное произношение звуков на третьем году жизни еще не закреплено, не автоматизировано.
Пытаясь воспроизвести правильно новый звук, дети могут искажать уже освоенные: «Неня» (Лена), «ибка» (рыбка), «Дед Амоз» (Мороз), «сан-дат» (солдат), «хавья» (халва). Нет необходимости приводить еще примеры: они имеются в достаточном количестве в опыте каждой семьи. Недостатки произношения могут наблюдаться до 3-4 лет. Они не должны особенно беспокоить родителей и не требуют постоянных поправок и тем более специальных занятий с ребенком, так как являются результатом не отсталости в развитии, а слабости речедвигательного аппарата, его недостаточной тренированности. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть трудности произношения, взрослые, обращаясь к нему, должны говорить спокойно, внятно, отчетливо, не проглатывая отдельных звуков и окончаний, избегая длинных слов. Желательно, чтобы вы следили за своей речью не только при обращении к ребенку, но и в разговорах друг с другом. Родителей должно насторожить, если малыш в этом возрасте почти не говорит или говорит мало, употребляет лишь простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи, необходимо выяснить его причины. Специалисты выделяют три основные: заболевание ушей и носоглотки, а также другие заболевания; органические поражения центральной нервной системы; недостатки воспитания, когда ребенок растет запущенным, ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним. Праздники для детей раннего возраста. Для детей раннего возраста достаточно праздника дома и в детском саду. Не надо водить ребёнка до 3 лет на праздник во дворец или театр. Быстрая смена действия, много громкой музыки, двигающиеся персонажи, быстрое и шумное передвижение более старших детей вызовут если не слёзы, то сильное нервное напряжение малыша! Многие малыши настороженно относятся к персонажам, которых играют взрослые. Кроме того, скопление детей на празднике во дворце или в театре – это потенциальная возможность подхватить инфекционное заболевание.
20 ИДЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Идея 1. В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.). Идея 2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых. Идея 3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом. Идея 4. Помните, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта. Идея 5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание. Идея 6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи». Идея 7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия. Когда Вы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что Вы делаете, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Ванечку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Вани ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т.д. Не важно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит. Комментированием Вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Это воздастся сторицей, когда он начнет разговаривать. Идея 8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи. Идея 9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре. Идея 10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Идея 11. Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься даже с трехлетками и прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте. Идея 12. Играйте с малышом в загадки. Идея 14. Играйте с ребенком в рифмы. Идея 15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «красныя платья» вместо «красные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой»), то Вам поможет грамматическая игра. Идея 16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался, чтобы малыш научился уже в 8 месяцев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год - сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовался ложкой (взрослый докармливает). Идея 17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую». «Собирайте» их в волшебный сундучок – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать. Идея 18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. Идея 19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио). Идея 20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|