16. Особенности построения текста на материале языка специальности
17. Деловая переписка на промышленном предприятии.
18. Особенности технического описания.
19. Приемы перевода письменной речи.
20. Репродуктивные виды научной и профессиональной письменной речи
Практическое занятие № 1. Предмет и содержание избранной специальности. Роль профессии в современном мире. Язык моей специальности.
Задание 1. Определите значение выделенных слов:
Сопровождать (кого, что?), сфокусироваться (на чем?), одолеть (кого, что?), ученые установили, специфические свойства, аномалия, уникальный, фантастическая гипотеза, обосновать поведение, воспринимает и запечатлевает любое воздействие,
Задание 2. Объясните значение словосочетаний и запомните их:
Теория литературы, в свою очередь, сложна и имеет различные аспекты и разделы. Ее центральное звено — общая поэтика, именуемая также теоретической. Это — учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Наряду с общей поэтикой теоретическое литературоведение включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также о закономерностяхее пребывания и движения в истории (теория литературного процесса).
Задание 3.Используя материал для справок, приведите примеры словосочетаний, характерных для научной речи, с глаголами создавать, находиться, выдвинуть, подвергать, подвергаться.
Задание 4. Измените словосочетания в предложения с предикатом кратким прилагательным. Образец: удивительная стихия – стихия удивительна.
Аккуратная работа, специфические свойства, фантастическая гипотеза, широкая область, конкретные исследования, познавательная перспектива, самостоятельная и уникальная гуманитарная значимость, плодотворный и правильный метод, актуальная тема.
Задание 5.Составьте примеры по модели «прилагательное + существительное» со словами возможность, вероятность уникальность, разность, ясность, способность, специфичность.
Образец: возможность – прекрасная возможность. Приведите свои примеры существительных, характерных для научной речи, которые образованы по этой модели.
Задание 6. Переведите тексты на казахский язык.
Текст 1.Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова
1. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки»
2. Эти дисциплины являются одновременно и служебными и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах. Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности составляет владение ее техникой — ремеслом в самом высоком смысле этого слова.
Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» (Ю.В. Манн) и (в отличие от первых, «базовых») характеризуются как «надстроечные» (В.В. Прозоров). Это прежде всего крайне широкая область конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними, т.е. история литературы, составляющая центр науки о литературе и, можно сказать, ее увенчивающая. И это также предмет нашей книги: теория | |