Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюционный подход к анализу теоретической базы




Слабовидящие дети как объект социальной работы

 

 

Известно, что зрительное восприятие мира является сложной системой взаимосвязанных между собой механизмов поиска, обнаружения, различения, опознания, анализа и синтеза признаков предметного мира.

При нарушенном зрении значительная часть периферийной система зрения страдает, что обуславливает своеобразие зрительных ориентаций, уровень осведомленности о предметном мире значительно снижается. Знание особенностей нарушения зрения позволяет понять психологические особенности личности слабовидящих детей.

Л.С. Выготский в своей книге «Проблемы дефектологии» подчеркнул: «С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться устранением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторно замещающих настраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка» [18].

Впервые в дефектологической науке сущность дефекта была всесторонне проанализирована Л.С. Выготским. Он показал его структуру (первичные и вторичные дефекты) как сложную иерархию функциональных отклонений, их взаимосвязь и неоднозначное влияние на психическое развитие аномального ребенка.

В дальнейшем, развивая учение Л.С. Выготского, Х.С. Замский писал, что при диагностике дефекта довольно часто бывает трудно разграничить процесс компенсации и коррекции вторичных отклонений, однако, путь разграничений состоит в определении степени выраженности дефекта, которая характерезует состояние вторичных отклонений [9].

В этом случае весьма примечательно рассуждение Р.М. Боскинс: «Рассматривая общие закономерности аномального развития ребенка с дефектом той или иной функции, необходимо указать, что первичный симптом для своего преодоления нуждается в медицинском воздействии, притом вторичная симптоматика у аномального ребенка, как правило, поддается корригирующему педагогическому воздействию» [4].

В данном случае положение Л.С. Выготского о том, что понимание механизмов компенсации и коррекции при нарушенном зрении является социальным понятием, а «дефект есть нарост на слепоте, глухоте, немоте. Социальное воспитание победит дефективность» Особенно он выделял роль социального фактора, что подтвердили дальнейшие исследования, наглядно иллюстрирующие эффективность коррекционно-развивающего обучения как средства преодоления психофизической недостаточности у детей с отклонениями в развитии.

Это является методологически важным для понимания того, что прямого воздействия слепота и слабовидение на развитие личности не оказывают, если ребенку своевременно оказывается коррекционно-компенсаторная помощь.

В противовес Л.С. Выготскому, немецкий тифлопедагог и психолог Карл Бюрклен в своей книге «Психология слепых» утверждал, что слепота обуславливает ничем не компенсируемое сужение сфер психической жизни, так же не рассматривал влияние социального фактора на психическое развитие детей с нарушением зрения [10].

Следуя за указаниями Л.С. Выготского о том, что при анализе клинической картины первичного дефекта необходимо учитывать место, которое он занимает в общем физическом развитии ребенка, какова тяжесть и распространенность нарушения и в каком возрастном периоде развития ребенка наступило поражение, выделено на три группы лиц с нарушением зрения:

. Слепота (острота зрения их составляет от 0 до 0, 04 с коррекцией на лучше видящем глазу). Среди них есть тотально слепые и частично слепые, которые имеют светоощущение или форменное зрение.

. Слабовидение - к этой категории относятся дети с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2. Если у ребенка отмечается нарушение зрительных функций, чаще поля зрения, чаще поля зрения, например резкое его сужение (при этом острота зрения может быть высокой) его также относят к слабовидящим. Слабовидение бывает прогрессирующим и стационарным. К первым относят первичную и вторичную глаукому, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментную дегенерацию сетчатки, отслойку сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости [10].

К стационарным относятся: микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней (это пороки развития), стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия.

Слабовидение наступает вследствие аномалий развития или болезней глаз. Также может быть проявление общего заболевания организма, чаще является следствием аномалий рафракции глаза

Одной из самых распространенных глазных патологий является косоглазие и амблиопия. Косоглазие - заболевание с нарушением бинокулярного зрения, в результате отклонения одного из глаз от общей точки фиксации. По данным Э.С. Аветисова и Е.И. Ковалевского от 1,5 до 3% от всей популяции нормально видящих детей [1]. В связи с чем, в 70-х годах прошлого столетия в Советском Союзе была создана сеть специальных дошкольных учреждений для детей с данным заболеванием. В настоящее время в России функционирует около шестисот таких дошкольных учреждений. У истоков создания были врачи-офтальмологи Л.И. Медведь, Л.А. Григорян, тифлопедагог Л.И. Плаксина [7]. Дети с косоглазием и амблиопией - неоднородная группа, имеющая функциональные расстройства зрения. Среди них есть дети, у которых косоглазие возникает на фоне органических поражений зрения, например, астигматизм, нистагм, мышечный парез глаза и другие.

Способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними называется остротой зрения. Мерилом остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем он меньше, тем выше острота зрения.

Известно, что на остроту зрения влияют интенсивность и длина волны света, освещающего тест-объект и фон, направленность света на объект, функциональное состояние сетчатки (способность ее к адаптации, место сетчатки, на которое падает изображение тест-объекта).

