Сложноподчиненное предложение
К работе со сложноподчиненным предложением стоит переходить только когда ребенок полностью уяснил для себя конструкцию простого предложения. То есть он способен воспроизводить конструкцию простого предложения, задавать к различным элементам этого предложения вопросы. Между вами установился контакт: ребенок пользуется речью как инструментом добычи информации. Для работы со сложноподчиненным предложением ребенку необходимо владеть не только конструкцией предложения, но и логикой мысли. Малыш должен уметь самостоятельно складывать логическую цепочку, состоящую хотя бы из двух элементов. Для развития логики мысли и слова используйте следующие рекомендации: 1. Необходимо идти по пути от наглядности причинно-следственных экспериментов к абстрактности. А именно, для того чтобы ребенок понял и уяснил смысл происходящего, связал явление причинно-следственными связями, необходимо сначала наглядно продемонстрировать ему опыт: малыш упал, поэтому ушибся; чашку задели, поэтому она пролилась. Постепенно удлиняйте логические цепочки: малыш упал, поэтому ушибся, поэтому расплакался; чашку задели, поэтому она пролилась, поэтому стол мокрый. 2. На первом этапе демонстрируйте подобные эксперименты между делом. И коротко комментируйте их, используя союзы «чтобы», «поэтому», «который», «когда» и т. д. Пример: «Алеша упал, поэтому ушибся». «Встань, чтобы я посмотрела». Просите ребенка прокомментировать свои действия, например: «Я встал, чтобы ты посмотрела». Затем начинайте пробовать рисовать тематические картинки, ставьте спектакли, прося ребенка их прокомментировать. Короткие комментарии относительно двух отдельных событии предлагайте ребенку связать соответствующими союзами в одно предложение.
4. Всегда выделяйте голосом союзы, связывающие две основы сложного предложения. Просите ребенка повторять за вами текст коротких комментариев, при этом следите, чтобы ваши комментарии точно соответствовали действиям, даже если пример вы выбрали не учебный, а бытовой. 5. Чем короче будет ваш текст предложения, тем легче ребенок сможет его усвоить и начать воспроизводить. Длинные предложения используйте в речи, только когда мышление ребенка будет способно усвоить большой объем информации. Для того чтобы ускорить последнее, делайте между основами паузы, говорите «в глаза» ребенку, следя за его взглядом, комментируйте произнесенное уточняющими и поясняющими жестами-действиями. 6. Тренируйте логику мысли ребёнка в загадках, при этом одновременно можно заучивать связующие основы союзы. Чтоб малыш лучше угадывал, текст загадок должен соотноситься с теми действиями, которыми ребенок занят в данный момент. Например, вы вышли на лестничную площадку и готовитесь вызвать лифт. Пример загадки: «Чтобы вызвать лифт, нужно...» (нажать на кнопку). Данные загадки тренируют логику мысли, способствуют уяснению смысла союзов, а также способствуют пониманию смысла сложноподчиненного предложения. Последнее важное обстоятельство достигается за счет обеспечения наглядности. 7. Меняйте союзы в загадках, как только ребенок усвоит их смысл. Если малыш уже отвечает вам, что нужно сделать для того, чтобы вызвать лифт, то меняйте конструкцию загадки, например: нужно мыть руки, потому что... (они грязные). 8. Поскольку в сложноподчиненных предложениях часто одна основа «существует» в системе координат относительно второй (пример: «Я читал, когда мама вошла»), то необходимо параллельно с изучением конструкции сложноподчиненного предложения повторять с ребенком игры на развитие пространственного ориентирования.
9. Ставьте постановки к знаменитым стихам, в основе которых лежит принцип повторения звеньев логической цепочки. Например, «Дом, который построил Джек» (пер. С. Маршака). Используйте ящички, для того чтобы упорядочить действия героев и придать им наглядность. Старайтесь увлечь ребенка проговариванием текста произведения, выделяя голосом повторяющийся союз «который»: Вот дом, который построил Джек. Эта пшеница, которая в темном чулане хранится в Доме, который построил Джек. Эта веселая птица-синица, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в Доме, который построил Джек. Кот, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу... Вы также можете придумать для своего ребенка Другое стихотворение, помогающее лучше понять, как связаны между собой звенья логической цепочки, а также запомнить способ применения соответствующих союзов по аналогии. Например, для отработки союза «чтобы» можно разучивать следующее стихотворение, совмещая его с наглядными действиями (можно также пользоваться ящичками, чтобы обеспечить ребенку наглядность происходящего; впоследствии стремитесь, чтобы ваши подсказки воплощались только в демонстрации предметов, а ребенок самостоятельно воспроизводил текст): Вот кран, который потек (продемонстрируйте) Чтобы его починить, Нужно отвертку купить, А чтобы купить, продавцу заплатить, И где-то монету добыть, А чтобы добыть и платить, На работу нужно ходить, Тогда мы сможем отвертку купить, Продавцу заплатить, И кран легко починить. Фантазируйте, изобретайте другие формы эффективного взаимодействия с ребенком, в рамках которого вы сможете наглядно продемонстрировать ему смысл употребляемой грамматической формы, научить новым словам, выражениям, пониманию временной формы, категории, наклонения и т. д. Наглядность, совмещенная с жестами-действиями, в которых ребенок участвует «своими руками», всегда обеспечивает максимальный результат в привлечении внимания малыша с ЗР. Постепенно уходите от жестов, оставляя их в качестве подсказки, эмоционального подчеркивание выразительности, но не формы выражения мысли. А для того чтобы момент, когда действия будут для ребенка менее информативны, чем слова, приблизить как можно скорее, постарайтесь развивать в ребенка логику, абстрактное мышление, которые станут для малыша той опорой, тем инструментом, с помощью которого ребенок быстрее сможет облечь свои эмоции и впечатления в слова.
Не забывайте, что ваша главная цель в развит речи у ребенка - не допустить серьезного отставания его темпов развития от темпов развития его сверстников. Чтобы не допустить задержки развития, необходимо как можно раньше научить малыша владению речью в качестве инструмента познания. В этом смысле, родителям очень важно научить ребенка гибкости мышления, возможности оперировать данными: задавать вопросы, воспринимать обращенную речь. Но в случае ЗР также важно, делать небольшие поступательные шаги в обучении: не стимулировать стремительный рост знаний, хватая и там. и сям, а постоянно закреплять достигнутое, даже отвоевывая новый рубеж. Ребенку с ЗР очень важно понимать то, о чем он говорит, и многократно закрепить понимание на различных примерах. Поэтому ваш диалог должен начинаться с шаблонов. Понятных, наглядных, коротких, сопровожденных тактильным контактом. Усложняя речь, вы всегда должны быть уверены в том, что ребенок усвоил предыдущий урок. Работая над гибкостью речи, отходом от штампов, старайтесь наладить с малышом «механизм обратной связи»: беседуйте, задавайте вопросы. Всегда отрабатывайте «крупное» в миниатюре, стремясь разгрузить восприятие ребенка, освободить от подробностей, отвлекающих внимание деталей, помех восприятия. Помните, если ваш малыш будет способен к самостоятельному оперированию маленьким объемом речевых данных, то точно так же со временем он научится «жонглировать» большим объемом. Поэтому не жалейте времени на построение прочного речевого фундамента, только в этом случае на нем со временем сможет вырасти крепкое строение.
Приложение Стихи и загадки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|