Наряду с этим, дополнительными раздражителями являются психологические факторы, такие как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к заглядыванию и другое. Рассмотреть участие всех этих факторов - достаточно сложная задача, между тем, очень важная для точного результата.

Под световой чувствительностью понимается способность сетчатки глаза воспринимать минимальное пороговое световое раздражение. Световая чувствительность меняется в зависимости от освещения. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным услвиям освещения. Различают световую и темновую адаптацию. Под световой чувствительностью понимается способность сетчатки глаза воспринимать минимальное пороговое световое раздражение. Световая чувствительность меняется в зависимости от степени освещения, при нарушенном зрении процесс адаптации снижается. Практическое значение имеет темновая адаптация. Данная функция исследуется с помощью специальных приборов - адаптометров.

Цветоощущение развивается параллельно развитию центрального зрения, отмечают врожденные и приобретенные нарушения цветового зрения. Приобретенные возникают при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва.

Цветоразличие - это способность глаза к восприятию цвета разной яркости и насыщенности. Цветоощущение развивается параллельно развитию центрального зрения. Исследуют состояние цветоощущения зрения с помощью таблиц Е.Б. Бабкина и других цветотестов. Исключительно важна способность глаза различать разнообразие цветовых оттенков. Восприятие цветового многообразия окружающего мира осуществляется колбочками - клетками сетчатой оболочки глаза. В них заложены три типа цветовоспринимающих элементов. Каждый воспринимает только один из трех основных цветов - красный, зеленый, фиолетовый. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов из семи основных цветов спектра - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. М.В. Ломоносов доказал, что основными в спектре являются три цвета - красный, зеленый, фиолетовый или синий, а остальные можно получить их комбинацией. На этом основании Т. Юнг и Г. Гельмгольц высказали предположение о существовании в сетчатке трех элементов (или компонентов), каждый из которых предназначен для преимущественного восприятия только одного из этих цветов. При воздействии на глаз световых лучей возбуждается соответственно тот или другой элемент, что и позволяет воспринимать разнообразие цветовых оттенков [7].

Расстройства цветового зрения могут быть вызваны врожденными или приобретенными нарушениями функции зрительного аппарата или ЦНС. Врожденное нарушение цветового зрения принято называть дальтонизмом. Характеризуется снижением или отсутствием чувствительности к красному и зеленому цветам, что вызывает искаженное восприятие цветовой картины окружающего мира.

Полное отсутствие цветового зрения называется цветовой слепотой или монохромизией. При ней все окружающие предметы воспринимаются в черно-белых тонах.

Приобретенные нарушения цветоощущения возникают при заболеваниях зрительного аппарата ЦНС и нередко характеризуются снижением или отсутствием восприятия всех трех основных цветов. При этом степень понижения чувствительности к восприятию каждого из трех цветов может быть не одинаковой.

Типы нарушения цветового зрения:

полная цветовая слепота, все цвета кажутся серыми (ахромазия);

частичное нарушение цветоразличения, оттенков красного и зеленого цветов (все цвета воспринимаются в двух основных тонах - желтом и голубом);

частичное нарушение цветоразличения к сине-фиолетовой части спектра (в этом случае воспринимаются предметы в красном и голубовато-зеленых тонах).

Среди слабовидящих детей нарушения цветоразличения встречаются часто из-за снижения остроты зрения, особенно осложнено восприятие цветовых оттенков [9].

Приобретенные искажения чувствительности к красному, зеленому и синему цвету обусловлены атрофиями сетчатки, снижением остроты центрального зрения.

При рассматривании предметов ребенком с нормальным зрением изображение отражается на идентичных точках сетчаток, и он видит предмет адекватно, такое зрение носит бинокулярный характер, и объекты воспринимаются стереоскопично, кроме того, с его помощью определяется местоположение объектов в пространстве.

У детей с монокулярным характером зрения затруднен процесс восприятия объемных предметов из-за отсутствия стереоскопического видения.

Периферическое зрение выполняет функцию различения местоположения и движения объектов. При нарушении глазодвигательных функций, например при косоглазии, прослеживание движущихся объектов затруднено. В связи с чем, определение глубины, удаленности, протяженности, объемности значительно страдает.

По статистике Министерства здравоохранения, из 10 недоношенных детей выживают 8, однако раннее рождение приводит к атрофии сетчатки, поэтому детские афтольмологи в настоящее время, говоря о незрелости сетчатки, решают вопрос о сохранении детского зрения [11].

Таким образом, рассматривая структуру зрительного дефекта можно сделать вывод, что все наследственные и органические поражения требуют не только медицинского лечения, но социально-психологического толкования с целью определения его истиной роли в развитии ребенка. Хотелось бы привести высказывание Л.С. Выготского: «Дефект вызывает компенсацию не прямо, а косвенно, через создаваемое им чувство малоценности. Что чувство малоценности есть психологическая самооценка собственной социальной позиции» [18]. Поэтому, чтобы чувство малоценности не преобладало, необходимо раскрывать в ребенке возможности преодоления зрительного дефекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...